Дело №2-161/2011 по иску Орлова П.Н. о восстановлении на работе



Дело №2-159/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Ольховка 1 марта 2011 года

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Строганова С.В., при секретаре Никифоровой О.А., с участием помощника прокурора Ольховского района, Волгоградской области Вихованской А.А., истца Орлова П.Н., представителя ответчика Пожидаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Петра Николаевича к администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным распоряжения о расторжении трудового договора, о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд по следующим основаниям: он 15.10.2010 года на основании распоряжения главы Ольховского муниципального района за №221-л был принят на работу на должность начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района. На основании данного распоряжения с ним был заключен трудовой договор №135 от 15.12.2010 года. 17.01.2011 года прокурором Ольховского района, Волгоградской области на имя главы Ольховского муниципального района, Волгоградской области был принесен протест с требованием отменить распоряжение №221-л от 15.12.2010 года о его приеме на работу. 18.01.2011 года и.о.главы Ольховского муниципального района было вынесено распоряжение №07-л о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнение) от 15.12.2010 за №135 и его увольнении с 18.01.2011 года. В тот же день он был уволен и ему была выдана трудовая книжка с соответствующей записью. Свое увольнение он считает незаконным по следующим основаниям. Поскольку на момент его принятия на работу должность главы Ольховского муниципального района Волгоградской области занимал его родной брат – Орлов Н.Н., то по мнению прокурора он не мог замещать должность начальника отдела, поскольку находился в непосредственной подчиненности и подконтрольности своему родному брату. Однако данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Отдел по сельскому хозяйству в соответствии с Положением о сельскохозяйственном отделе администрации Ольховского муниципального района, является структурным подразделением администрации Ольховского муниципального района, является юридическим лицом с расчетным счетом и печатью. Согласно структуре администрации Ольховского муниципального района, утвержденной с 15.01.2010 года отдел сельского хозяйства, продовольствия и перерабатывающей промышленности находится в прямом подчинении первого заместителя главы администрации района. Поэтому истец считает, что вывод о его непосредственной подчиненности и подконтрольности главе администрации района не соответствует действительности. Более того, на момент принесения вышеуказанного протеста прокурора Ольховского района, Волгоградской области родной брат истца- Орлов Н.Н. уже не являлся главой Ольховского муниципального района и поэтому отсутствовали какие либо основания препятствующие пребыванию истца на муниципальной службе. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным распоряжение исполняющей обязанности главы Ольховского муниципального района Волгоградской области Сивковой А.Ю. от 18 января 2011 года за №07-л о расторжении заключенного с ним трудового договора №135 от 15.12.2010 года; восстановить его с 18 января 2011 года в ранее замещаемой должности начальника отдела сельского хозяйства, продовольствия и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.

В судебном заседании истец полностью поддержал свои исковые требования изложив их указанным образом.

Представитель ответчика Пожидаева Н.В. заявила о том, что администрация Ольховского муниципального района, Волгоградской области иск Орлова П.Н. не признает, находит его необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В обоснование своей позиции представитель ответчика пояснила, что трудовой договор с истцом от имени администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области заключал родной брат истца Орлов Н.Н. являющийся на 15.12.2010 года главой Ольховского муниципального района, Волгоградской области. Орлов П.Н. был принят на работу на должность начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области. Как следует из положений устава Ольховского муниципального района определяющего и устанавливающего полномочия главы Ольховского муниципального района, положений об администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области истец являющийся начальником отдела сельского хозяйства, продовольствия и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района полностью подконтролен и непосредственно подчинен главе администрации и главе Ольховского муниципального района которым на 15.12.2010 года и являлся родной брат истца Орлов Н.Н. В силу указанных положений и с учетом ограничений установленных ст.13 ч. 1 п.п. 5, 9 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» трудовой договор №135 от 15.12.2010 года заключен с истцом незаконно и подлежит расторжению.

В судебном заседании прокурор заявил, что иск Орлова П.Н. не подлежит удовлетворению, как не основанный на требованиях действующего законодательства. При назначении 15.12.2010 года Орлова П.Н. на муниципальную должность начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района, как администрацией Ольховского муниципального района так и Орловым П.Н. были нарушены ограничения связанные с муниципальной службой, предусмотренные ст.13 п.1 п.п. 5 ФЗ-25 «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Выслушав стороны, выслушав заключение прокурора, суд полагает, что оспариваемое истцом распоряжение и.о.главы администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области № 07-л от 18.01.2011 года является законным, иск Орлова П.Н. заявлен необоснованно, на требованиях закона он не основан и удовлетворению не подлежит.

К такому выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии с положениями ст.5 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Статьей 12 частью 1 ФЗ РФ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены обязанности муниципального служащего: - соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; - соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Согласно ст. 13 п.1 п.п. 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данная статья ограничивает возможность совместной профессиональной деятельности на муниципальной службе для родственников, которое выражается в двух аспектах: - близкое родство или свойство;- непосредственная подчиненность или подконтрольность.

Непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа.

Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с п.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, существующие ограничения, связанные с муниципальной службой имеют легитимный характер, то есть они оправданы и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой предназначены для установления препятствий для злоупотребления властными полномочиями, создания условий для независимости служебной деятельности от групп давления, гарантирования осуществления муниципальными служащими своих прав, обеспечение эффективной служебной деятельности.

Как следует из трудового договора №135 от 15 декабря 2010 года администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области в лице главы администрации Ольховского муниципального района Орлова Николая Николаевича заключила с Орловым Петром Николаевичем, трудовой договор по условиям которого Орлов П.Н. назначается на муниципальную должность- начальника отдела сельского хозяйства, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее Отдел по с/х и продовольствию). На основании данного трудового договора, распоряжением главы администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области Орлова Н.Н. за № 221-л от 15.12.2010 Орлов П.Н. был принят на должность начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области.

17.01.2011 года прокурор Ольховского района Волгоградской области Громов Р.А. направил в администрацию Ольховского муниципального района протест на распоряжение №221 от 15.12.2010 года о приеме на работу Орлова П.Н., в котором потребовал отменить данное распоряжение и расторгнуть с Орловым П.Н. трудовой договор, поскольку Орлов П.Н. был принят на муниципальную службу с нарушением установленных ст.12 и ст.13 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» ограничений и запретов связанных с муниципальной службой.

Распоряжением и.о.главы администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области № 07-л от 18.01.2011 года, на основании протеста прокурора Ольховского района Волгоградской области от 17.01.2011 года Орлов П.Н. был уволен по п.3 ст.19 ФЗ РФ от 2.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 36 ч.2 Устава Ольховского муниципального района -администрацией Ольховского муниципального района на принципах единоначалия руководит глава Ольховского муниципального района, который согласно п.п. 8, 10-12, 14 ст. 21 Устава осуществляет руководство деятельностью администрации Ольховского муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации; разрабатывает и представляет на утверждение представительного органа Ольховского муниципального района структуру администрации Ольховского муниципального района, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на ее содержание; утверждает положения о структурных подразделениях администрации Ольховского муниципального района; назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации Ольховского муниципального района ( в том числе и начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности), а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности и их поощрения; отменяет акты руководителей структурных подразделений администрации, противоречащие действующему законодательству или муниципальным правовым актам, принятым на районном референдуме или представительным органом Ольховского муниципального района.

В соответствии с п.8 заключенного Орловым П.Н. трудового договора № 135 от 15.12.2010 г. в ряд основных обязанностей муниципального служащего Орлова П.Н. работодателем вменено исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий; на ответчика Орлова П.Н. возложена обязанность совместно с главой Ольховского муниципального района осуществлять формирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственной деятельности коллективных, КФХ и личных подворий; осуществлять координационные действия между сельскими поселениями и администрацией муниципального района в вопросах развития сельскохозяйственного производства; согласно п.9 данного трудового договора Орлов П.Н. не вправе принимать без разрешения главы муниципального района награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

В соответствии с положениями п. 10.1 пп. «а, б, в» вышеуказанного трудового договора за №135 от 15.12.2010 года работодатель в лице главы администрации Ольховского муниципального района Орлова Н.Н. вправе заключать, расторгать и изменять данный трудовой договор; поощрять муниципального служащего Орлова П.Н. за добросовестный эффективный труд; привлекать муниципального служащего Орлова П.Н. к дисциплинарной и материальной ответственности; в соответствии с п. 10.2 п. «а» трудового договора №135 от 15.12.2010 года работодатель обязан организовать труд муниципального служащего.

Таким образом, имеются юридические документы, на основании которых глава администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области имеет право контролировать в той или иной степени начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района. Право назначения и увольнения начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствия и перерабатывающей промышленности с должности только главой администрации Ольховского муниципального района, право разрешения только главой администрации Ольховского муниципального района вопросов применения к начальнику отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности мер дисциплинарной ответственности и их поощрения, право Орлова П.Н., как начальника Отдела с/х и продовольствия выступать по доверенности в интересах администрации Ольховского района, и совместно с главой Ольховского муниципального района осуществлять формирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственной деятельности коллективных свидетельствует по мнению суда о непосредственной подчиненности и подконтрольности начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района главе администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области.

Судом установлено, что глава администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлов Николай Николаевич и начальник отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлов Петр Николаевич являются родными братьями.

Постановлением главы администрации Волгоградской области Бровко А.Г. от 14.12.2010 года за №1882 глава Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлов Н.Н. был отрешен от занимаемой им должности. Однако данное постановление вступило в свою законную силу только 16.12.2010 года и на 15.12.2010 года, то есть на момент заключения с Орловым П.Н. вышеуказанного трудового договора, Орлов Н.Н. обладал всеми полномочиями главы Ольховского муниципального района Волгоградской области.

Судом установлено, что при назначении 15 декабря 2010 года Орлова П.Н. на муниципальную должность начальника отдела по сельскому хозяйству продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области, как администрацией Ольховского муниципального района, Волгоградской области, так и Орловым П.Н. были нарушены ограничения связанные с муниципальной службой, предусмотренные ст.13 п.1 п.п. 5 ФЗ-25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно ст. 19 п.1 п.п.3 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

В данном случае, установленные нарушения закона, связанные с несоблюдением как администрацией Ольховского муниципального района, так и Орловым П.Н. предусмотренных ст.13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ограничений и запретов при назначении последнего на муниципальную должность, являются безусловным основанием для расторжения трудового договора №135 от 15.12.2010 года заключенного администрацией Ольховского муниципального района, Волгоградской области с Орловым П.Н.

В силу допущенных при приеме Орлова П.Н. на муниципальную службу предусмотренных ст.13 и ст.14 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» нарушений ограничений и запретов связанных с муниципальной службой Орлов П.Н. вообще не мог быть принят на муниципальную службу и соответственно вообще не мог занимать муниципальную должность- начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствия и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района.

Кроме этого, как установлено судом 31.01.2008 года администрацией Ольховского муниципального района, Волгоградской области в лице главы администрации Орлова Николая Николаевича с Орловым Петром Николаевичем, являющимся родным братом главы администрации Ольховского района Орлова Н.Н., был заключен трудовой договор №8 согласно которого Орлов П.Н. с 01.02.2008 года приступает к работе в муниципальной должности начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района.

Согласно ст.13.п.1 п.п.9 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находится на муниципальной службе в случае не предоставления установленных данным ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера.

Кроме этого, согласно положения ст.14 п.1 п.п.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации, а в соответствии с положениями ст.14 п.3 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Решением Ольховского районного суда Волгоградской области от 4.12.2008 года, вступившем в свою законную силу 23.01.2009 года, было установлено, что Орловым П.Н. при заключении им 31.01.2008 года с администрацией Ольховского района трудового договора и поступления на муниципальную службу на должность начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности не представлены установленные Федеральным законом сведения об имуществе находящемся в его собственности. Судом было также установлено, что Орловым П.Н. были нарушены требования п.3 ст.14; п.п.1 п.1ст.14 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» поскольку при поступлении 31.01.2008 года на муниципальную службу Орлов П.Н. являлся руководителем коммерческой организации, а в период своей муниципальной службы в администрации Ольховского муниципального района, Волгоградской области осуществлял предпринимательскую деятельность.

Вследствие нарушения, как администрацией Ольховском муниципального района, Волгоградской области, так и самим Орловым П.Н. предусмотренных ст.13 и ст.14 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» ограничений и запретов при назначении Орлова П.Н. на муниципальную должность, решением суда от 4.12.2008 года на администрацию Ольховского муниципального района, Волгоградской области была возложена обязанность расторгнуть трудовой договор №8 от 31.01.2008 года заключенный с Орловым П.Н.

Приказом главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлова Н.Н. за № 33-л от 17.04.2009 года, на основании решения Ольховского районного суда Волгоградской области от 4.12.2008 года Орлов П.Н. был уволен с занимаемой им должности по п.11 ст.77 Трудового Кодекса РФ, а именно вследствие нарушения установленных Трудовым Кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, при этом это нарушение исключает возможность продолжения работы Орлова П.Н.

21 апреля 2009 года, администрацией Ольховского муниципального района, Волгоградской области с Орловым П.Н., являющимся родным братом главы администрации Ольховского района Орлова Н.Н., был вновь заключен трудовой договор №51 согласно которого Орлов П.Н. с 21.04.2009 года приступает к работе в муниципальной должности начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района.

Однако, вследствие нарушения, как администрацией Ольховском муниципального района, Волгоградской области, так и самим Орловым П.Н. предусмотренных ст.13 п.1 п.п.5 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» ограничений и запретов при назначении Орлова П.Н. на данную муниципальную должность решением Ольховского районного суда Волгоградской области от 21 августа 2009 года, вступившем в свою законную силу 1 сентября 2009 года, на администрацию Ольховского муниципального района, Волгоградской области была возложена обязанность расторгнуть трудовой договор №51 от 21.04.2004 года заключенный с Орловым П.Н.

Приказом и.о.главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области за № 151-л от 28.09.2009 года Орлов П.Н, на основании решения Ольховского районного суда Волгоградской области от 21.09.2009 года, был уволен с должности начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности по п.11 ст.77 Трудового Кодекса РФ.

31 мая 2010 года, администрацией Ольховского муниципального района, Волгоградской области с Орловым П.Н., являющимся родным братом главы администрации Ольховского района Орлова Н.Н., был вновь заключен трудовой договор №113 согласно которого Орлов П.Н. с 31.05.2010 года приступает к работе в муниципальной должности начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района.

Однако, вследствие нарушения, как администрацией Ольховском муниципального района, Волгоградской области, так и самим Орловым П.Н. предусмотренных ст.13 п.1 п.п.5 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» ограничений и запретов при назначении Орлова П.Н. на данную муниципальную должность заочным решением Ольховского районного суда Волгоградской области от 19 июля 2010 года, вступившем в свою законную силу 16 сентября 2010 года, на администрацию Ольховского муниципального района, Волгоградской области была возложена обязанность расторгнуть трудовой договор №113 от 31.05.2010 года заключенный с Орловым П.Н.

Приказом и.о.главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области за № 185-л от 14.10.2010 года Орлов П.Н, на основании решения Ольховского районного суда Волгоградской области от 19.07.2010 года, был уволен с должности начальника отдела по сельскому хозяйству, продовольствию и перерабатывающей промышленности.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства и исследованные обстоятельства дела суд полагает, что иск Орлова П.Н. о признании незаконным распоряжения и.о. главы Ольховского муниципального района Волгоградской области Сивковой А.Ю. от 18 января 2011 года за №07-л о расторжении заключенного с ним трудового договора №135 от 15.12.2010 года, о восстановлении его с 18 января 2011 года в ранее замещаемой должности начальника отдела сельского хозяйства, продовольствия и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула не основан на требованиях закона, заявлен не обоснованно и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Орлова Петра Николаевича о признании незаконным распоряжения исполняющей обязанности главы Ольховского муниципального района Волгоградской области Сивковой А.Ю. от 18 января 2011 года за №07-л о расторжении трудового договора №135 от 15.12.2010 года заключенного с Орловым Петром Николаевичем, о восстановлении Орлова Петра Николаевича с 18 января 2011 года в ранее замещаемой должности начальника отдела сельского хозяйства, продовольствия и перерабатывающей промышленности администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области; о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула- отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в кассационном порядке в течении 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ольховский районный суд Волгоградской области.

Судья С.В. Строганов