свалка ТБО на территории Хужирского МО признана несанкционированной



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Еланцы                                                                                         07 декабря 2011 года

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н.,

с участием прокурора Ольхонского района Фаркова А.А.,

представителя ответчика администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района - городского поселения Резникова С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

в отсутствие третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование своих исковых требований указал, что Управлением Росприроднадзора по Иркутской области по поручению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках решения совещания о подготовке и реализации комплекса мер по предупреждению несанкционированного размещения твердых бытовых отходов 21.10.2011г. проведена рейдовая проверка с целью выявления несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Ольхонского района.

Так, проверкой установлено, что в северо-западной стороне п. Хужир Ольхонского района, примерно в 500 метрах от мыса Шаманка обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Отходы производства и потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности местного населения и объектов соцкультбыта, складируются и размещаются:

  1. В круглой чаше в бетонном исполнении диаметром около 12 метров и глубиной около 6 метров. Чаша заполнена примерно на треть объема, под углом от верхнего края.
  2. В траншее, длиной около 300 метров, шириной около 3 метров, глубиной около 1,5 метров. Траншея протяженностью от северной оконечности поселка на северо-запад.

Указанная свалка расположена на земельном участке общей площадью 1126,08 кв.м категории земель населенных пунктов. Общий объем бытовых отходов составил 361,08 куб.м.

Согласно ст.ст. 2, 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. № 4690-88, органы местного самоуправления обязаны обеспечить соблюдение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 18 ст. 7 Устава Хужирского МО органы местного самоуправления поселения обязаны организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ. Организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления.

Статьёй 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к структуре органов местного самоуправления отнесен представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающей их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Поясняет, что свалка ТБО, расположенная на территории п. Хужир Хужирского муниципального образования, функционирует без заключения государственной экологической экспертизы и без соответствующего разрешения, т.е. указанный объект является несанкционированной свалкой мусора.

Пункт 2.1 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001г. № 316 предусматривает, что полигоны ТБО должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления Хужирского МО обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории.

Указывает, что несанкционированная свалка ТБО, расположенная в п. Хужир, функционирует в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о землепользовании, санитарных правил, что создаёт угрозу причинения вреда здоровью неопределённому числу граждан - жителей Ольхонского района и других граждан, посещающих Хужирское МО, а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми и производственными отходами.

Статьёй 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

Исковое заявление также подано в интересах Российской Федерации, поскольку администрацией Хужирского МО в нарушение ст. 15 Конституции РФ в полной мере не исполняются требования федерального законодательства. Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ГК РФ к способам защиты прав отнесено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации.

Просит суд признать свалку бытовых отходов, расположенную на земельном участке площадью 1126,08 кв.м., находящуюся северо-западной стороне п. Хужир Ольхонского района, примерно в 500 метрах от мыса Шаманка Ольхонского района - несанкционированной, возложить на администрацию Хужирского муниципального образования обязанность устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - ликвидировать, путём очистки территории, несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на земельном участке площадью 1125,08 кв.м, находящуюся в северо-западной стороне п. Хужир Ольхонского района, примерно в 500 метрах от мыса <адрес>, в конкретный срок.

В судебном заседании прокурор Ольхонского района Иркутской области Фарков А.А., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Представитель ответчика администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района Резников С.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Ольхонского района признал в полном объёме, о чём представил письменное заявление. Просил предоставить срок для ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ

Суд, выслушав прокурора Ольхонского района Иркутской области Фаркова А.А., представителя ответчика Резникова С.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Полномочия прокурора по защите интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц определены Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, прокурор Ольхонского района вправе был обратиться с настоящим иском об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия на здоровье человека, что обеспечивается выполнением требований природоохранного, ветеринарного, санитарного законодательства юридическими и физическими лицами, несоблюдение которых ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.12.2008г.) отходы производства от потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 вышеназванного Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с п. 18, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения.

Согласно п. 2 ст. 1 Устава (новая редакция) Хужирское МО наделено статусом городского поселения Законом Иркутской области от 02.12.2004г. № 69-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ольхонского района Иркутской области», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ст. 7 Устава); организация благоустройства и озеленения территории поселения (п. 19 ст. 7 Устава).

Из Устава Хужирского МО суд также установил, что глава поселения как глава администрации поселения руководит деятельностью администрации поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации поселения по решению вопросов местного значения (п. 1 ч. 2 ст. 24 Устава).

Таким образом, установлено, что в силу действующего законодательства, а также Устава Хужирского МО, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения является обязанностью администрации Хужирского МО, и должна осуществляться в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями и правилами.

Из копии письма от ДД.ММ.ГГГГ , Управлением Росприроднадзора по Иркутской области в прокуратуру Ольхонского района, следует, что в ходе рейдовых проверок установлено, что в северо-западной стороне поселка Хужир, примерно в 500м от мыса Шаманка, выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Мусор размещен в круглой чаше в бетонном исполнении, а также в рядом расположенной траншее. Траншея тянется от северной оконечности поселка на северо-запад. Свалка расположена на землях поселений на площади 1126,08 кв.м. Общий объем бытовых отходов составил 361,08 куб.м.

Из копии акта о проведении рейдовой проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в северо-западной стороне поселка Хужир, примерно в 500м от мыса Шаманка, обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Мусор размещен в круглой чаше в бетонном исполнении примерным диаметром 12м и глубиной около 6м, а также в рядом расположенной траншее, длиной около 300м, шириной около 3м, глубина траншеи примерно 1,5м. Траншея тянется от северной оконечности поселка на северо-запад. Чаша заполнена примерно на треть объема, под углом от верхнего края. Траншея заполнена неравномерно, участками.

Согласно копиям карточек первичного учета несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и указанная несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на землях населенных пунктов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду: воздействие на почвенный покров (захламление и загрязнение земельного участка), воздействие на атмосферный воздух (выделение дурнопахнущих веществ).

Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, проверяет их на относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Поскольку согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.

Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что свалка в северо-западной стороне п. Хужир Ольхонского района, находящаяся в 500м от мыса Шаманка Ольхонского района, расположена в границах Хужирского городского поселения, обязанностью администрации которого является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, свалка функционирует без заключения государственной экологической экспертизы и без соответствующего разрешения, т.е. указанный объект является несанкционированной свалкой мусора, суд считает возможным признать данную свалку несанкционированной и обязать администрацию Хужирского муниципального образования ее ликвидировать путём очистки территории, до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к администрации Хужирского муниципального образования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Признать несанкционированной свалку бытовых отходов и обязать администрацию Хужирского муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на земельном участке площадью 1126,08 кв.м., находящуюся в северо-западной стороне п. Хужир Ольхонского района, примерно в 500м от мыса Шаманка Ольхонского района, путём очистки территории, до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья                                   В.И. Хамосова

Подлинное решение находится в Ольхонском районном суде Иркутской области, в материалах гражданского дела № 2-275/2011.