Дело № 2 – 672\ 10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Ольховка 2 декабря 2010 года
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Строганова С.В., при секретаре Никифоровой О.А, с участием помощника прокурора Ольховского района, Волгоградской области Вихованской А.А, представителя ответчика Серебряковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольховского района, Волгоградской области поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанностей по принятию мер по ремонту и содержанию автомобильных дорог,
УС Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд по следующим основаниям: прокуратурой Ольховского района проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения. В результате проверки установлено, что участки улично-дорожной сети с.Ольховка находятся в неудовлетворительном состоянии. Согласно предписания от 19.10.2010 года администрации Ольховского сельского поселения в срок до 15.11.2010 года необходимо было произвести ямочный ремонт дорожного покрытия на улицах Советская, Делегатская, Пролетарская, 60 лет СССР, Восточная, Набережная, Октябрьская, Заречная в соответствии с требованиями п.3 ГОСТа Р 50597-93г. 16.11.2010 года в ходе контрольной проверки по выполнению вышеуказанного предписания ОГИБДД установлено, что на ул.Октябрьская и ул.60 лет СССР с.Ольховка ремонт дорожного покрытия до настоящего времени не произведен. Проверкой установлено, что на ул.60 лет СССР в с.Ольховка, в 6 метрах от дома №17 на проезжей части асфальтированной дороги расположена выбоина размерами: глубиной 7 см, шириной 96 см, длиной 114 см, в 9 метрах от дома №15 по ул.60 лет СССР в с.Ольховка также имеется выбоина глубиной 8 см, длиной 151 см, шириной-114 см. Кроме того, на ул.Октябрьская с.Ольховка в 12 метрах от дома № 5 расположена выбоина размерами: глубиной-7 см, длиной от края обочины до края кромки -270 см, шириной –более одного метра. В 14 метрах напротив дома №1 по ул.Октябрьская в селе Ольховка также имеется выбоина размерами:глубиной-9 см, шириной -297 см, длиной- более 3-х метров. Таким образом, размеры указанных выбоин не соответствуют п.3 ГОСТа Р50597-93 г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Указанными нарушениями создается угроза жизни и здоровья людей, наносится материальный ущерб транспортным средствам, что является недопустимым. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в части непринятии мер по ремонту дорожного покрытия улично-дорожной сети с.Ольховка, Ольховского района Волгоградской области. Обязать администрацию Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района, Волгоградской области принять необходимые меры по ремонту автомобильных дорог расположенных в Волгоградской области, Ольховского района, Волгоградской области с.Ольховка по ул.Октябрьская в 12 метрах от дома №5 и в 14 метрах напротив дома №7; по ул.60 лет СССР в с.Ольховка, Ольховского района Волгоградской области в 6 метрах от дома №17 и в 9 метрах от дома №15 в соответствии с федеральным законодательством о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Ольховского района, Волгоградской области Вихованская А.А. полностью поддержала заявленные исковые требования, изложив их вышеуказанным образом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района, Волгоградской области Серебрякова Т.А. иск прокурора полностью признала, пояснив, что в бюджете Ольховского сельского поселения нет достаточных средств для приведения в надлежащее состояние и для принятия мер по надлежащему содержанию всех автомобильных дорог в границах Ольховского сельского поселения.
Признание ответчиком иска прокурора Ольховского района Волгоградской области судом принимается, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает ничьих прав и законных интересов.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.1 ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
Согласно ч.4 ст.6 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из положений ст.12 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с положениями ст.14 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 6.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с под.1 п.1 ст.14 ФЗ РФ №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»» в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.
Пунктом 3.1.1 Государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ГОСТ Р 50597-93 утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от11.10.1993 года №221, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Согласно п.3.1.2 вышеуказанного ГОСТа Р 50597-93г предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5- см.
Судом установлено, что обязанность по решению вопросов по обеспечению безопасности дорожного движения, по надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах поселения, по осуществлению ремонта дорожного покрытия улично-дорожной сети с.Ольховка администрацией Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области не исполняется.
В ходе обследования состоянии дорожно-уличной сети в селе Ольховка, Ольховского сельского поселения было установлено, что отдельные участки находятся в неудовлетворительном состоянии.
20.10.2010 года главе администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области Сухолозову С.А. было вручено предписание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Ольховского района Волгоградской области Сухорукова В.А, в соответствии с которым администрации Ольховского сельского поселения предписывалось в срок не позднее 15 ноября 2010 года произвести ямочный ремонт дорожного покрытия на улицах села Ольховка, Ольховского района, Волгоградской области: Советская, Делегатская, Пролетарская, 60 лет СССР, Восточная, Набережная, Октябрьская, Заречная и привести состояние дорожного покрытия на данных улицах в соответствие с требованиями п.3 ГОСТа Р 50597-93.
В указанный срок предписание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Ольховского района Волгоградской области Сухорукова В.А. исполнено не было и на улице 60 лет СССР и улице Октябрьская надлежащий ремонт дорожного покрытия до настоящего времени не произведен. На ул.60 лет СССР в с.Ольховка, в 6 метрах от дома №17 на проезжей части асфальтированной дороги расположена выбоина размерами: глубиной 7 см, шириной 96 см, длиной 114 см, в 9 метрах от дома №15 по ул.60 лет СССР в с.Ольховка также имеется выбоина глубиной 8 см, длиной -151 см, шириной-114 см. Кроме того, на ул.Октябрьская с.Ольховка в 12 метрах от дома № 5 расположена выбоина размерами: глубиной-7см, длиной от края обочины до края кромки -270 см, шириной –более одного метра. В 14 метрах напротив дома №1 по ул.Октябрьская в селе Ольховка также имеется выбоина размерами: глубиной- 9 см, шириной -297 см, длиной- более 3-х метров. Размеры указанных выбоин не соответствуют п.3 ГОСТа Р50597-93 г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Указанными нарушениями создается угроза жизни и здоровья людей.
В соответствии с положениями ст.3 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог в границах поселения и не осуществление ответчиком должных мер по своевременному ремонту автомобильных дорог обусловлена отсутствием достаточных для этого финансовых средств, судом признаются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно положениям ст.ст.12, 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.
Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.
Подобная позиция полностью согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, согласно которой финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).
Следовательно, бюджет Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района с учетом вышеуказанного механизма выравнивания его доходов должен обеспечивать решение вопросов местного значения, включая достаточное финансирование расходов по осуществлению мер по обеспечению безопасности дорожного движения и содержания автомобильных дорог в границах поселения.
Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства и исследованные обстоятельства дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Ольховского района, Волгоградской области заявлены обосновано и подлежат полному удовлетворению.
Решение суда обязывает ответчика произвести определенные действия, поэтому суд обязан определить разумный срок для выполнения этих действий. Таковым суд определяет шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей, от уплаты которой, в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокурор Ольховского района, Волгоградской области был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ольховского района, Волгоградской области удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в части непринятии мер по ремонту дорожного покрытия улично-дорожной сети с.Ольховка, Ольховского района Волгоградской области.
Обязать администрацию Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района, Волгоградской области, в течении 6 ( шести) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, принять необходимые меры по ремонту и содержанию автомобильных дорог расположенных в селе Ольховка, Ольховского района, Волгоградской области по ул.Октябрьская в 12 метрах от дома №5 и в 14 метрах напротив дома №7; по ул.60 лет СССР в с.Ольховка, Ольховского района Волгоградской области в 6 метрах от дома №17 и в 9 метрах от дома №15 в соответствии с федеральным законодательством о безопасности дорожного движения.
Взыскать с администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района, Волгоградской области в бюджет РФ государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в кассационном порядке в течении 10 дней после составления полного текста решения, путем подачи жалобы через Ольховский районный суд Волгоградской области.
Судья С.В. Строганов