№2-417/2011 Решение по иску Харитоновой А.А. о включении в состав наследства жилого дома и земельного участка



Дело № 2-417/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В., при секретаре Кудрявцевой А.С., рассмотрев 28 июня 2011 г. в с. Ольховка в открытом судебном заседании дело по иску Харитонова Алексея Анатольевича к Администрации Ольховского муниципального района и Администрации Гусевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о включении в состав наследства жилого дома и земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ его отец Х-в приобрел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Купля-продажа дома оформлена актом. На момент покупки дома отец находился в зарегистрированном браке с матерью- Х-ва. Кроме того, отец в 1992 году получил в собственность приусадебный земельный участок площадью 1300 кв. метров по этому же адресу. В данном доме родители проживали с момента покупки до смерти отца ДД.ММ.ГГГГ После его смерти ни мать, ни он, как наследники первой очереди, не обращались к нотариусу для оформления своих наследственных прав. Однако мать, оставаясь проживать в данном доме, фактически приняла наследство после отца и на момент своей смерти ДД.ММ.ГГГГ она являлась собственником дома и приусадебного земельного участка. После её смерти он, как наследник по закону первой очереди, обратился к нотариусу для оформления наследства. Однако нотариус пояснил, что акт купли-продажи имеет недостатки и не он не может включить дом в состав наследства на основании данного документа и рекомендовал обратиться в суд. Истец просит суд включить в состав наследства после смерти матери жилой дом и приусадебный земельный участок.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования.

Ответчик - Администрация Гусевского сельского поселения в судебное заседание представила заявление о согласии с иском и рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик- Администрация Ольховского муниципального района в судебное заседание не явился. Суд, с согласия представителя истца определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика по правилам ст. 167 ч.4 ГПК РФ.

Выслушав сторону, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ А-ва продала Х-в дом по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ рублей и получила за это 800 рублей, а оставшуюся сумму в 800 рублей получила ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 237 ГК РСФСР, действовавшего на момент совершения сделки по договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.

Купля-продажа указанного выше дома оформлена актом, однако исходя из содержания данного документа суд расценивает его как заключенный в письменном виде договор купли-продажи жилого дома.

Согласно ст. 239 ГК РСФСР, действовавшего на момент совершения сделки, договор купли-продажи жилого дома, расположенного в сельском населенном пункте, должен быть заключен в письменной форме и подлежал регистрации в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов.

Согласно справки администрации Гусевского сельского поселения

от ДД.ММ.ГГГГ акт купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в похозяйственной книге администрации Гусевского сельского поселения, лицевой счет за 1964-1966 гг.

Суд считает, что договор купли продажи жилого дома, расположенного сельском населенном пункте, был заключен и зарегистрирован надлежащим образом.

Согласно ст. 10 Закона РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления. Кроме того, указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, наименование юридический лиц должны быть написаны без сокращений с указанием мест нахождения.

Договор купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ содержит ряд недостатков, которые препятствуют принятию его учреждением юстиции в качестве правоустанавливающего документа.

Согласно постановлению администрации Гусевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому с земельным участком, принадлежащего Х-в, присвоен адрес: <адрес>.

Согласно технического паспорта объект недвижимости, расположенный в <адрес> представляет собой жилой дом без надворных построек.

Таким образом, суд определяет предмет сделки как жилой дом, расположенный в <адрес>.

Имеющиеся в договоре сокращения и неточности не влияют на существо договора и не препятствуют суду в правильном его истолковании, касающегося определения предмета сделки.

Согласно свидетельства о браке, супруги Х-в заключили брак

ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 254 ч. 2 ГК РФ и ст. 39 Семейного Кодекса РФ доли супругов в совместном имуществе являются равными.

Таким образом, суд считает установленным факт, что супруги Х-в владели на праве личной собственности указанным выше жилым домом в равных долях.

Кроме того, Х-в являлся собственником приусадебного земельного участка по <адрес> в с. <адрес>ю 1300 кв. метров, что подтверждается администрации Гусевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельства о смерти Х-в умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 218 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.

Умершему Х-в на момент открытия наследства принадлежали на праве собственности ? доля жилого дома по <адрес> в <адрес> и приусадебный земельный участок площадью 1300 кв. метров по этому же адресу, которые и подлежали включению в состав наследственного имущества.

Согласно справки Администрации Гусевского сельского поселения Х-ва на момент смерти мужа и после его смерти постоянно проживала и была зарегистрирована в <адрес>.

Согласно ст. 1153 ч. 2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом.

Суд считает установленным, что Х-ва, оставаясь проживать в жилом доме по <адрес> в <адрес>, являясь собственником ? доли жилого дома, после смерти своего мужа в 1999 году, вступила во владение и управление наследственным имуществом, открывшимся после смерти мужа и состоящим из принадлежащей мужу ? доли жилого дома и приусадебного земельного участка по этому же адресу и другие доказательства принятия ею наследства не требуются.

Следовательно, на момент своей смерти ДД.ММ.ГГГГ уже Х-ва владела на праве собственности всем жилым домом и приусадебным земельным участком расположенными по <адрес> в <адрес> и это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества, открывшегося после ее смерти ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 1142 ГК РФ истец является наследником первой очереди по закону и его требования о включении в состав наследственного имущества указанного выше недвижимого имущества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ Х-ва, принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и приусадебный земельный участок площадью 1300 кв. метров, расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский облсуд через Ольховский районный суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья :