№2-521/2011 Решение по иску Чулковой Н.И. и других о признании права собственности на доли в жилом доме и земельном участке.



Дело № 2-521/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В., при секретаре Саловой В.Г., рассмотрев 16 августа 2011 г. в с. Ольховка в открытом судебном заседании дело по Чулковой Нины Ивановны, Чулкова Андрея Станиславовича, Собакарь Татьяны Станиславовны, Собакарь Надежды Станиславовны к Администрации Зензеватского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области и ООО «Волгоградское областное правовое агентство» о признании права собственности на доли в жилом доме и на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд по следующим основаниям: на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Ч-в, Чулкова Нина Ивановна, Чулков Андрей Станиславович, Собакарь ( ранее Чулкова) Татьяна Станиславовна, Собакарь ( ранее Чулкова) Надежда Станиславовна приобрел в собственность жилой дом, расположенный в <адрес>. С момента заключения договора они владели и пользовались домом как собственники. Постановлением администрации Зензеватского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому, принадлежащего им, был изменен почтовый адрес: <адрес> в

<адрес>.

Кроме того, постановлением администрации Зензеватского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Ч-в был передан в собственность приусадебный земельный участок площадью 1470 кв. метров, по этому же адресу.

ДД.ММ.ГГГГ Ч-в умер. После его смерти Чулкова Н.И. обратилась к нотариусу для оформления свидетельства о праве на наследство и получила свидетельство о праве на наследство после мужа на имущественный и земельный пай. В настоящее время истцы хотят оформить свои права собственности на доли в жилом доме и наследственные права Чулковой Н.И. на долю мужа в жилом доме и приусадебный земельный участок, однако сделать этого не могут, так как договор приватизации имеет неустранимые в настоящее время недостатки, а срок принятия наследства после смерти Ч-в прошел.

Истцы просят суд признать за ними право собственности на 1/5 доли за каждым в жилом доме, а за истицей Чулковой Н.И. еще и право собственности на 1/5 долю её мужа в жилом доме и на приусадебный земельный участок мужа.

В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика Администрации Зензеватского сельского поселения в судебном заседании признала исковые требования.

Представитель ответчика ООО «Волгоградское областное правовое агентство» в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещенный. Суд с согласия истцом определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика по правилам ст. 167 ч.4 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно договора на передачу квартир (домов ) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Зензеватский сельский совет народных депутатов в лице председателя ТОО «Зензеватское» заключил с Ч-в, Чулковой Ниной Ивановной, Чулковым Андреем Станиславовичем, Чулковой Татьяной Станиславовной, Чулковой Надеждой Станиславовной договор, по которому продавец передал в собственность покупателю квартиру по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 10 Закона РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления. Кроме того, указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, наименование юридический лиц должны быть написаны без сокращений с указанием мест нахождения. Согласно ст. 131, 223 ГК РФ сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации в учреждениях юстиции.

Договор на передачу квартир в собственность граждан от 30 августа 1993 г. содержит ряд недостатков, которые препятствуют принятию его учреждением юстиции в качестве правоустанавливающего документа: в договоре наименования стороны продавца указаны - Зензеватский сельский совет в лице председателя ТОО «Зензеватское», жилое помещение обозначено как квартира, а не жилой дом, адрес указан как

<адрес>, без указания населенного пункта, района и области. Продавцом казан Зензеватский сельский совет в лице председателя ТОО, а договор подписал председатель сельсовета и договор удостоверен печатью Зензеватского сельсовета.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 4.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В судебном заседании установлено, что в указанном выше жилом помещении на момент приватизации ДД.ММ.ГГГГ проживали супруги Ч-в и Нина Ивановна со своими детьми Чулковым Андреем Станиславовичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чулковой Татьяной Станиславовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чулковой Надеждой Станиславовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно показаний представителя ответчика Курбановой С.В., в 1992-1995 годах проходила массовая приватизация жилья в <адрес>. Основная масса жилых помещений принадлежала совхозу «Ольховский», реорганизованному в ТОО «Зензеватское», в дальнейшем реорганизованному в СПК «Зензеватский», а затем в ООО «Волгоградское областное правовое агентство». На момент приватизации ДД.ММ.ГГГГ существовало ТОО «Зензеватское», председателем которого был Жигулев. По распоряжению <адрес> оформление договоров было поручено сельским советам, бланки договоров они получали типовые в Ольховском БТИ. Дом, в котором проживала семья Ч-в, принадлежал ранее совхозу «Ольховский», а на момент приватизации ТОО «Зензеватское» как правопреемнику совхоза. Председатель ТОО Жигулев поручил главе администрации сельсовета Е-ко, подписывать от его имени все договоры приватизации. Для этого он выдал ему доверенность сроком на три года. Поэтому договор приватизации с Чулковыми подписал Е-ко, а доверенность, срок которой истек, была утрачена за ненадобностью. Жилье, указанное в договоре как квартира, является жилым домом. В дальнейшем адрес дома был изменен с 13 на 25 по <адрес>.

Указанные истцами и ответчиком обстоятельства соответствуют представленным документам: данными технического паспорта, справкой администрации Зензеватского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, данными паспорта Чулковой Н.И. и Чулкова А.С., постановлением администрации сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд считает недостатки договора, касающиеся данных продавца недвижимости, предмета сделки, сторон по сделке устраненными и также считает установленным, что настоящим договором реализовано право Ч-в на приватизацию в личную собственность жилого помещения в виде жилого <адрес> в <адрес>, занимаемого ими в государственном жилищном фонде по договору социального найма.

Что касается подписания договора главой администрации, то суд пришел к следующему.

Согласно ст. 182 ГК РФ, сделка, совершенная лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указания закона либо в акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Доверенность в данном случае не сохранилась.

Согласно ст. 183 ГК РФ может быть в любых формах, прямо не запрещенных законом, например, в форме молчаливого согласия. Поэтому суд считает, что договор заключен уполномоченным на это лицом и согласие на совершение сделки имеется.

Договор прошел надлежащую регистрацию в Зензеватском сельсовете, предусмотренную ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и право собственности у приобретателя жилья возникло с момента такой регистрации с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, договор зарегистрирован и в БТИ Ольховского района.

Согласно ст. 28 ГК РФ полномочия на совершение сделки от имени малолетних детей принадлежат их родителям, поэтому подписи самих детей под договором приватизации жилья не требуются. Их право на приватизацию подтверждено подписью их матери.

Согласно свидетельств о браке Чулкова Т.С. и Чулкова Н.С. в настоящее время носят фамилию Собакарь.

Таким образом, суд считает установленным, что настоящим договором реализовано право Ч-в, Чулковой Н.И., Чулкова А.С., Собакарь Т.С. и Собакарь Н.С. на приватизацию в личную собственность жилого помещения в виде жилого дома по <адрес> в <адрес>, занимаемого ими в государственном жилищном фонде по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что в приватизации дома участвовало 5 человек. Жилое помещение было приобретено в общую собственность согласно ст. 1 Закона РФ № 1541-1 от 4 июля 1991 г. Согласно ст. 3.1 Закона РФ № 1541-1 (в редакции 29 декабря 2004 г.) доли участников общей собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ, признаются равными. Таким образом, доли каждого из пяти участников приватизации <адрес> в <адрес> составляли по 1/5 доли данного дома.

Следовательно истцы Чулков А.С. Собакарь Т.С., Собакарь Н.С. в настоящее время являются собственниками 1/5 доли каждый в указанном выше жилом доме.

Согласно свидетельства о смерти Ч-в умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 218 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.

Умершему Ч-в на момент открытия наследства принадлежала на праве собственности 1/5 доля в жилом <адрес> в <адрес>, которая и подлежала включению в состав наследственного имущества.

Кроме того, согласно постановления администрации Зензеватского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Ч-в принадлежал на праве собственности приусадебный земельный участок площадью 1470 кв. метров, которому ДД.ММ.ГГГГ был присвоен адрес: <адрес> в <адрес>.

Согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ Чулкова Н.И. приняла наследство после смерти своего мужа Ч-в в виде земельного пая и имущественного пая.

Согласно ст. 1153 ч. 1 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно ст. 1152 ч. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, Чулкова Н.И., обратившись в установленном законом порядке к нотариусу после смерти своего мужа Ч-в, приняла наследство после него в виде принадлежащего тому земельного участка площадью 1470 кв. метров и 1/5 доли жилого дома и в настоящее время является собственницей приусадебного земельного участка площадью 1470 кв. метров, расположенного по <адрес> в <адрес> и 2/5 доли жилого дома по этому же адресу.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Чулковой Ниной Ивановной право собственности на приусадебный земельный участок площадью 1470 кв. метров и 2/5 доли жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.

Признать за Чулковым Андреем Станиславовичем, Собакарь Татьяной Станиславовной, Собакарь Надеждой Станиславовной право собственности на 1/5 долю за каждым в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>,

<адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский облсуд через Ольховский районный суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья :