Решение по иску о включении периодов работы в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии



Гражданское дело № 2- 177/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2012 г.       п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Санниковой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Картавцевой Л.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края о включении периодов работы в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии,

                                                   УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указала следующее.

Она является педагогическим работником, в связи с достижением двадцатипятилетнего педагогического стажа, имеет право на получение пенсии. (дата) обратилась в Оловяннинский отдел пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии. В соответствии с заключением от (дата), ей было отказано, поскольку период с (дата) по (дата) - обучение в высшем учебном заведении - <институте>, не был включен. До поступления в высшее учебное заведение она работала учителем математики в <школе>, после окончания института продолжила работу в должности учителя истории в <школе>.

Просит признать право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и включить в стаж период обучения в высшем учебном заведении с (дата) по (дата). Обязать ответчика назначить трудовую пенсию с (дата) и произвести перерасчет.

В судебном заседании истец Картавцева Л.В. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель УПФ В Агинском Бурятском округе Забайкальского края по доверенности Кочнева Т.Н., в судебном заседании требования истца не признала, просила отказать. В обоснование своих возражений указала, что период учебы с (дата) по (дата) не включен в специальный стаж, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, учеба в высших учебных заведениях не предусмотрена. Также представила отзыв на исковое заявление.

         Суд заслушав истца, представителя пенсионного фонда, исследовав представленные доказательства приходит к нижеследующему.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

         В судебном заседании установлено из трудовой книжки истицы Картавцевой Л.В., что она (дата) была принята на должность учителя математики в <школе>.

(дата) была освобождена от занимаемой должности, в связи с поступлением на учебу в пединститут.

В период с (дата) по (дата) обучалась в высшем учебном заведении - <институте>

         (дата) назначена учителем истории <школе>.

С заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, (дата).

На день обращения истца за назначением пенсии, общая суммарная продолжительность ее педагогической деятельности составляла более 25 лет, то есть право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наступило со дня обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии. При этом период обучения в высшем учебном заведении подлежал включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за N 320-О от 5 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку периоду, не зачтенному ответчиком в специальный педагогический стаж истца с (дата) по (дата), суд руководствуется, в том числе действовавшими в тот период времени нормативными правовыми актами.

В течение спорного периода действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.

В соответствии с п.п. «а» п.1 ст. 1 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пенсия за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения назначается: учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Согласно приложению к вышеуказанному Постановлению Совета Министров, Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается: время обучения в высших и средних специальных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 с 01.10.1993 года Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу, в виду принятия Закона РФ «О государственных пенсиях».

В соответствии с п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с действующими в спорный период Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения и Порядком зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94, (с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 N 400), в педагогический стаж работы засчитывалось время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам, кроме периода, указанного в пункте 2 (пп. «в» п.3).

Лицам, не имевшим педагогического образования, время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении, дошкольном, внешкольном учреждении, детском доме продолжалась не менее 9 месяцев.

Таким образом, время обучения истца в период с (дата) по (дата) в высшем учебном заведение - Читинском <институте> подпадает под действие Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Так, 2/3 от требуемого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности истицы, составляет 16 лет и 7 месяцев. Зачтенный ответчиком педагогический стаж работы Картавцевой Л.В. в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 20 лет 9 месяцев 28 дней, что намного превышает 16 лет и 7 месяцев, установленных пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397.

Отказывая (дата) Картавцевой Л.В. УПФР в Агинском Бурятском округе Забайкальского края указало на то, что педагогический стаж истца составляет 20 лет 9 месяцев 28 дней и период с (дата) по (дата) - обучения в высшем учебном заведении <институте> в специальный стаж не входит, в виду того, что в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды учебы не предусмотрены для включения в страховой стаж.

С данным выводом суд не может согласиться.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.

В спорные периоды учебы истца (до 01 октября 1993 года) действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Поэтому, суд руководствовался указанными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 Положения зачету в педагогический стаж подлежало время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, при условии, если непосредственно этому периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Между тем, истцом представлены доказательства, которые не оспариваются ответчиком, что перед поступлением в педагогический институт предшествовал период работы истца с (дата) по (дата) в должности учителя математики <школе>.

(дата) истец была зачислена в высшее учебное заведение <институте>, который окончила (дата), и была отчислена (дата).

После окончания педагогического института истец с (дата) продолжила работу в должности учителя истории <школе>.

Ссылка представителя ответчика на то, что Положение от 17 декабря 1959 года N 1397 отменено с 1 октября 1993 года постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953, в связи с чем, пункт 4 указанного Положения не может применяться на момент принятия решения о назначении пенсии истцу, а его соблюдение должно быть оценено на 22.09.1993 года, не может быть принята судом.

Так, на (дата) истец в силу своего возраста не могла выработать 25 летний стаж педагогической деятельности, а п. 4 Положения от (дата) N 1397 устанавливает вышеуказанное соотношение (2/3) именно от 25-летнего стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения пенсии. При этом в 1993 году истец не обращалась за назначением пенсии, поэтому оценка продолжительности ее педагогического стажа на (дата), не правомерна.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, статьям 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом вышеизложенного и соблюдением требований законодательства, исковое заявление Картавцевой Л.В. подлежит удовлетворению.

       Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Требования Картавцевой Л.В. удовлетворить.

       Включить в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью, период обучения в высшем учебном заведении с (дата) по (дата).

       Обязать Управление ПФРФ в Агинском Бурятском округе Забайкальского края назначить Картавцевой Л.В. трудовую пенсию с 01.11.2011 года и произвести перерасчет.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца.

                     Судья               Сафонова Е.В.