РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Еланцы 04 марта 2011 года Ольхонский районный суд в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольхонского района Иркутской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Думы Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области по приведению Устава Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области в соответствие с требованиями федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ольхонского района Иркутской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Думы Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области (далее Онгуренского МО) по приведению Устава Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области в соответствие с требованиями федерального законодательства. В обоснование требований указал, что в соответствии со ст. 1 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г.) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 4 вышеуказанного Федерального Закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные Законы, настоящий закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и т.д. Согласно положениям ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и ее субъектов. Во исполнение указанной нормы закона представительным органом Онгуренского муниципального образования - Думой сельского поселения принят и утвержден Устав Онгуренского МО, который зарегистрирован в органе юстиции ДД.ММ.ГГГГ В ходе систематического осуществления прокуратурой Ольхонского района Иркутской области надзора за соответствием Уставов муниципальных образований требованиям действующего законодательства, прокурором района в течение 2010 года в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» в адрес Думы Онгуренского МО неоднократно вносились документы прокурорского реагирования с требованием о приведении Устава МО в соответствие с положениями действующей законодательной базы, регламентирующей вопросы местного значения. Так, в связи с принятием ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережения и о повышении энергетической эффективности (п. 8.2. ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ). Статьей 3 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 40-ФЗ от 05.04.2010г. также расширен перечень полномочий органов местного самоуправления посредством наделения полномочиями по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в порядке, регламентированном ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996г. (п. 34 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ). Ввиду отсутствия нормативного регулирования указанных отношений в Уставе Онгуренского МО прокуратурой Ольхонского района Иркутской области в адрес Думы поселения внесено представление с требованием о внесении изменений и дополнений в Устав. В связи с принятием ФЗ от 27.12.2009г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», изменен порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования и численный состав ее членов с правом решающего голоса, вследствие чего положения ст. 41 Устава Онгуренского МО вступили в противоречие с действующим законодательством. О необходимости устранения данного нарушения также указано председателю Думы Онгуренского МО посредством внесения документа прокурорского реагирования- представления. Указывает, что по результатам проведенной прокуратурой Ольхонского района Иркутской области проверки исполнения законодательства в сфере регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса установлено, что правовое регулирование указанных вопросов нашло свое отражение в Уставе Онгуренского МО (п. 3 ст. 6). Вместе с тем, в силу ст. 5 ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 237-ФЗ от 27.07.2010г. претерпели изменения п. 4.1. ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г., регламентирующие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области регулирования тарифов на услуги и товары организаций коммунального комплекса. Таким образом, п. 3 ст. 6 Устава Онгуренского МО также вступил в противоречие с федеральным законодательством, о чем уведомлена Дума Онгуренского МО посредством внесения представления прокурора. Однако до настоящего времени Думой Онгуренского МО мер по приведению Устава поселения в соответствие с действующим законодательством не принято, требования прокуратуры проигнорированы. Полагает, что бездействием Думы Онгуренского МО грубо нарушаются регламентированные ст. 3 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории поселения, граждан по участию в решении вопросов местного значения, поскольку правовая основа Онгуренского МО - Устав поселения, не соответствует федеральному законодательству. Кроме того, бездействием Думы Онгуренского МО по приведению муниципальной правовой базы в соответствие с требованиями федерального законодательства нарушаются интересы Российской Федерации, закрепленные в ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которым органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и действующие на территории Российской Федерации федеральные законы. Просит признать незаконным бездействие Думы Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области по приведению Устава Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области в соответствие с требованиями ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №40-ФЗ от 05.04.2010г., ФЗ от 27.12.2009г. №357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 237-ФЗ от 27.07.2010г., обязать Думу Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в Устав поселения с последующей их регистрацией в управлении Минюста РФ по Иркутской области в конкретный срок. В судебном заседании заместитель прокурора Ольхонского района Иркутской области Задорожный А.А., заявление поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Председатель Думы Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области ФИО4 в судебное заседание не явилась. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с отдаленностью и отсутствием материальных средств. Также в заявлении указала, что требования прокурора Ольхонского района Иркутской области признает. Согласно ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает законные интересы других лиц. Суд, выслушав заместителя прокурора Ольхонского района Иркутской области, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно положениям ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и ее субъектов. Как следует из Устава Онгуренское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения Законом Иркутской области от 02.12.2004г. № 69-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ольхонского района Иркутской области» (п. 2 ст. 1); в пределах территории Поселения осуществляется местное самоуправление (п. 1 ст. 3); Дума Поселения обладает правами юридического лица (п. 2 ст. 28); в исключительной компетенции Думы находится принятие Устава Поселения и внесение в него изменений и дополнений (подп. 1 п. 1 ст. 29). Устав Онгуренского МО Ольхонского района Иркутской области был зарегистрирован в Главном управлении министерства юстиции РФ по СФО ДД.ММ.ГГГГ. за государственным регистрационным №. В связи с принятием Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления отнесено утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережения и о повышении энергетической эффективности (п. 8.2. ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ). Статьей 3 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 40-ФЗ от 05.04.2010г. также расширен перечень полномочий органов местного самоуправления посредством наделения полномочиями по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в порядке, регламентированном ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996г. (п. 34 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ). В связи с принятием ФЗ от 27.12.2009г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», изменен порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования и численный состав ее членов с правом решающего голоса. В судебном заседании установлено, что статья 41 Устава Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области противоречит ФЗ от 27.12.2009г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 3 статьи 6 вышеуказанного Устава противоречит п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно представлениям прокурора Ольхонского района Иркутской области от 27.05.2010г. № 730, № 1230 от 14.10.2010г. Дума Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области была извещена о необходимости приведения Устава в соответствие с требованиями федерального законодательства. Из ответа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что решение Думы Ольхонского МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав Ольхонского муниципального образования» оставлено без рассмотрения и направлено главе Ольхонского районного муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ для оформления в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». В связи с изложенным, суд полагает возможным признать незаконным бездействие Думы Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области по приведению Устава Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 40-ФЗ от 05.04.2010г., Федерального закона от 27.12.2009г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 27.07.2010г. № 237-ФЗ. Согласно пункту 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Ольхонского района Иркутской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Думы Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области по приведению Устава Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 40-ФЗ от 05.04.2010г., Федерального закона от 27.12.2009г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 27.07.2010г. № 237-ФЗ. Обязать Думу Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в Устав Онгуренского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района Иркутской области с последующей их регистрацией в Управлении Министерства юстиции по Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья В.И.Хамосова