Дело №2-307/2011 по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения



Дело №2-307/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Ольховка 12 мая 2011 года

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Строганова С.В., при секретаре Никифоровой О.А, с участием представителя Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Сердюкова В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области с привлечением в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Нижне-Волжское межрегиональное управление Ростехнадзора о возложении на ответчика обязанности по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения и представления данной декларации для её утверждения в орган надзора

У С Т А Н О В И Л:

Проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения природоохранного законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений выявлены нарушения вышеназванного законодательства деятельности администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района.

В ходе проверки установлено, что на территории Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района расположено гидротехническое сооружение пруда «Дмитриевский», инвентарный № 01110071. Вышеназванное гидротехническое сооружение находится в собственности администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района, что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности поселения от 13.04.2011 г.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Статья 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» раскрывает основные понятия безопасности гидротехнических сооружений:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

В соответствии со ст. 9 вышеназванного закона, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, в том числе обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 10 данного закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

В соответствии с п. 5.1.8.СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» берегоукрепительные сооружения следует относить к III классу ГТС. В случаях, когда авария берегоукрепительного сооружения может привести к последствиям катастрофического характера (вследствие оползня, подмыва и т.д.), сооружение следует относить ко II классу.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки установлен Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303.

В соответствии с названным Положением, декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их эксплуатации (п. 2 Положения).

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации (п. 3 Положения).

Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений составляется их собственником или эксплуатирующей организацией (п. 4 Положения и ст. 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») и представляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (п. 5 Положения).

Утвержденная декларация безопасности хранится у декларанта. Ее копии представляются декларантом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся гидротехнические сооружения, и в соответствующий территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 24 Положения).

Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности (п. 25 Положения).

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Однако, как установлено в ходе проверки, администрацией Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района, собственником вышеназванного гидротехнического сооружения, допущены нарушения природоохранного законодательства, направленного на обеспечение безопасности ГТС, а именно: на ГТС пруда «Дмитриевский» отсутствуют разрешения на эксплуатацию, отсутствует декларация безопасности ГТС, не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений, тем самым не осуществляется оценка безопасности гидротехнических сооружений; не осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; отсутствуют систематические наблюдения за работой и состоянием ГТС, регулярные обследования ГТС, не ведутся визуальные и инструментальные наблюдения за ГТС; не разработаны и не утверждены в установленном порядке критерии безопасности гидротехнических сооружений; при эксплуатации гидротехнических сооружений не проведена регистрация в отраслевом разделе Российского регистра ГТС; отсутствует согласованный в установленном порядке «Расчёт вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения».

Вышеизложенные факты подтверждаются письмом администрации Солодчинского сельского поселения от 13.04.2011 года № 216, выпиской из реестра муниципального имущества от 13.04.2011 № 217, актами проверок Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора № 26/10-ГТС от 28.06.2010 года, № 45/10-ГТС от 01.12.2010 года и материалами дела.

Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. На основании изложенного, своим бездействием администрация Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения граждан, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к полномочиям Российской Федерации относится обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и реализация государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений; а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401, к полномочиям службы отнесены осуществление контроля и надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), в связи с чем, Нижне-Волжское межрегиональное управление Ростехнадзора привлекается в качестве третьего лица.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются (согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды») в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в течении одного года со дня вступления решения суда в свою законную силу разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения – ГТС пруда «Дмитриевский», расположенного на территории Солодчинского сельского поселения и представить названную декларацию для утверждения в орган надзора.

В судебном заседании представитель Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Сердюков В.А. исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора полностью поддержал.

Надлежащем уведомленные о дате, месте и времени судебного заседания представитель ответчику администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, представитель третьего лица не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в суд не явились. Причина неявки суду неизвестна.

Представителем третьего лицу Нижне-Волжского управления Ростехнадзора представлено ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя третьего лица.

Представителем ответчика – главой администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Богусловым Н.В. представлено ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя администрации Солодчинского сельского поселения.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК ПРФ суд на месте определил рассмотреть данного гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.

Представитель ответчика глава администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области Богуслов Н.В. представил в суд заявление о полном признании иска Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора.

Признание ответчиком иска Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора судом принимается, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает ничьих прав и законных интересов. Иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора заявлен обоснованно и основан он на положениях действующего законодательства: Водного кодекса РФ, Федерального закона РФ «О безопаснсти гидротехнических сооружений», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ №131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения».

На основании изложенного суд считает, что исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора подлежат полному удовлетворению.

Связи с тем, что решение суда обязывает ответчиков произвести определенные действия, то с учетом характера дела, а также действий которые необходимо совершить ответчикам в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения действующего законодательства, срок устранения ответчиками допущенных нарушений суд определяет в 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в течении 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать в установленном законом порядке декларацию безопасности гидротехнического сооружения – ГТС пруда «Дмитриевский» расположенного на территории Солодчинского сельского поселения и представить данную декларацию для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в кассационном порядке в течении 10 дней после вынесения решения, путем подачи жалобы через Ольховский районный суд Волгоградской области.

Судья С.В. Строганов