об отмене решения комиссии УПФ РФ в г.Олонец Р, о включении периодов работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначении пенсии



№ 2-910/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 г.                              г. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г., при секретаре Ляховой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Т.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец Республики Карелия об отмене решения комиссии об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

установил:

Васильева Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец Республики Карелия (далее по тексту ГУ-УПФ в г. Олонец) по тем основаниям, что она работает воспитателем в МОУ «Мегрегская СОШ» и в стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, не включены следующие периоды её работы: курсы повышения квалификации - с 19.03.2007 г. по 07.04.2007 г, 24.09.2009 г., 01.10.2009 г., 08.10.2009 г., 15.10.2009 г., 22.10.2009 г., 29.10.2009 г., 05.11.2009 г., 12.11.2009 г.; периоды работы по неполной ставки: (0,98) - с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г.; (0,89) - с 01.01.2001 г. по 15.02.2001 г., с 17.02.2001 г. по 18.02.2001 г., с 20.02.2001 г. по 24.05.2001 г.; (0,90) - с 25.05.2001 г. по 31.12.2001 г.; (0,99) - с 01.01.2002 г. по 02.01.2002 г., с 05.01.2002 г. по 30.09.2002 г. Указывает, что с данным решением она не согласна, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В детском саду МОУ «Мегрегская СОШ» в период работы по неполной ставке не выполнялись нормы рабочего времени, установленные на ставку заработной платы. Это было установлено Решением Олонецкого районного Совета Представительного органа местного самоуправления района от 04.07.1997 г. «О снижение недельной нагрузки воспитателям дошкольных образовательных учреждений». В связи с изложенным, просит суд отменить решение об отказе в установлении пенсии от 03.08.2011 г., включить указанные в иске периоды в стаж педагогической деятельности и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с 25.07.2011 года.

          В судебном заседании истица Васильева Т.В. иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.

          Представитель ГУ-УПФ в г. Олонец РК Логинова Л.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основания, изложенным в решении комиссии. Стаж работы у Васильевой Т.В. в связи с педагогической деятельностью составляет 22 года 10 месяцев 25 дней, то есть менее требуемого 25 лет. Поэтому для назначения пенсии применить статью 27 п.1 пп.19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях РФ» оснований не имеется.

         Представитель третьего лица Муниципального образовательного учреждения «Мегрегская средняя общеобразовательная школа» Кекшоева Т.И. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, так как в оспариваемые периоды истица осуществляла педагогическую деятельность.

         Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно копии трудовой книжки Васильевой Т.В. (фамилия до брака ....) истица после окончания Петрозаводского педучилища №2, 01.04.1985 г. была принята на работу воспитателем в детский сад совхоза «Мегрегский». 31.12.1992 г. ясли-сад №7 совхоза «Мегрегский» передан в подчинение Олонецкого районного отдела народного образования. 06.12.1999 г. ясли-сад №7 переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Рябинушка», Васильева Т.В. принята воспитателем данного детского сада. 15.08.2000 г. МДОУ детский сад №7 «Рябинушка» реорганизован в Муниципальное образовательное учреждение «Мегрегская средняя общеобразовательная школа», Васильеву Т.В. считать принятой воспитателем МОУ «Мегрегская средняя общеобразовательнаяшкола», 03.04.2008 г. муниципальное общеобразовательное учреждение «Мегрегская средняя общеобразовательная школа» с 03 апреля 2008 года переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Мегрегская основная общеобразовательная школа», 16.03.2009 г. Васильевой Т.В. присвоена вторая квалификационная категория по должности «воспитатель», 11.07.2011 г. муниципальное общеобразовательное учреждение «Мегрегская основная общеобразовательная школа» с 11 июля 2011 года переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Мегрегская средняя общеобразовательная школа»

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 03.08.2011 г. №233 Васильевой Т.В., 23.09.1965 г.р. не зачтены в стаж педагогической деятельности в том числе следующие спорные периоды работы: курсы повышения квалификации - с 19.03.2007 г. по 07.04.2007 г., 24.09.2009 г., 01.10.2009 г., 08.10.2009 г., 15.10.2009 г., 22.10.2009 г., 29.10.2009 г., 05.11.2009 г., 12.11.2009 г.; периоды работы Васильевой Т.В., которые в индивидуальных сведениях, представленных работодателем, отражены как педагогическая работа: с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г. на 0,98 ставки, с 01.01.2001 г. по 15.02.2001 г. на 0,89 ставки, с 17.02.2001 г. по 18.02.2001 г. на 0,89 ставки, с 20.02.2001 г. по 24.05.2001 г. на 0,89 ставки, с 25.05.2001 г. по 31.12.2001 г. на 0,90 ставки, с 01.01.2002 г. по 02.01.2002 г. на 0,99 ставки, с 05.01.2002 г. по 30.09.2002 г. на 0,99 ставки. Таким образом, стаж работы в связи с педагогической деятельностью составил 22 года 10 мес. 25 дней. В виду отсутствия требуемых 25 лет стажа комиссия дала заключение об отсутствии у истицы права на установление досрочной трудовой пенсии, вследствие чего, УПФ РФ в г. Олонец РК приняло решение №738047 от 03.08.2011 г. об отказе в установлении пенсии Васильевой Т.В.

Из представленных приказов по предприятию следует, что Васильева Т.В. направлялась на курсы повышения квалификации: 05,12 ноября 2009 г. с сохранением заработной платы (пр.№81 от 23.11.2009 г.), с 19.03.2007 г. по 07.04.2007 г. с сохранением средней заработной платы (пр.. № 23-а от 19.03.2007 г)., 24.09.2009 г. (пр. № 66 от 29.09.2009 г.), 01.10.2009 г., 08.10.2009 г., 15.10.2009 г., 22.10.2009 г., 29.10.2009 г. с сохранением заработной платы (пр. № 71 от 20.10.2009 г.)

Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, пенсия по старости назначается независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 « О трудовых пенсиях в РФ».

На основании п. 4 Правил периоды выполняемой до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени ((педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). С 01.09.2000 года воспитателям дошкольных образовательных учреждений, детских садов норма педагогической (учебной) нагрузки за ставку заработной платы установлена 36 часов в неделю.

10.07.1992 года принят Закон РФ «Об образовании». Статьей 31 ч.2 п.2 Закона установлено, что к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится формирование местных бюджетов в части расходов на образование и принятие местных нормативов финансирования системы образования, а п.11 этой же ст. 31 установлено, что к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится установление дополнительных льгот, стимулирующих развитие образования.

На основании Закона «Об образовании» Олонецкий районный Совет 04.07.1997 года принял решение «О снижении недельной нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений до 30 часов в неделю с сохранением установленных должностных окладов. Оба Закона - и «О государственных пенсиях» и «Об образовании» равнозначны по применению. Закон «О государственных пенсиях» не содержит условие о выработке полностью нормы часов. Закон «Об образовании» предоставил возможность органам местного самоуправления с учетом конкретных условий предоставлять льготы работникам образовательных учреждений.

26.06.2002 года Олонецкий районный Совет решением № 61 отменил решение от 04.07.1997 года и принял Постановление, по которому с 01.09.2002 года норма часов была установлена 36 часов в неделю.

Таким образом, при разрешении иска суд исходит из нормы часов 30 в неделю в период с 01.09.1997 года по 31.08.2002 года. При этом суд учитывает, что решение комиссии вынесено лишь на основании Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года без учета требований названных Законов. Кроме того, само Постановление не содержит указание на определенное число часов, определяющее норму рабочего времени. Формулировка ст.4 абзаца 1 … «начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы ) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)» означает: установление нормы часов компетентным органом в соответствии с действующим законодательством и полная ставка заработной платы. Норма часов установлена Олонецким районным Советом в соответствии с Законами «О государственных пенсиях» и «Об образовании».

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки. С учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

Кроме того, для отдельных категорий работников, к каковым относятся и педагоги, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №233 от 03.08.2011 г. суд признает незаконным, вследствие чего зачитывает Васильевой Т.В. в стаж работы, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды: курсы повышения квалификации - с 19.03.2007 г. по 07.04.2007 г, 24.09.2009 г., 01.10.2009 г., 08.10.2009 г., 15.10.2009 г., 22.10.2009 г., 29.10.2009 г., 05.11.2009 г., 12.11.2009 г.

То, что истица в данные периоды не работала с воспитанниками, не может служить основанием для исключения спорных периодов из стажа. Указанные выше курсы, были непосредственно связаны с педагогической деятельностью, на указанных мероприятиях истица присутствовала как педагог. За время нахождения истицы на данных мероприятиях за ней сохранялось место работы, средняя заработная плата, а также уплачивались взносы в пенсионный фонд. Таким образом, указанные периоды работы подлежат включению в льготный стаж ее работы в связи с осуществлением в данные периоды работы педагогической деятельности.

Также суд полагает, что включению в стаж педагогической деятельности подлежат периоды, в которые не выполняла норму часов (36), в связи с постановлением Мэрии Олонецкого района, то есть недельная норма часов была снижена для воспитателей до 30 часов, в индивидуальных сведениях отражена неполная ставка: с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г. (0,98 ставки), с 01.01.2001 г. по 15.02.2001 г. (0,89), с 17.02.2001 г. по 18.02.2001 г. (0,89), с 20.02.2001 г. по 24.05.2001 г. (0,89), с 25.05.2001 г. по 31.12.2001 г. (0,90), с 01.01.2002 г. по 02.01.2002 г. (0,99), с 05.01.2002 г. по 30.09.2002 г. (0,99). При этом, суд учитывает, что вынесение данного Постановления от волеизъявления истицы не зависело, она исполняла свои функциональные обязанности в полном объеме.

Таким образом, стаж педагогической деятельности на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии 25 июля 2011г. составляет 25 лет 15 дней.

Васильева Т.В. впервые обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 25 июля 2011 г.

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу Васильевой Т.В. госпошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Васильевой Т.В. удовлетворить.

Отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда в г. Олонец Республики Карелия № 233 от 03.08.2011 г. в части отказа Васильевой Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Зачесть Васильевой Т.В. в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды: курсы повышения квалификации с 19.03.2007 г. по 07.04.2007 г, 24.09.2009 г., 01.10.2009 г., 08.10.2009 г., 15.10.2009 г., 22.10.2009 г., 29.10.2009 г., 05.11.2009 г., 12.11.2009 г.; периоды работы с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г., с 01.01.2001 г. по 15.02.2001 г., с 17.02.2001 г. по 18.02.2001 г., с 20.02.2001 г. по 24.05.2001 г., с 25.05.2001 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 02.01.2002 г., с 05.01.2002 г. по 30.09.2002 г., а всего: 2 года 1 месяц 20 дней.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда в г. Олонец Республики Карелия назначить Васильевой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 25 июля 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда в г. Олонец Республики Карелия в пользу Васильевой Т.В. государственную пошлину в сумме 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: /подпись/        Е.Г. Великанов

Копия верна: Судья:        Е.Г. Великанов

Решение в окончательной форме составлено 24.10.2011 г.