2-767\2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года. г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Чеглакова Л.Л.,
при секретаре Ляховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Букиной А.С. к Егерь С.В., и к Назаровой Л.В. о признании права собственности на долю дома и о включении имущества в наследственную массу,
У С Т АН О В И Л:
Букина А.С. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании за ней права собственности на <данные изъяты> долю садового домика, о включении в наследственную массу наследодателя В садового дома, расположенного по адресу: <адрес> участок №, общая площадь домика <данные изъяты> кв.м., инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> руб., и о признании за наследниками по закону Букиной А.С., Егерем С.В. и Назаровой Л.В. права собственности по <данные изъяты> доли садового домика. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг В., после смерти которого открылось наследство: садовый домик, расположенный по адресу: <адрес>, участок №. До смерти муж не зарегистрировал в установленном порядке право собственности на указанную недвижимость. Поскольку дом она и муж строили вместе, находясь в браке, то просит суд признать за ней право собственности на <данные изъяты> долю указанного дома и включить дом в наследственную массу наследодателя.
В судебном заседании Букина А.С. и ее представитель Бибилова И.В. отказались от требований в части признания за наследниками по закону Букиной А.С., Егерем С.В. и Назаровой Л.В. права собственности по <данные изъяты> доли садового домика, в остальной части иска требования уточнили, просят признать право собственности Букиной А.С. на <данные изъяты> долю садового дома, а так же включить в наследственную массу наследодателя В принадлежащую последнему <данные изъяты> доли садового дома. По существу Букина А.С. показала, что строительство садового дома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы вела совместно с супругом и на совместные средства, помогала ему во всем. Пояснила, что при жизни супруг не успел зарегистрировать дом, и включение <данные изъяты> доли дома в наследственную массу необходимо для получения свидетельства о праве на наследство.
Определением Олонецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ Букиной А.С. от части иска принят как не противоречащий закону.
Ответчик Назарова Л.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных Букиной А.С. требований.
Ответчик Егерь С.В. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, возражений на иск либо ходатайств об отложении дела не представил.
Выслушав пояснений сторон и показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации к имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, получаемые ими пенсии и пособия, а также и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что садовый дом был получен наследодателем В по безвозмездным сделкам, в материалах дела не имеется.
То обстоятельство, что садовый дом строился во время брака В с истицей и на совместные средства, сторонами не оспаривалось.
Изложенное подтверждается показаниями свидетеля Л., который показал в судебном заседании, что с В вместе работали в <данные изъяты> ПРМК<данные изъяты>, и В имел в товариществе «<данные изъяты>» земельный участок. Пояснил, что В при жизни вместе с супругой Букиной А.С. на этом земельном участке строили садовый домик.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. При этом доля умершего супруга в этом имуществе входит в состав наследства и переходит к наследникам.
Таким образом, совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона и получение свидетельства как документа, доказывающего право супруга на долю в общем имуществе, приобретенном в период брака, является правом пережившего супруга, а не его обязанностью.
В силу положений действующего гражданского законодательства об общей собственности супругов (статья 34 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 256 Гражданского кодекса Российской Федерации) право собственности одного из супругов на долю в имуществе, нажитом во время брака, не прекращается после смерти другого супруга.
С учетом изложенного требования Букиной А.С. о признании за ней права собственности на <данные изъяты> доли садового домика являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о включении в наследственную массу наследодателя В <данные изъяты> доли садового домика суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. До оформления регистрации вновь созданное недвижимое имущество не считается объектом права собственности, оно рассматривается законом как незавершенное.
Согласно постановления <данные изъяты> администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Главы администрации <данные изъяты> №-р от ДД.ММ.ГГГГ за В закреплен в собственности земельный участок в садоводческом товариществе «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно Кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, участок № возведен одноэтажный садовый дом, год ввода в эксплуатацию - <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв.м., инвентаризационный номер №, приложен поэтажный план.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принадлежности правоустанавливающего документа, - свидетельства на право собственности на землю №, выданного райкомземом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись № на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер № на имя В, за В. Решение суда вступило в законную силу.
Согласно карточки учета строений и регистрационному удостоверению № <данные изъяты> центра «Недвижимость» в отношении садового дома, расположенного по адресу: <адрес> участок №, осуществлен государственный технический учет на основании свидетельства на право собственности на землю №, выданного райкомземом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Правообладателем указан В
Как следует из объяснений истицы, В при жизни не успел оформить в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, удостоверяющие право собственности на недвижимость, поскольку ДД.ММ.ГГГГ скончался.
В и Букина А.С. состояли в браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ В, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной нотариусом Олонецкого нотариального округа Пахомковой С.М., усматривается, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ В, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ открыто наследственное дело №
Изучение наследственного дела показало, что с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратились супруга наследодателя Букина А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>, и дети наследодателя: сын Егерь С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный по адресу: <адрес>, и дочь Назарова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>.
То обстоятельство, что В не имел и не получил при жизни свидетельство о государственной регистрации собственности на садовый дом не может являться основанием для лишения его права собственности.
При таких обстоятельствах суд считает, что <данные изъяты> доля садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, участок № подлежит включению в наследственную массу наследодателя В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Букиной А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на <данные изъяты> долю садового домика, расположенного по адресу: <адрес> участок №, общая площадь домика <данные изъяты> кв.м.
Включить в наследственную массу имущества, принадлежащего В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> долю садового домика, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, общая площадь домика <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней через Олонецкий районный суд Республики Карелия.
Судья: (подпись) Л.Л.Чеглаков.
Копия верна: зам. председателя суда Л.Л. Чеглаков.