решение о предоставлении внеочередного жилого помещения



Дело № 2-260/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2012 года                                                   п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Киргизовой А.Н. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Администрации муниципального района «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства. Киргизова А.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители: отец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ умер, мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Администрации муниципального района «<адрес>» Киргизова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. Однако, до настоящего времени обязательства по предоставлению жилья органами местного самоуправления не исполнены.

Жилищные права Киргизовой А.Н. грубо нарушены, в связи с чем, просит обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» предоставить Киргизовой А.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края расходы Администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Киргизовой А.Н..

В судебном заседании старший помощник прокурора Оловяннинского района Бучина С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

           Истец Киргизова А.Н. в судебном заседании не участвовала, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

           Из отзыва Министерства финансов Забайкальского края следует, что Министерство не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края.

Также ответчик считает, что законодательством не предусмотрено, что на такую категорию, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяется право на внеочередное предоставление жилого помещения. Киргизова А.Н. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Киргизовой А.Н. не представлены документы, подтверждающие, что она в установленном законом порядке признана малоимущей.

Просит суд отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству финансов Забайкальского края за необоснованностью.

Из возражения Правительства Забайкальского края следует, что Правительство не является органом, представляющим интересы казны, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Просит суд отказать в удовлетворении требований, заявленных к Правительству Забайкальского края.

Представитель ответчика Администрации МР «Оловяннинский район» и третьего лица МУ Районный комитет образования и делам молодежи в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представители Министерства финансов Забайкальского края, Правительств Забайкальского края заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

           Судом, с учетом мнения прокурора, в порядке ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав старшего помощника прокурора Оловяннинского района Бучину С.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и усматривается из материалов настоящего дела, Киргизова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.

Отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Администрации муниципального района «Оловяннинский район» №544 от 13.12.2011г. Киргизова А.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении при Администрации муниципального района «Оловяннинский район».

Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона).

18 декабря 2009 года принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», закрепивший аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 7).

Таким образом, Киргизова А.Н., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью органами местного самоуправления.

Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению Киргизовой А.Н. жилого помещения должна быть возложена на Администрацию муниципального района «Оловяннинский район», на территории которого Киргизова А.Н. приобрела данный статус.

В свою очередь, Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления этого жилого помещения.

Таким образом, с учетом установленного порядка получения и расходования денежных средств на указанные цели, администрация района при получении субвенции, обязана приобрести жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и предоставить его по договору социального найма Киргизовой А.Н..

Киргизова А.Н. иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы Министерства финансов Забайкальского края о том, что Киргизова А.Н. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (ст. 51 ЖК РФ), и на него не распространяется право на внеочередное предоставление жилого помещения, основаны на ином толковании закона и являются несостоятельными.

Финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.(п. 1 ст. 5 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью")

Финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по предоставлению жилых помещений осуществляется из бюджета Забайкальского края. По этой причине доводы ответчика о том, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, суд считает несостоятельным.

Указание Министерства финансов на то, что полномочиями по обеспечению нуждающихся жилыми помещениями оно не наделено, не вызывает сомнений, речь идет лишь о финансовом обеспечении.

Доводы представителя Правительства Забайкальского края о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора Правительство Забайкальского края не является, необоснованны.

Из положения ст. 4 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК следует, что при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование органов местного самоуправления, наделенных государственным полномочием.

Доказательств предоставления в достаточном объеме средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, не представлено.

Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Оловяннинского района в интересах Киргизовой А.Н., удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Киргизовой А.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края Администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Киргизовой А.Н..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке всудебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца.

Судья                                                      Сафонова Е.В.