Решение по иску о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, понуждении провести антикоррупционную экспертизу всех действующих актов



Дело № 2-128/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года                                          п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., с участием старшего помощника прокурора Оловяннинского района Никифоровой Ж.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оловяннинского района о признании незаконным бездействия Совета сельского поселения «Единенское», выразившегося в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, понуждении провести антикоррупционную экспертизу всех действующих актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов,

УCТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанными заявлениями ссылаясь на то, что Советом сельского поселения «Единенское» антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении экспертиз не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов Советом поселения. Просит признать бездействие Совета сельского поселения «Единенское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

В судебном заседании старший помощник прокурора Никифорова Ж.Н., требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель Совета сельского поселения «Единенское» Бальжинимаева С.Б. в судебном заседании участия не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также в заявлении указала, что антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов в Совете сельского поселения «Единенское» проводится, в соответствии с утвержденным порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления сельского поселения «Единенское» и их проектов.

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Правом на обращение в суд в порядке главы 25 ГПК РФ обладает и прокурор, при подаче заявления в интересах неопределенного круга лиц, указанных в ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В статье 3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека.

Таким образом, в связи с бездействием Совета сельского поседения «Единенское», выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.

Из материалов дела установлено, что прокуратурой Оловяннинского района была проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой были выявлены нарушения данного законодательства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п. 2 ст. 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

В п. 4 ст.3 указанного Закона определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. ( пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Из представленных материалов установлено, что Советом сельского поселения «Единенское» Оловяннинского района Забайкальского края 05.08.2011 года принято решение № 66 «Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления сельского поселения «Единенское» и их проектов».

При этом, согласно объяснению главы администрации сельского поселения «Единенское» Першина А.Н. антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов в администрации поселения не проводится. Совет поселения антикоррупционную экспертизу также не проводит.

Советом сельского поселения «Единенское» не представлены доказательства о фактическом проведении экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, по форме заключения экспертизы в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в Постановлении №96 от 26 февраля 2010 года.

В соответствии с определением Оловяннинского районного суда от 12.01.2012 года о подготовке дела к судебному разбирательству, судом разъяснены обязанности заинтересованным лицам о предоставлении возражений и доказательств, в случае несогласия с требованиями, заявляемыми прокурором.

На основании вышеизложенного, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета сельского поселения «Единенское» Оловяннинского района Забайкальского края, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Обязать Совет сельского поселения «Единенское» Оловяннинского района Забайкальского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца.

Судья                       Сафонова Е.В.