ОПРЕДЕЛЕНИЕ с. Еланцы 14 декабря 2011 года Ольхонский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Шара-Тоготского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шара-Тоготского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих исковых требований указал, что Управлением Росприроднадзора по Иркутской области по поручению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках решения совещания о подготовке и реализации комплекса мер по предупреждению несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в период с 12.10.2011г. по 14.10.2011г. проведена рейдовая проверка с целью выявления несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории Ольхонского района. Так, проверкой установлено, что в 1км южнее об базы отдыха «Звезда Байкала», на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в 30м от уреза воды оз. Байкал Ольхонского района, площадью 12,5 кв.м, объемом 3,75 куб.м, размером 5х2,5м, высотой 0,3м, обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, образующаяся в результате жизнедеятельности местного населения и объектов соцкультбыта складируются, состоящая из стеклянных и пластмассовых бутылок, бумажных отходов. Согласно ст.ст. 2, 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. № 4690-88, органы местного самоуправления обязаны обеспечить соблюдение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселения обязаны организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ. Организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления. Статьёй 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к структуре органов местного самоуправления отнесен представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающей их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Поясняет, что свалка ТБО, расположенная в 1км южнее об базы отдыха «Звезда Байкала», на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в 30м от уреза воды оз. Байкал Ольхонского района, площадью 12,5 кв.м, объемом 3,75 куб.м, размером 5х2,5м, высотой 0,3м, расположенная на территории Шара-Тоготского МО, функционирует без заключения государственной экологической экспертизы и без соответствующего разрешения, т.е. указанный объект является несанкционированной свалкой мусора. Пункт 2.1 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001г. № 316 предусматривает, что полигоны ТБО должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления Шара-Тоготского МО обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Указывает, что несанкционированная свалка ТБО, расположенная на территории Шара-Тоготского МО, функционирует в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о землепользовании, санитарных правил, что создаёт угрозу причинения вреда здоровью неопределённому числу граждан - жителей Ольхонского района и других граждан, посещающих Шара-Тоготское МО, а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми и производственными отходами. Статьёй 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания. Исковое заявление также подано в интересах Российской Федерации, поскольку администрацией Шара-Тоготского МО в нарушение ст. 15 Конституции РФ в полной мере не исполняются требования федерального законодательства. Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 12 ГК РФ к способам защиты прав отнесено присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации. Просит суд признать свалку бытовых отходов, расположенную в 1км южнее от базы отдыха «Звезда Байкала», на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в 30м от уреза воды оз. Байкал Ольхонского района, площадью 12,5кв.м, объемом 3,75 куб.м, размером 5х2,5м, высотой 0,3м - несанкционированной, возложить на администрацию Шара-Тоготского муниципального образования обязанность устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - ликвидировать, путём очистки территории, несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 1км южнее от базы отдыха «Звезда Байкала», на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в 30м от уреза воды оз. Байкал Ольхонского района, площадью 12,5кв.м, объемом 3,75 куб.м, размером 5х2,5м, высотой 0,3м, в конкретный срок. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В. заявила об отказе от иска в связи с добровольным удовлетворением требований ответчиком, о чем представила письменное заявление. Заявление приобщено к материалам дела, о чём указано в протоколе судебного заседания. Ответчик администрация Шара-Тоготского муниципального образования Ольхонского района в судебное заседание своего представителя не направила, своевременно уведомлена о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства, об уважительных причинах неявки не сообщила. Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Кроме того, представило Акт о проведении рейдовой проверки от 13.12.2011г. № Т-341-в, из которого следует, что свалка, расположенная в 1км от базы отдыха «Звезда Байкала», в 30м от уреза воды оз. Байкал размерами 5х2,5м, высотой 0,3м, площадью 12,5 кв.м, объемом - 3,75 куб.м, убрана. Согласно ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет истцу последствия отказа от иска. В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Согласно ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220-221 ГПК РФ, сторонам разъяснены. Поскольку отказ от иска прокурора Ольхонского района не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу. Руководствуясь ст. 39, 173, 220, 221, 224-225 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Принять от прокурора Ольхонского района отказ от иска. Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Шара-Тоготского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, прекратить. Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Определение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья В.И. Хамосова Подлинник определения находится в Ольхонском районном суде Иркутской области, в материалах гражданского дела № 2-290/2011.