Дело № 2-269/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В., при секретаре Саловой В.Г., рассмотрев 19 апреля 2011 года в с. Ольховка в открытом судебном заседании дело по иску Игликова Александра Бейсеновича к Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, Администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области об установлении юридического факта родственных отношений и признании права собственности на наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд по следующим основаниям: в 1953 году его мать Н. построила дом в <адрес>. Никаких документов, кроме справки администрации Солодчинского поселения, что мать являлась застройщиком дома, нет. Постановлением Администрации Солодчинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Н. был передан в собственность приусадебный земельный участок площадью 1100 кв. метров по этому же адресу и выдано свидетельство о праве собственности на землю. Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После её смерти осталось двое наследников: он и его брат Б.. Никто из них после смерти матери к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство не обращался, однако его брат на момент смерти матери и после её смерти проживал в доме матери и фактически принял наследство после матери, состоящее из жилого дома и приусадебного земельного участка. Его брат умер ДД.ММ.ГГГГ. На момент его смерти наследственное имущество брата состояло из жилого дома и приусадебного земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Он является единственным наследником и после смерти брата принял наследство в виде дома и земельного участка, вступив во владение и управление наследственным имуществом.
Кроме того, он не может документально подтвердить свое родство с братом, так как в его свидетельстве о рождении и брата отчество матери указано как «Никоноровна», а в свидетельстве о смерти матери - «Никаноровна».
Истец просит суд вынести решение об установлении юридического факта, что Б. являлся его братом, а Н. являлась его матерью и о признании за ним права собственности на жилой дом и приусадебный земельный участок, расположенные в <адрес>.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представители ответчика - Администрации Солодчинского сельского поселения и Администрации Ольховского муниципального района в судебное заседание представили заявление о согласии с иском и рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав сторону, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно материалов дела, справки Администрации Солодчинского сельского поселения <адрес> в <адрес> был построен в 1953 году, принадлежал Н. как индивидуальному застройщику и зарегистрирован в похозяйственной книге №, лицевой счет №. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 17.07.1997 года. Согласно ст. 6 данного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации, введенной настоящим ФЗ. Правоотношения, регулирующие возникновения права собственности на возведенный жилой дом в 1953 году, регулировались Постановлением СМ СССР от 26.08.1948 года, ст. ст. 106, 109 ГК РСФСР, согласно которых создание необходимых оснований для возникновения у застройщика права личной собственности на возведенное строение и регистрация такого права являлись прерогативой исполкома местного совета народных депутатов (или местной администрации согласно Постановления правительства РФ № 726 от 23.07. 1993 года). Согласно ст. 85 п. 10 ФЗ-131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения, что является основанием для выдачи справок о принадлежности находящихся на их территории жилых домов, регистрация которых производилась до вступления в силу Закона РФ от 17.07.1997 года. Согласно справки Администрации Солодчинского сельского поселения указанное выше домовладение принадлежит Н. как индивидуальному застройщику. Из этой справки следует, что в местной администрации было зарегистрировано право собственности И. на жилой дом, и по мнению суда другие правоустанавливающие документы не требуются.
Согласно данным технического паспорта при доме имеются хозяйственные постройки в виде сарая и навеса.
Кроме того, Н. являлась собственником приусадебного земельного участка площадью 1100 кв. метров по <адрес> в
с. Солодча, что подтверждается постановлением Администрации Солодчинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 264 ч. 2 п. 1 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и рассматривает дела об установлении родственных отношений.
Согласно паспорта истца им является Игликов Александр Бейсенович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>.
Согласно свидетельства о рождении Игликов Александр Бейсенович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и его матерью указана И..
Согласно свидетельства о рождении Б. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и его матерью указана И..
Согласно свидетельства о смерти Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В указанных документах имеются расхождения в написании отчества «Никоноровна» и «Никаноровна», которые суд относит к невнимательности лиц, заполнявших документы.
Сопоставив имеющиеся документы с показаниями истца и свидетелей, суд считает установленным, что факт родственных отношений между истцом и умершим Б. и умершей Н. нашел свое подтверждение.
Согласно ст. 218 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ч. 1 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
И в силу требований ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества. Умершей Н. на момент открытия наследства принадлежали на праве собственности жилой дом с надворными постройками по <адрес> в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области и приусадебный земельный участок по этому адресу, которые и подлежали включению в состав наследственного имущества.
Согласно справки администрации Солодчинского сельского поселения Б. на момент смерти своей матери ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал и был зарегистрирован в <адрес>.
Согласно ст. 1153 ч. 2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом.
Суд считает установленным, что Б., оставаясь проживать в жилом доме по <адрес>, являясь наследником первой очереди по закону, после смерти своей матери в 2005 году, вступил во владение и управление наследственным имуществом, открывшимся после смерти матери и состоящим из принадлежащей матери жилого дома с надворными постройками и приусадебного земельного участка, расположенных по <адрес> в <адрес>.
Кроме того, согласно сообщения нотариуса Ольховского района Волгоградской области Б. после смерти матери Н. принял наследство после матери на имущественный пай в СПК
«Солодча» и земельную долю в общей долевой собственности, получив свидетельства о праве на наследство. А согласно ст. 1152 ч.2 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, на момент своей смерти ДД.ММ.ГГГГ Б. являлся собственником жилого дома и приусадебного земельного участка площадью 1100 кв. метров, расположенных по <адрес> в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области.
Согласно показаний истца и свидетелей Б. и В. следует, что после смерти брата в 2010 году истец забрал из дома брата принадлежащие тому вещи, закрыл дом на свой замок и регулярно, присматривает за домом, что в силу ст. 1153 ч. 2 ГК РФ суд расценивает как вступление во владение наследственным имуществом.
Следовательно, Игликов А.Б. принял наследство после смерти брата, состоящее из принадлежавших ему жилого дома и приусадебного земельного участка и в настоящее время владеет на праве собственности жилым домом с надворными постройками и приусадебным земельным участком, расположенными по <адрес> в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить юридический факт, что Игликов Александр Бейсенович, ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес>, является родным братом Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и родным сыном Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Признать за Игликовым Александром Бейсеновичем право собственности на жилой дом с надворными постройками и приусадебный земельный участок площадью 1100 кв. метров, расположенные по адресу: Волгоградская область, Ольховский район,
<адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский облсуд через Ольховский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья :