Дело № 2-1046/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года п. Ясногорск Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Санниковой Т.В., с участием старшего помощника прокурора Оловяннинского района Бучиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Степанова А.А. к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства. Степанов А.А. является лицом из числа детей-сирот. Родители: отец - С.А.К. умер (дата), мать- С.Е.И. умерла (дата). Постановлением главы администрации сельского поселения «Долгокычинское» Степнов А.А. с (дата) года поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Однако, до настоящего времени обязательства по предоставлению жилья органами местного самоуправления не исполнены. Жилищные права Степанова А.А грубо нарушены, в связи с чем, просит обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Степанову А.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Степанова А.А.. В судебном заседании старший помощник прокурора Оловяннинского района Бучина С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Истец Степанов А.А. в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представители Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие Из отзыва Министерства финансов Забайкальского края следует, что Министерство не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края. Также ответчик считает, что законодательством не предусмотрено, что на такую категорию, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяется право на внеочередное предоставление жилого помещения, а Степанов А.А. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Из возражения Правительства Забайкальского края следует, что Правительство не является органом, представляющим интересы казны, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Представитель ответчика администрации МР «Оловяннинский район» в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Третьи лица МУ РКО и ДМ Оловяннинского района, администрации сельского поселения « Долгокычинское» в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судом, с учетом мнения прокурора, в порядке ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав старшего помощника прокурора Оловяннинского района Бучину С.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом и усматривается из материалов настоящего дела, Степанов А.А. (дата) года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Отец - С.А.К. умер (дата), мать- С.Е.И. умерла (дата). Постановлением главы администрации <адрес> от (дата) № за несовершеннолетними детьми Степановым А.А., С.Н., С.Ю. закреплено жилое помещение- дом площадью 50 кв.м., находящееся в <адрес>. В соответствии с актом от (дата) закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания, а Степановы признаны нуждающимися в приобретении жилья. Постановлением главы администрации сельского поселения «Долгокычинское» № от (дата) Степанов А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона). 18 декабря 2009 года принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», закрепивший аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 7). Таким образом, Степанов А.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющий закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью органами исполнительной власти Забайкальского края. Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению Степанову А.А жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района «Оловяннинский район», на территории которого Степанов А.А. приобрел данный статус. В свою очередь, Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления этого жилого помещения. Таким образом, с учетом установленного порядка получения и расходования денежных средств на указанные цели, администрация района при получении субвенции, обязана приобрести жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и предоставить его по договору социального найма Степанову А.А.. Степанов А.А. иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доводы Министерства финансов Забайкальского края, что Степанов А.А. как лицо из числа детей-сирот, вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении ( ст. 51 ЖК РФ), и на него не распространяется право на внеочередное предоставление жилого помещения, изложены на ином толковании закона. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.(п. 1 ст. 5 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью") Финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Забайкальского края. По этой причине довод ответчика о том, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, суд считает несостоятельным. Указание Министерства на то, что полномочиями по обеспечению нуждающихся жилыми помещениями оно не наделено, не вызывает сомнений, речь идет лишь о финансовом обеспечении. Доводы представителя Правительства Забайкальского края о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора Правительство Забайкальского края не является, необоснованны. Из положения ст. 4 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК следует, что при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование органов местного самоуправления, наделенных государственным полномочием. Доказательств предоставления в достаточном объеме средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей сирот, не представлено. Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Оловяннинского района в интересах Степанов А.А., удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Степанову А.А. 17.04.1983 года рождения вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации МР «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Степанова А.А.. Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней. Судья Сафонова Е.В. Копия: