Дело по иску Лестевой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2 – 403\ 10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Строганова С.В., при секретаре Никифоровой О.А., с участием истца Лестевой Л.В., представителя ответчика ГУ УПФР РФ в Ольховском районе Волгоградской области ФИО1, рассмотрев 28 июля 2010 года, в открытом судебном заседании в селе Ольховка, Ольховского района, Волгоградской области гражданское дело по иску Лестевой Ларисы Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Ольховском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд по следующим основаниям: она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Ольховском районе года Дата обезличена года с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Дата обезличена года, по почте, она получила решение об отказе в установлении ей пенсии по причине отсутствия у неё требуемого специального стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, лицам не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Данное решение, считает незаконным по следующим основаниям:

В специальный стаж, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию, не включен период с Номер обезличен, а всего 10 лет 6 месяцев и 25 дней её работы в должности воспитателя детского комбината с/з Номер обезличен. Данный период её работы в должности воспитателя детского комбината с-за Номер обезличен» не подлежит зачету в связи с тем, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Указанным списком предусмотрена должность «воспитатель». Также указанный Список не содержит наименования детского образовательного учреждения «детский комбинат». В её трудовой книжке под Номер обезличен сделана запись о том, что она с Дата обезличена года переведена воспитателем д/комбината, затем слова «д/комбинат» зачеркнуты и сделана запись «исправленному на воспитателя детского сада верить», стоит подпись и печать совхоза Номер обезличен». Запись «детский комбинат» сделана инспектором отдела кадров ФИО4. В должность «воспитателя» детского сада с-за «Номер обезличен она была переведена с Дата обезличена года, как и указано в её трудовой книжке и проработала в этой должности в учреждении «детский сад» сНомер обезличен» по Дата обезличена года, что также подтверждается справками архивного отдела администрации Ольховского района выданных на основании сохранившихся расчетно-платежных ведомостей по с-зу Номер обезличен» за 1984-95 года. Она обратилась в отдел народного образования администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области с просьбой предоставить ей все сохранившиеся документы по учреждению «детский комбинат» с-за Номер обезличен», но именно за спорный период никаких документов ей не предоставили. Свидетель ФИО5 и ФИО4 также могут подтвердить в суде, что учреждения «детский комбинат с-за «Номер обезличен не было, а учреждение для детей называлось «детский сад с-за «Номер обезличен Из трудовой книжки свидетеля ФИО5 следует, что учреждение в котором она работала с 1965 года по 1990 год именовалось как «детский сад». Никаких документов относительно создания учреждения под названием «детский комбинат» в Номер обезличен» в архиве отдела народного образования администрации Ольховского муниципального района нет и, как ей известно такого учреждения вообще не существовало. Таким образом на момент её работы в должности воспитателя в период с Номер обезличен учреждение официально именовалось «детский сад с-за «Номер обезличен и этот период работы также подлежит включению в специальный стаж работы дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Она полагает, что на момент подачи ею заявления о назначении досрочной трудовой пенсии, на Дата обезличена года её специальный стаж составлял не менее 25 лет и она имела право на назначение досрочной пенсии. На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Ольховском районе от Дата обезличена года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период с Дата обезличена по Дата обезличена года и назначить ей пенсию со Дата обезличена года.

В судебном заседании истец полностью поддержал свои исковые требования изложив их указанным образом.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 пояснила, что ответчик иск Лестевой Л.В. не признает. В обоснование своей позиции представитель ответчика пояснила, что решением Управления ПФР в Ольховском районе Лестевой Л.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ по причине отсутствия требуемого 25-ти летнего специального стажа работы. Одним из условий определяющих право на указанную пенсию, является работа в строго определенных учреждениях и должностях. Согласно п.3 ст.28 ФЗ РФ №173-ФЗ право утверждать Списки должностей и учреждений с учетом которых назначается такая пенсия предоставлено правительству РФ. Органы осуществляющие пенсионное обеспечение должны строго руководствоваться Списками и не вправе выходить за рамки этих Списков расширительно их толкуя. Правила исчисления периодов работы, включаемых в стаж для назначения пенсии также утверждаются правительством РФ. До принятия Правительством РФ соответствующего нормативного акта согласно постановления Правительства РФ от 21.01.2002 года №30 продолжали применяться нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанного закона. В частности постановления Совета министров РСФСР от 6.09.1991 года №463 и постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067. Именно с учетом данных постановлений также с учетом Постановления КС РФ 2-П от 29.01.2004 года Управление и осуществило правовую оценку представленных доказательств права истца на установление ему досрочной трудовой пенсии по старости. Исходя из этих документов в специальный трудовой стаж истца бесспорно подлежат зачету периоды её работы- 14 лет 7 месяцев и 02 дня. При подсчете специального трудового стажа истца в оспариваемые ею периоды её трудовой деятельности применялись Списки утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года №463, от 22.09.1999 года за №1067, а также утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года за №781. Данные списки не содержат наименования учреждения, как «детский комбинат». Так как одним из условий определяющих право на досрочную пенсию является работа в строго определенных учреждениях и должностях, поименованных в вышеуказанных списках должность занимаемая истицей в оспариваемый ею период в Списках не значится, то у ответчика отсутствуют правовые основания для включения данного периода трудовой деятельности истца в её льготный стаж для назначения пенсии досрочно.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив представленные сторонами доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании, Дата обезличена года, Лестева Л.В. обратилась в ГУ УПФ РФ по Ольховскому району с письменным заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, как лицу осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей и имеющему трудовой стаж 25 лет. Дата обезличена года, она получила решение ГУ УПФ РФ по Ольховскому району Волгоградской области от Дата обезличена года, которым ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в виду отсутствия требуемого 25 летнего специального стажа.

Согласно данного решения ГУ УПФ РФ по Ольховскому району Волгоградской области, в специальный стаж Лестевой Л.В. необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 п.1 п.п. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», на момент её обращения Дата обезличена года, включено 14 лет 7 месяцев и 2 дня, а именно следующие периоды: - Номер обезличен

В зачете истцу в льготный стаж 15 лет 4 месяцев 20 дней её трудовой деятельности, а именно периодов: с Дата обезличена года по Дата обезличена года ( 3 года 11 месяцев 22 дня) в должности няни, детских яслей с-за Номер обезличен ;- с Дата обезличена года по Дата обезличена года ( 10 лет 6 месяцев 25 дней) в должности воспитателя детского комбината с-за «Номер обезличен -с Дата обезличена года по Дата обезличена года (10 месяцев 3дня) в должности помощника воспитателя детского комбината с-за «Номер обезличен - отказано.

Истцом оспаривается отказ в зачете ей в льготный стаж 10 лет 6 месяцев 25 дней её трудовой деятельности, а именно периода - с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности воспитателя детского комбината с-за Номер обезличен».

Указанные выше доводы представителя ответчика о не включении истцу в его специальный стаж, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.

Досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, производится по нормам ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ.

В соответствии с положениями ст.7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года N 781 утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей» в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

П.2 Постановления Совмина РСФСР №463 от 6.09.1991 года «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В действовавшим на оспариваемый период «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а также в утвержденном Постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 года «Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслуг лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» указаны в качестве одного из учреждений работа в которых и дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости -детский сад, а в качестве одной из должностей указана должность- воспитателя.

Согласно записи Номер обезличен в трудовой книжке истицы на основании приказа Номер обезличенк от Дата обезличена года, с Дата обезличена года истица принята на работу няней детских яслей совхоза «Номер обезличен Согласно записи Номер обезличен трудовой книжки истицы, на основании приказа Номер обезличенк от Дата обезличена года с Дата обезличена года истица переведена воспитателем детского комбината совхоза Номер обезличен». При этом в данной записи имеются исправления наименования учреждения с «детского комбината» на «детский сад» и имеется отметка инспектора по кадрам ФИО4 «исправленному на воспитателя детского сада верить» и печать совхоза «Номер обезличен

В судебном заседании свидетель ФИО4 пояснила, что именно она с 1976 года являлась инспектором по кадрам совхоза Номер обезличен» по день его ликвидации. На балансе совхоза «Номер обезличен никогда не было детского комбината, а был детский сад, в котором истица Лестева Л.В. и работала с 1980 года, а с 1984 года в должности воспитателя детского сада. Указание в трудовой книжке истицы на её место работы- «детский комбинат» ошибочное, просто она ошиблась при заполнении трудовой книжки истицы и указала её место работы, как «детский комбинат», а потом когда она увидела свою ошибку с указания руководства совхоза, внесла соответствующие исправления в данную трудовую книжку и поставила печать совхоза «Номер обезличен В данном детском саду Лестева работала в разные периоды с ФИО5 и ФИО8у которых в трудовых книжках за данный же период их место работы указано правильно, как «детский сад совхоза Краснозвезденский».

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО8 пояснили, что они работали в детском саду совхоза «Номер обезличен а не в «детском комбинате», поскольку такой организации в совхозе Номер обезличен» никогда не существовало. Вместе с ними на различных должностях, в частности с 1984 года на должности воспитателя работала ФИО0 Их трудовые книжки, как и трудовую книжку заполняла инспектор по кадрам совхоза «Номер обезличен ФИО4

Показания свидетелей ФИО5 и ФИО8 полностью подтверждаются сведениями с содержащимися в их трудовых книжках согласно которых ФИО5 с 1962 года и по 20.1.1990 года, до своего выхода на пенсию, работала на различных должностях в детском саде совхоза Номер обезличен», а ФИО8 с 1986 года и по 1995 год работала в должности воспитателя детского сада совхоза «Номер обезличен

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей или в иных случаях установленных законом. В соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и ной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения осуществляемой на протяжении длительного периода).

Суд полагает, что право на получение пенсии гражданином не может зависеть от не совсем правильного заполнения его трудовой книжки другими лицами.

Суд полагает, что в оспариваемый период, а именно в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, истица работала в должности воспитателя детского сада совхоза «Номер обезличен Поэтому решение ГУ УП РФ в Ольховском районе Волгоградской области от Номер обезличен года в части отказа Лестевой Л.В. в зачете в трудовой стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости по под.19. п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», указанного выше периода её работы в детском саду совхоза «Краснозвезденский» является незаконным, а заявление истца в этой части обоснованным и подлежащим удовлетворению и указанный период трудовой деятельности истца подлежит включению в специальный стаж истца дающий ей право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с под.19. п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

При разрешении заявленных истицей требований о назначении ей пенсии, как лицу осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, суд исходит из следующего.

Суд при решении вопроса о назначении пенсии и наличия необходимого 25 летнего стажа у Лестевой Л.В. проверил наличие этого стажа путем изучения записей в её трудовой книжке. Таким образом, судом установлено, что в специальный стаж истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей входят следующие периоды трудовой деятельности истца: - Номер обезличен

Судом установлено, что на Дата обезличена года, на момент обращения истицы в ГУ УПФ РФ в Ольховском районе, Волгоградской области с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, стаж работы истицы дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей составлял 25 лет 1 месяц 27 дней.

В соответствии с положениями ч.1 и ч.2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

За назначением досрочной трудовой пенсии по старости истец обратился к ответчику с письменным заявлением Дата обезличена года, что сторонами и не оспаривается.

Суд полагает, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", истца имеет право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от его возраста.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства и исследованные обстоятельства дела, и учитывая, что ч.2 статьи 6, ч.4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, стати 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд полагает, что исковые требования истицы основаны на требованиях закона, заявлены обоснованно и подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Ольховском районе Волгоградской области от Дата обезличена года в части отказа Лестевой Ларисе Владимировне в назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Ольховском районе Волгоградской области зачесть Лестевой Ларисе Владимировне периоды её деятельности с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности воспитателя детского сада совхоза «Номер обезличен и обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственной Учреждение) в Ольховском районе Волгоградской области назначить Лестевой Ларисе Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости со Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в кассационном порядке в течении 10 дней после вынесения решения, путем подачи жалобы через Ольховский районный суд Волгоградской области.

Судья С.В. Строганов