Об отстранении от наследования недостойного наследника



Дело № 2-341/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года        п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко Л.А. к Ковальской Г.И. об отстранении от наследования недостойного наследника,

                                          УСТАНОВИЛ:

Максименко Л.А. обратилась в суд с иском к Ковальской Г.И. с требованием об отстранении от наследования недостойного наследника.

В обоснование требований указала, что в связи со смертью (дата) ее супруга Максименко И.Ю., открылось наследство по адресу: <адрес>, состоящее из: 1/2 доли в праве собственности на автомобиль марки <данные изъяты>, (дата) года выпуска, гос.номер <данные изъяты>; 1/2 доли в праве собственности на автомобиль марки <данные изъяты>, (дата) годы выпуска, гос.номер <данные изъяты>; 1/2 доли в праве собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., и квартиры по адресу <адрес>. После открытия наследства она обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, где узнала, что дочь умершего Ковальская Г.И. также обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти отца. Считает, что ответчик в силу ч.2 ст. 1117 ГК РФ подлежит отстранению от наследства по закону, как дочь, злостно уклонявшаяся от лежащей на ней в силу закона обязанности по содержанию и уходу за отцом. Наследодатель в силу возраста и болезней с 1992 года нуждался в посторонней помощи и уходе, однако ответчик не заботилась о нем, не осуществляла уход, не предоставляла средства на его лечение. Просит отстранить от наследования по закону Ковальскую Г.И., как злостно уклонявшуюся от выполнения лежавших на ней в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя Максименко И.Ю..

В судебном заседании истец Максименко Л.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель истца по доверенности Моцар А.М. требования истца поддержал.

Ответчик Ковальская Г.И. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее представила суду возражение на исковое заявление, в котором указала, что с требованиями истца не согласна, доводы истицы ложны в силу сложившихся неприязненных отношений между ней и Максименко Л.А. До 1999 года ответчик проживала в <адрес> и навещала отца по мере возможности, предлагала свою помощь, от которой отец отказывался. Потом она переехала в <адрес> и перевезла свою престарелую мать Максименко Н.Н. Истица осознанно чинила препятствия ее общению с отцом, не сообщив даже о его смерти. О здоровье отца она узнавала от посторонних людей и от них же узнала о смерти отца /л.д.20-22/.

Судом в ходе судебного разбирательства были допрошены свидетели, которые суду показали.

Свидетель С.Л.Б., показала, что видела дочь наследодателя Максименко И.Ю. - Ковальскую один раз, в 1992 году в больнице. С семьей Максименко знакома с 1985 года, навещала их ежедневно. Ковальская через Интернет заходила на сайт ее дочери, чтобы узнать общается ли она с семьей отца. Сам Максименко И.Ю. о своей дочери не говорил.

Свидетель М.С.Р., показала, что проживает в <адрес> с 1985 года, с семьей Максименко знакома с 1992 года, после несчастного случая, произошедшего с Максименко И.Ю.. Дочь Максименко И.Ю. не видела ни разу. Думала, что увидит дочь в больнице, после несчастного случая с отцом, но ей сказали, что ее выгнал врач. Про дочь Максименко И.Ю. не говорил, при этом постоянно болел и нуждался в уходе. Ковальская не приезжала, помощи не оказывала.

Свидетель Л.С.И. суду показала, что знает семью Максименко с 1985 года, ответчик приезжала, когда Максименко И.Ю. получил травму, сама она с Ковальской не знакома, нигде с ней не сталкивалась. Из больницы ее выгнали. Сам Максименко И.Ю. ее не разыскивал, но знал, что она уехала из <адрес>, по телефону она с ним не общалась, на похороны не приезжала.

Свидетель Б.Ю.Е. суду показал, что про дочь Максименко И.Ю. ничего не говорил, ухаживала за ним его супруга. Ковальскую он ни разу не видел, но слышал, что она приезжала в больницу к отцу.

Суд заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Максименко И.Ю. и Максименко Л.А. (добрачная фамилия <данные изъяты>) состояли в зарегистрированном браке с (дата) (л.д.7).

(дата) Максименко И.Ю. умер (л.д. 6).

После его смерти наследниками первой очереди по закону являются его супруга Максименко Л.А. и дочь Ковальская Г.И., которые в соответствии с действующим законодательством обратились к нотариусу Оловяннинского нотариального округа Б.Н.А. с заявлением о принятии наследства, в виде 1/2 доли жилого дома в <адрес>, 1/2 доли автомобиля марки <данные изъяты>, (дата) года выпуска, гос.номер <данные изъяты>; 1/2 доли автомобиля марки <данные изъяты>, (дата) годы выпуска, гос.номер <данные изъяты>; 1/2 доли земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м..

В соответствии с ч.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст. 1117 ГК РФ, не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.

По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

Обращаясь в суд с исковым требованием, истец указала, что наследодатель в силу возраста и болезни с 1992 года нуждался в посторонней помощи и уходе, однако ответчик не заботилась о своем отце, не осуществляла уход за ним, не предоставляла средства на лечение.

Согласно положению ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказать обстоятельства на которые ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Согласно части 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке (части 1 и 2 ст. 87 Семейного кодекса Российской Федерации).

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя должно быть подтверждено приговором суда, либо материалами гражданского дела о взыскании алиментов, или другими представленными доказательствами, подтверждающими этот факт (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от (дата) N 6 "О судебной практике по делам о наследовании").

Исходя из этого, подлежал доказыванию истцом факт уклонения ответчика от предоставления содержания наследодателю и то, что это уклонение являлось злостным, т.е. таким, которое умышленно и систематически совершается, несмотря на осведомленность соответствующего лица о своей обязанности, в том числе при наличии прямых просьб о помощи и в других подобных обстоятельствах.

Из показаний свидетелей установлено, что сам наследодатель Максименко И.Ю. ничего о дочери не сообщал, встреч с ней не искал, помощи не просил.

Медицинская документация, которая могла бы свидетельствовать о длительной болезни Максименко И.Ю. и нуждаемости его в уходе, не была представлена. Единственная имеющаяся в деле выписка из амбулаторной карты датирована (дата)/л.д.9/.

Истцом в нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 55, частью 1 статьи 56 и частью 1 статьи 57 ГПК РФ, не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о злостном уклонении ответчика от выполнения лежавших на ней в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя и, как следствием этого обстоятельства, оснований для признания её недостойным наследником и отстранения от наследования имущества в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 1117 ГК РФ.

Учитывая то, что Максименко И.Ю., хотя и состоял на диспансерном учете в лечебном учреждении, лежачим больным не был, являлся получателем пенсии <данные изъяты> с (дата) по день смерти, а также получал ежемесячную денежную выплату по категории «Ветеран боевых действий», и на момент смерти размер выплаты составлял <данные изъяты> руб., суд пришел к выводу о том, что нуждаемость наследодателя Максименко И.Ю. в материальной помощи не была доказана, и оснований для признания Ковальской Г.И. недостойным наследником не имеется.

          Таким образом, при рассмотрении данного спора, фактических оснований для применения положений ч. 2 ст. 1117 ГК РФ, судом не установлено.

На основании вышеизложенного требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Максименко Л.А. к Ковальской Г.И. об отстранении от наследования недостойного наследника, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.

                                                 Судья Сафонова Е.В.