решение по иску о признании бездействия судебного пристава исполнителя незаконным



Дело № 2-1057/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Ясногорск                                                      26 декабря 2011 г.

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.,

при секретаре Поветьевой Н.С.,

с участием прокурора Оловяннинского района Бучина В.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оловяннинского района о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Оловяннинского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований заявитель указал, что 26.05.2011 года Оловяннинским районным судом удовлетворено заявление прокурора района: на администрацию сельского поселения «Ононское» (далее администрация СП «Ононское») возложена обязанность - провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и проектов нормативных актов. 20.06.2011 года прокуратурой района исполнительный лист направлен для исполнения в Оловяннинский районный отдел службы приставов УФССП России по Забайкальскому краю (далее Оловяннинский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю). 09.12.2011 года прокуратурой района, в рамках полномочий, проведена проверка соблюдения Оловяннинским РОСП требований федерального законодательства об исполнительном производстве при исполнении решений суда. В ходе проверки установлено, что судебным приставом-исполнителем ФИО3 01.07.2011 года возбуждено исполнительное производство № 9043/11/55/75 в отношении должника администрации СП «Ононское». В постановлениях о возбуждении исполнительных производств должникам установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решений суда. В материалах исполнительного производства в отношении должника администрации СП «Ононское» имеется копия распоряжения главы администрации поселения «Ононское» № 11-ОД от 27.06.2011 года, копии журнала учета нормативных правовых актов и их проектов, поступивших на антикоррупционную экспертизу, копия журнала об опубликовании РПА администрации поселения, копии заключения по результатам антикоррупционной экспертизы четырех нормативных правовых актов Совета поселения «Ононское». Иных материалов и документов в исполнительном производстве нет. Судебным приставом-исполнителем ни разу не был вызван должник по исполнительному производству, объяснения не отобраны, не запрашивались необходимые для исполнения решения суда сведения, информация, материалы, в частности сведения о действующих нормативно- правовых актах администрации СП «Ононское», результатах их антикоррупционной экспертизы, не проводились проверки по исполнению исполнительных документов, не давались физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Просит признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Оловяннинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, выразившееся в непринятии мер (не совершении ни одного исполнительного действия) по исполнению решений Оловяннинского районного суда от 26.05.2011 года в отношении должника администрации сельского поселения «Ононское»,     на которую возложена обязанность провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

В судебном заседании прокурор Оловяннинского района Бучин В.Н. требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д.13).

Суд с согласия прокурора Бучина В.Н., определил рассмотреть дело в отсутствие УФССП России по Забайкальскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В соответствие ст. 56 ГПК РФ УФССП России по Забайкальскому краю судом разъяснено право доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений ( л.д.1,13).

УФССП России по Забайкальскому краю не представил суду доказательства и возражения в установленный срок, что не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, заслушав пояснения прокурора Бучина В.Н., исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела № 2-507\11 г., приходит к следующему.

       На основании исполнительного листа № 2-507/11 от 16.06.2011 года выданного Оловяннинским районным судом (л.д.11 гражданского дела №2-507\11 г.) в отношении должника администрации СП «Ононское» 01.07.2011 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, согласно которому администрация СП «Ононское» Оловяннинского района Забайкальского края обязана провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативно-правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов (л.д.6).

Должнику установлен срок для добровольного исполнения, требований содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.

Из п.3 акта проверки исполнения законодательства Оловяннинским РОСП УФССП России по Забайкальскому краю прокуратурой Оловяннинского района Забайкальского края от 09.12.2011 года, выявлены следующие нарушения: исполнительное производство № 9043/11/55/75 возбуждено 01.07.2011 года приставом - исполнителем ФИО3 об обязании администрации СП «Ононское» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативно- правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно- правовых актов. В материалах исполнительного производства в отношении должника администрации СП «Ононское» имеется копия распоряжения главы администрации поселения «Ононское» № 11-ОД от 27.06.2011 года, копии журнала учета нормативных правовых актов и их проектов, поступивших на антикоррупционную экспертизу, копия журнала об опубликовании нормативно- правовых актов администрации поселения, копии заключений по результатам антикоррупционной экспертизы четырех нормативных правовых актов Совета поселения «Ононское». Иных материалов и документов в исполнительном производстве нет (л.д.8-10).

            В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина: 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор;

Из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

В п. 4 ст.3 указанного Закона определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы ( пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

             В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу п. 1 статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

С учетом норм материального права установлено бездействие судебного пристава-исполнителя Оловяннинского районного отдела УФССП, выразившееся в непринятии мер по своевременному исполнению исполнительного документа в рамках возбужденного исполнительного производства в отношении должника администрации СП «Ононское».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Оловяннинского отдела УФССП России по Забайкальскому краю, выразившиеся в несвоевременном принятии мер к исполнению решения суда от 15.06.2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора о возложении на администрацию сельского поселения «Ононское» обязанность провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

          Обязать судебного пристава-исполнителя Оловяннинского отдела УФССП России по Забайкальскому краю, в срок до 01.02. 2012 года принять меры к исполнению решения суда от 15.06.2011 года, провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.

        Судья:         подпись.