РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 августа 2011 года с. Еланцы Ольхонский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Орловой А.А., с участием: заявителя помощника прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В.; представителя администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Константинова Д.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия доверенности 1 (один) год, с полным объемом процессуальных прав; заинтересованного лица Цыцыковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании незаконными действия администрации Еланцынского муниципального образования по выдаче Цыцыкова Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, и обязании администрации Еланцынского муниципального образования устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ольхонского района Фарков А.А., действующий на основании прав по должности, в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в Ольхонский районный суд с заявлением о признании незаконным действия администрации Еланцынского муниципального образования (далее Еланцынского МО) по выдаче Цыцыкова Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, и обязании администрации Еланцынского муниципального образования устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано следующее. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Еланцынского муниципального образования - сельского поселения (далее по тексту - администрация Еланцынского МО) градостроительного законодательства в части выдачи разрешения на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, по результатам которой установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Еланцынского муниципального образования гр. Цыцыковой Н.С. выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Данное разрешение на строительство, выданное главой администрации Еланцынского муниципального образования, является незаконным по следующим основаниям. Так, в соответствии с п. 15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Следовательно, под застройщиком следует понимать лицо, которое, прежде всего, является обладателем права на земельный участок, на котором ведется новое строительство. В связи с чем, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ включает в перечень представляемых застройщиком для получения разрешения на строительство документов правоустанавливающие документы на земельный участок. Вместе с тем, гр. Цыцыковой Н.С. правоустанавливающие документы на земельный участок в администрацию Еланцынского МО не представлены; право на земельный участок у данного субъекта не возникло. Таким образом, лицо, которое не является обладателем права на земельный участок, не может выступать в качестве застройщика. Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации в п. 7 ст. 51 устанавливает перечень документов, предоставляемых застройщиком для получения разрешения на строительство, к которым, помимо имеющегося в материалах дела заявления о выдаче разрешения на строительство, относится градостроительный план земельного участка. Поскольку разрешение на строительство, в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, орган местного самоуправления должен провести проверку такого соответствия. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, наличие и представление вместе с заявлением градостроительного плана земельного участка, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка», является обязательным условием для выдачи разрешения на строительство. Вместе с тем, гр. Цыцыковой Н.С. градостроительный план земельного участка, для выдачи разрешения на строительство в органы местного самоуправления не представлены, что в соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Таким образом, разрешением №, выданным главой администрации Еланцынского МО гр. Цыцыковой Н.С. на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в том, что при выдаче указанного разрешения на строительство не исполнены требования федерального законодательства о градостроительной деятельности. В то время как, в соответствии с ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. Поскольку разрешение на строительство согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, возводимый застройщиком объект капитального строительства должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, и иной безопасности. Выдача гр. Цыцыковой Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома в отсутствие градостроительного плана земельного участка влечет за собой грубое нарушение прав жителей муниципального образования, возможных правообладателей объектов капитального строительства на безопасные условия жизнедеятельности, а также в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, влечет нарушение также прав и законных интересов возможных правообладателей земельных участков, т.е. неопределенного круга лиц. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным действия администрации Еланцынского муниципального образования по выдаче Цыцыковой Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, и обязать администрацию Еланцынского муниципального образования устранить нарушения закона путем отмены разрешения №, выданного Цыцыкова Н.С. ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель органа, чьё действие оспаривается, администрации Еланцынского МО Константинов Д.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования прокурора признал. Заинтересованное лицо Цыцыкова Н.С. суду пояснила, что правоустанавливающих документов на земельный участок у неё нет, земельный участок оформлен на её мать, которая дала ей устное разрешение на то, чтобы она построила дом на её участке. Градостроительный план земельного участка у неё также отсутствует, так как при выдаче разрешения градостроительный план земельного участка у неё не требовали. Суд, выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав и проанализировав собранные по делу письменные доказательства, приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения исполнения обязанностей в натуре. Полномочия прокурора по защите интересов неопределенного круга лиц определены Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, прокурор Ольхонского района вправе был обратиться с настоящим заявлением. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится создание условий для жилищного строительства; выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения... В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, распложенных на территории поселения. В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному документу прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка должен содержать, в частности, границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, информацию о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, информацию о технических условиях подключения объектов капитального строительного к сетям инженерно-технического обеспечения. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191-ФЗ от 29.12.2004г. градостроительный план земельного участка при выдаче разрешений на строительство не требовался до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. № 840 форма градостроительного плана земельного участка была утверждена. Инструкция о порядке её заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006г. № 93, опубликована и с 27.11.2006г. начала действовать. Следовательно, с этого момента органы, выдающие разрешение на строительство, обязаны требовать представление такого плана, а при его отсутствии обязаны отказывать в выдаче разрешения на строительство. Кроме того, в части 13 ст. 51 ГрК РФ закреплено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ. Из Устава Еланцынского МО суд установил, что руководство администрацией поселения осуществляется главой поселения на принципах единоначалия (п. 1 ст. 35); администрация поселения обладает правами юридического лица (п. 2 ст. 35); к полномочиям администрации Поселения относятся обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах местного населения (п.п. 1 п. 5 ст. 35). Согласно п. 2 ст. 1 Устава (новая редакция) Еланцынское МО наделено статусом сельского поселения Законом Иркутской области от 02.12.2004г. № 69-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ольхонского района Иркутской области»; к вопросам местного значения поселения относятся: создание условий для жилищного строительства (п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава); выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, распложенных на территории поселения (п. 22 ч. 1 ст. 6 Устава). Из разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что администрация Еланцынского МО - администрация сельского поселения, руководствуясь ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешает строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Из объяснения главы администрации Еланцынского муниципального образования Р.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что все разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию выданы в отсутствие градостроительных планов земельных участков по просьбе граждан, так как в <адрес> их никто не изготавливает. При выдаче разрешений в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки гражданами предоставлялись постановления мэра об утверждении акта обследования и выбора земельного участка по указанным в заявлении адресам, или же кадастровые паспорта. В судебном заседании установлено, что администрацией Еланцынского МО Цыцыкова Н.С. выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок и градостроительного плана земельного участка, чем нарушены требования Градостроительного кодекса РФ. Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, проверяет их на относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности. Поскольку согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам. Суд принимает доводы заявителя о том, что выдача Цыцыковой Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство в отсутствие градостроительного плана земельного участка влечет за собой грубое нарушение прав жителей муниципального образования, возможных правообладателей объектов капитального строительства на безопасные условия жизнедеятельности, а также прав и законных интересов потенциальных правообладателей земельных участков, т.е. неопределенного круга лиц. Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что создание условий для жилищного строительства, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, в соответствии с законодательством РФ, относятся к вопросам местного значения, т.е. входят в компетенцию администрации Еланцынского муниципального образования, при выдаче разрешения администрацией Еланцынского МО нарушены требования Градостроительного кодекса РФ, суд считает возможным признать незаконным действия администрации Еланцынского муниципального образования по выдаче Цыцыкова Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В силу части 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан, в связи с чем считает необходимым обязать администрацию Еланцынского муниципального образования устранить нарушения закона путем отмены разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Еланцынского муниципального образования о признании незаконным действия администрации Еланцынского муниципального образования по выдаче Цыцыкова Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, и обязании администрации Еланцынского муниципального образования устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, удовлетворить. Признать незаконными действия администрации Еланцынского муниципального образования по выдаче Цыцыкова Н.С. разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, и обязать администрацию Еланцынского муниципального образования устранить выявленные нарушения закона путем отмены разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья В.И. Хамосова Подлинник решения находится в Ольхонском районном суде Иркутской области в материалах гражданского дела № 2-164/2011. Решение не вступило в законную силу.