Дело № 2-291/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В., при секретаре Саловой В.Г., рассмотрев 11 мая 2011 г. в с. Ольховка в открытом судебном заседании дело по иску Бережнова Сергея Александровича к Бережнову Владимиру Александровичу, Черномашенцевой Татьяне Александровне и Администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о включении в состав наследства жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд по следующим основаниям: он является родным сыном и наследником первой очереди Б-в, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и Т., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В <адрес> находится жилой дом, который принадлежал его родителям и построен ими в 1970 году. Право собственности родителей на жилой дом подтверждается справкой администрации сельсовета, других правоустанавливающих документов на дом не имеется. После смерти отца мать фактически приняла наследство, оставаясь проживать в данном доме. После смерти матери он обратился к нотариусу за получением свидетельства по праве на наследство матери, однако нотариус не принял в качестве правоустанавливающего документы справку администрации о принадлежности матери жилого дома. Истец просит суд включить в состав наследства матери жилой дом, расположенный по <адрес> в
<адрес>.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Гусевского поселения в судебное заседание представил заявление о согласии с иском и рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчики Бережнов В.А. и Черномашенцева Т.А. в судебном заседании признали исковые требования.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно материаловдела, справки Администрации Гусевского сельского поселения дом в <адрес> был построен в 1970 году, принадлежал Б-в и Т. как индивидуальному застройщикам и зарегистрирован в похозяйственной книге № ДД.ММ.ГГГГ-1972 гг., лицевой счет №. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 17 июля 1997 г. Согласно ст. 6 данного Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации, введенной настоящим ФЗ. Правоотношения, регулирующие возникновения права собственности на возведенный жилой дом в 1970 году, регулировались постановлением СМ СССР от 26 августа 1948 г., ст.ст. 106, 109 ГК РСФСР, согласно которых создание необходимых оснований для возникновения у застройщика права личной собственности на возведенное строение и регистрация такого права являлись прерогативой исполкома местного совета народных депутатов (или местной администрации согласно постановлению Правительства РФ № 726 от 23 июля 1993 г.). Согласно ст. 85 п. 10 ФЗ-131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения, что является основанием для выдачи справок о принадлежности находящихся на их территории жилых домов, регистрация которых производилась до вступления в силу Закона РФ от 17 июля 1997 г. Согласно справки Администрации Гусевского сельского поселения указанное выше домовладение принадлежит Бережнову А.И. и Бережновой Т.Г. как индивидуальным застройщикам. Из этой справки следует, что в местной администрации было зарегистрировано право собственности супругов Бережновых на жилой дом, и, по мнению суда, другие правоустанавливающие документы не требуются.
Согласно данным технического паспорта при доме имеются хозяйственные постройки в виде летней кухни, двух сараев и четырех навесов.
Таким образом, суд считает установленным факт владения Б-в и Т. при жизни жилым домом с надворными постройками в <адрес>.
Согласно свидетельства о браке Б-в и Т. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 254 ч. 2 ГК РФ и ст. 39 Семейного Кодекса РФ доли супругов в совместном имуществе являются равными.
Таким образом, суд считает установленным факт, что супруги Бережновы при жизни владели на праве личной собственности указанным выше жилым домом с надворными постройками в равных долях.
Согласно свидетельства о смерти Б-в умер ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 218 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества. Умершему Б-в на момент открытия наследства принадлежали на праве собственности ? доля в жилом доме с надворными постройками в <адрес>, которая и подлежала включению в состав наследственного имущества.
В судебном аседании установлено, что после смерти Б-в в состав наследников по закону первой очереди входили: его жена Т., его сын Бережнов Сергей Александрович, его сын Бережнов Владимир Александрович, его дочь Черномашенцева Татьяна Александровна.
Согласно сообщения нотариальной палаты Волгоградской области после смерти ДД.ММ.ГГГГ Б-в было заведено наследственное дело, в котором имеется один наследник, принявший наследство - супруга Т. Было выдано свидетельство о праве на наследство на денежные вклады Б-в В этом наследственном деле имеются заявления других наследников – Бережнова С.А. и Бережнова В.А. об отказе от наследства отца в пользу матери – Т. Ответчица Черномашенцева Т.А. в судебном заседании пояснила, что она не принимала наследство после смерти отца.
Согласно ст. 1153 ч. 1 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1152 ч. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1152 ч. 2 ГК РФ принятие части наследства означает принятие всего наследства, в чем бы он ни заключалось и где бы оно не находилось.
Таким образом, Т., обратившись в установленном законом порядке к нотариусу после смерти своего мужа Б-в, приняла наследство после него в виде его доли жилого дома и на момент своей смерти в 1998 году являлась собственником в порядке наследования на данное недвижимое имущество.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Т., принадлежащий ей на праве собственности жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский облсуд через Ольховский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья :