Дело № 2-615/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 октября 2011 года п. Ясногорск Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района к муниципальному учреждению «Районный комитет по образованию и делам молодёжи» администрации муниципального района «Оловяннинский район», администрации МОУ «Ононская средняя общеобразовательная школа», администрации МОУ «Калангуйская средняя общеобразовательная школа», администрации МОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Оловяннинский район», Министерству финансов Забайкальского края об обязании обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской службе и военной обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленного требования указал, что ст. 11 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны. Обязательная подготовка граждан к военной службе определяется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441 утверждено Положение о подготовке граждан РФ к военной службе (далее - Положение), а также делегировано право Министерству обороны РФ принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан РФ к военной службе. Согласно «Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы», утверждённой приказом Министра обороны РФ № 9 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010г. (далее - Инструкция) местные (муниципальные) органы управления образованием организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Руководители образовательных учреждений обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы. Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствиями с требованиями федеральных государственных стандартов, которая включает предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, технические средства обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажёр). В ходе прокурорской проверки по соблюдению требований законодательства о воинской обязанности и военной службе в муниципальных образовательных учреждениях установлено, что в нарушение требований законодательства в МОУ «Ононская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» отсутствуют стрелковые тиры или электронные стрелковые тренажёры; в МОУ «Калангуйская средняя общеобразовательная школа» в неудовлетворительном состоянии находится спортивный городок с элементами препятствий, не произведена размётка спортивного городка, отсутствуют гимнастические перекладины и полоса препятствий, не отремонтирован лабиринт. Данные обстоятельства, по мнению прокурора, делают невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, что, в свою очередь, ведёт к нарушению интересов государства, прав обучающихся на получение соответствующего уровня образования, а также создаёт угрозу нарушения прав для несовершеннолетних, которые в последующем будут обучаться в данных школах. Прокурор просит обязать администрации МОУ «Ононская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно обеспечить образовательное учреждение стрелковым тиром (или электронным стрелковым тренажёром); администрацию МОУ «Калангуйская средняя общеобразовательная школа» - обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно произвести ремонт лабиринта, полосы препятствий, произвести размётку спортивного городка, восстановить перекладины. В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования. В дополнение к вышеназванным требованиям просил обязать Министерство финансов Забайкальского края в течение 4 месяцев после вступления решения суда в силу профинансировать проведение мероприятий по созданию в данных муниципальных общеобразовательных учреждениях материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Определением от 16.08.2011г. иски прокурора соединены в одно производство. В связи с поступившими уточнениями прокурора к исковому заявлению судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального района «Оловяннинский район», Министерство финансов Забайкальского края. В судебном заседании старший помощник прокурора Оловяннинского района Бучина С.В. исковые требования, с учётом всех изменений и дополнений, поддержала в полном объёме; дополнительно просила обязать МУ «РКОиДМ» администрации муниципального района «Оловяннинский район» и Администрацию МР «Оловяннинский район» предоставить заявки в Министерство образования Забайкальского края на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Ответчики - МУ «Районный комитет по образованию и делам молодежи» Оловяннинского района, МОУ «Ононская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Калангуйская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа», администрация муниципального района «Оловяннинский район», Министерство финансов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края - представил отзыв на иск, просил рассмотреть дело без его участия /л.д.113-115/. В отзыве на иск ответчик - Министерство финансов Забайкальского края - исковые требования не признал, указывая на то, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счёт средств федерального бюджета; следовательно, создание учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Исследовав письменные материалы дела и позицию лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что в муниципальных общеобразовательных учреждениях Оловяннинского района проводится работа по обучению учащихся начальным знаниям в области обороны и подготовке по основам военной службы (л.д. 74-75). Вместе с тем, в школах (МОУ «Ононская СОШ», МОУ «Золотореченская СОШ») не имеется стрелковых тиров (или электронных стрелковых тренажёров), не оборудован спортивный городок с элементами полосы препятствий (МОУ «Калангуйская СОШ»). Данное подтверждается сообщениями директоров указанных школ (л.д. 29, 49-50, 86), заявлением о признании исковых требований МУ «РКОиДМ» администрации муниципального района «Оловяннинский район» (л.л. 81). Согласно информации администрации муниципального района «Оловяннинский район» (л.д. 76) в бюджете муниципального района на 2011 год целевых средств на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений - установление стрелковых тиров, строительство спортивных городков - не предусмотрено. В соответствии с п.7 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. В соответствии с нормой п.6.1 ст. 29 настоящего Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Это же полномочие предусмотрено и в п. 13 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011). Как видно из вышеуказанных норм, финансовое обеспечение образовательного процесса возложено законодательством на субъекты Российской Федерации. К финансовым обязательствам органов местного самоуправления законом отнесены лишь расходы на содержание зданий и коммунальные расходы. Таким образом, доводы ответчика - Министерства финансов Забайкальского края - о том, что создание учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, противоречит нормам закона, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание. В судебном заседании установлено, что отсутствие необходимой учебно-материальной базы в данных муниципальных общеобразовательных учреждениях обусловлено недостаточным финансированием, что подтверждается письменными пояснениями директоров школ (л.д. 29, 49, 86), а также информацией администрации муниципального района «Оловяннинский район» (л.д. 76). Ссылка ответчика на то, что в 2010 - 2011 гг. в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» на указанные цели из краевого бюджета направлялись денежные средства, не может служить основанием для освобождения его от обязанности, предусмотренной законом, по финансированию расходов, необходимых для организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Вместе с тем, согласно справке МУ «РКОиДМ», представленной по запросу суда, сообщению Комитета по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район», заявки на выделение денежных средств в целях создания необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, а именно обеспечения образовательных учреждений стрелковым тиром, не подавались, так как денежные средства на эти цели в краевом и муниципальном бюджете на 2011 год не предусмотрены. В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 18.01.2011 года №2 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2011 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов на обеспечение государственных гарантий прав граждан и на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях», предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2011 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. В соответствии с указанным Постановлением Правительства Забайкальского края органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежемесячно за десять календарных дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. В этой связи, суд находит дополнительное требование прокурора о возложении на МУ «РКОиДМ» и Администрацию МР «Оловяннинский район» обязанности подать соответствующие заявки в Министерство образования Забайкальского края обоснованным. Кроме того, согласно п.11 «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010, руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Тем самым, обязанность по обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы возложена на руководителей этих учреждений, в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности на администрации указанных школ, суд находит целесообразным и обоснованным. Судом установлено, что в МОУ «Ононская СОШ», МОУ «Золотореченская СОШ» в нарушение требований законодательства о военно-патриотическом воспитании, отсутствует стрелковый тир (или электронный стрелковый тренажёр), в МОУ «Калангуйская СОШ» не оборудован спортивный городок с элементами полосы препятствий. Данные факты не оспариваются и признаются ответчиками - администрациями названных учреждений и МУ «РКОиДМ» администрации муниципального района «Оловяннинский район». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и понуждении ответственных лиц к финансированию и обеспечению создания необходимой учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить. Обязать муниципальное учреждение «Районный комитет по образованию и делам молодёжи» администрации муниципального района «Оловяннинский район» и Администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить заявки на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования Забайкальского края. Обязать Министерство финансов Забайкальского края в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу, профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ «Ононская СОШ», МОУ «Золотореченская СОШ», МОУ «Калангуйская СОШ» учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы. Обязать МОУ «Ононская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Золотореченская средняя общеобразовательная школа» на выделенные денежные средства в течение 2 месяцев с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: оборудовать в образовательном учреждении стрелковый тир или электронный стрелковый тренажёр. Обязать МОУ «Калангуйская средняя общеобразовательная школа» на выделенные денежные средства в течение 2 месяцев с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Сафонова