по иску Сычёвой к УПФ РФ на решение об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Ольховка

«

13

»

июля

20

10

г.

(место составления)

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего – судьи Сарафанова С.А.,

при секретаре – Стрельниковой Г.В.,

с участием:

истца – Сычёвой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычёвой Светланы Николаевны к Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области (далее УПФ) о признании незаконным решения УПФ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, понуждении в выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Ольховский районный суд Волгоградской области к ответчику с требованием:

- признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Сычёвой Светлане Николаевне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;

- обязать Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области выдать Сычёвой Светлане Николаевне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал как женщине, родившей третьего ребёнка после 01 января 2007 года;

- взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области в пользу Сычёвой Светланы Николаевны 100 рублей в счёт возмещения расходов по уплате госпошлины;

В обоснование заявленных требований истец указала: она Сычёва Светлана Николаевна, имеет двух детей: Михаила Дата обезличена года рождения и Никиту Дата обезличена года рождения.

Дата обезличена года у неё родился третий ребёнок Георгий, который спустя несколько часов после рождения умер.

В апреле 2010 года она обратилась с заявлением в УПФ о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребёнка, родившегося после 01 января 2007 года.

По результатам рассмотрения её заявления УПФ было вынесено решение за Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с непредставлением ею свидетельства о рождении третьего ребёнка.

С указанным решением она не согласна, считает его незаконным по следующим основаниям:

Круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, а также основания возникновения данного права указаны в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон №256-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона №256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего и последующих детей (ребёнка) начиная с 1 января 2007 года.

Как следует из смысла указанного федерального закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины именно в связи с рождением ребёнка, а не с количеством детей, оставшихся к моменту подачи заявления.

Согласно ст.5 Закона №256-ФЗ лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путём подачи заявления в территориальный орган УПФ.

Таким образом, действующим законодательством не устанавливается зависимость возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки от факта нахождения ребёнка в живых. Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребёнка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего и последующих детей.

Согласно п.2 ст.20 Федерального закона от 15.11.1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребёнок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти, но на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдаётся только свидетельство о смерти ребёнка. Государственная регистрация рождения и смерти ребёнка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдаётся только свидетельство о смерти ребёнка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдаётся документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребёнка, умершего на первой неделе жизни.

Следовательно, федеральным законом, являющимся в данном случае, специальным, не предусмотрена выдача свидетельства о рождении ребёнка, умершего на первой неделе жизни, при данных обстоятельствах, предоставление свидетельства о рождении ребёнка, в случае его смерти на первой недели жизни, объективно невозможно.

Таким образом, она в подтверждение факта рождения третьего ребёнка могла представить ответчику, только справку о его рождении формы №26.

Ограничение возможности женщины на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни её ребёнка и наличия у неё именно свидетельства о рождении ребёнка законом не предусмотрено, в связи с чем, считать документом для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала исключительно свидетельство о рождении ребёнка несостоятельно.

Следовательно, выдача сертификата при предъявлении справки о рождении ребёнка допускается по закону, и она имеет право на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Более того, согласно ч.2 ст.5 Закона №256-ФЗ форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующие Правила подачи заявления утверждены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», в соответствии с п.5 которых, одним из документов, предъявляемых гражданами одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

Таким образом, уполномоченным органом не предусмотрена необходимость предоставления исключительно свидетельства о рождения ребёнка, в качестве документа подтверждающего его рождение.

При таких обстоятельствах отказ ответчика в выдаче ей государственного сертификата по мотиву не предоставления свидетельства о рождении третьего ребёнка ограничивает её право на получение дополнительной государственной поддержки, гарантированной Законом №256-ФЗ как женщине, родившей третьего ребёнка начиная с 1 января 2007 года.

В судебном заседании истица Сычёва С.Н. поддержала заявленные исковые требования изложив их указанным образом.

В судебное заседание представитель ответчика УПФ РФ в Ольховском районе Волгоградской области не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания был уведомлён, заявлений об отложении дела суду не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд с согласия истца определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом уведомлённого о времени и месте судебного заседания.

Выслушав истца, изучив представленные сторонами доказательства и материалы дела, суд пришёл к следующему.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона №256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Судом установлено, что у истца Сычёвой С.Н. Дата обезличена года рождения уроженки с..., до 1 января 2007 года родила и имеет двух несовершеннолетних детей: ФИО5 Михаила ФИО6 Номер обезличен года рождения (свидетельство о рождении IV-ЛЮ Номер обезличен) и ФИО7 Никиту ФИО8 Дата обезличена года рождения (свидетельство о рождении I-РК Номер обезличен).

Дата обезличена года у истца Сычёвой С.Н. родился сын ФИО9 Георгий ФИО10, что подтверждается справкой о рождении Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной отделом ЗАГС администрации ... ..., который умер Дата обезличена года, что подтверждается свидетельством о смерти Номер обезличен, выданным отделом ЗАГС администрации ... ....

Таким образом, у истца Сычёвой С.Н. после 1 января 2007 года родился третий ребёнок, который умер на первой неделе жизни.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона №256-ФЗ, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей – это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учётом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

Целью Закона №256-ФЗ, является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки (подп.2 п.1 ст.3 Закона №256-ФЗ).

Право на дополнительную государственную поддержку у женщин родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, может быть реализовано ими не ранее не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (п.7 ст.3 Закона №256-ФЗ).

Из содержания приведённых выше положений Федерального закона №256-ФЗ, следует понимать, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у неё имеется (ею воспитывается) не менее двух рождённых (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 1 января 2007 года.

Таким образом, с учётом изложенного истица Сычёва С.Н., родившая третьего ребёнка после 1 января 2007 года, который в данном случае родился и умер Дата обезличена года, то есть на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Доводы истца Сычёвой С.Н. изложенные в исковом заявлении, по мнению суда не могут служить безусловным основанием к отмене вынесенного УПФ решения Номер обезличен от Дата обезличена года, которым истцу было отказано в дополнительных мерах государственной поддержки.

С учётом изложенного, оценивая в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования о признании незаконным решения УПФ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, понуждении в выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и взыскании расходов по уплате государственной пошлины – удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сычёвой Светлане Николаевне о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Сычёвой Светлане Николаевне в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязывании Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области выдать Сычёвой Светлане Николаевне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал как женщине, родившей третьего ребёнка после 01 января 2007 года и взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области в пользу Сычёвой Светланы Николаевны 100 рублей в счёт возмещения расходов по уплате госпошлины – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Волгоградской областной суд через Ольховский районный суд Волгоградской области.

Федеральный судья Сарафанов С.А.