РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Еланцы 10 августа 2011г. Ольхонский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Ольхонского районного суда Сыроватской Р.Р., с участием представителя истца и.о. прокурора Ольхонского района Задорожного А.А., представителя 3 лица, Управления народного образования Ольхонской районной администрации Зайбель М.П., действующей на основании доверенности, без номера от ДД.ММ.ГГГГ, а также Ануевой И.В. доверенность без номера от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Протасове А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольхонского района в интересах Румянцевой В.В. к Муниципальному образовательному учреждению Хужирская средняя общеобразовательная школа о взыскании задолженности по заработной плате. УСТАНОВИЛ: Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах Румянцевой В.В. к Муниципальному образовательному учреждению Хужирская средняя общеобразовательная школа о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование заявленных требований истец указал, что Румянцева В.В. работает учителем <данные изъяты> в МОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа». В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 - 2008 годах ей выплачивалось вознаграждение за выполнение функций классного руководителя с учетом наполняемости класса. Выплата указанного вознаграждения производилась без начисления процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На основании ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные оплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Функция классного руководителя является частью трудовых функций педагогического работника, а вознаграждение за ее выполнение соответственного - частью оплаты его труда. Указанное подтверждается Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 (п.66 Положения), Рекомендациями по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функции классного руководителя педагогическим работникам, подготовленными ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.04.2006г. № АФ - 100/03) Следовательно, при расчете вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам должна быть учтена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в южных районах Иркутской области. Румянцева В.В. имеет стаж работы <данные изъяты> лет и в соответствии с действующим законодательством ей положена выплата процентной надбавки к заработной плате в размере 30%. Однако в нарушение требований трудового законодательства при выплате вознаграждения за классное руководство процентная надбавка в размере 30% к вознаграждению не выплачивалась. Согласно справке главного бухгалтера Ольхонского районного управления народного образования педагогу с 2006 по 2008 годы выплачено денежное вознаграждение за классное руководство с начислением 20% районного коэффициента в сумме <данные изъяты> руб. Сумма вознаграждения без районного коэффициента за указанный период составляет <данные изъяты> 30% от этой суммы составляет <данные изъяты> руб. В связи с тем, что вознаграждение за классное руководство относится к заработной плате, необходимо из данной суммы вычесть налог на доходы физических лиц в размере 13%, в итоге недополученная заработная плата составляет <данные изъяты> Определением суда от 11.07.2011 года в качестве соответчика привлечено Министерство образования Иркутской области. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов граждан в случае, если гражданин состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным чинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений. В соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В судебном заседании и.о. прокурора Ольхонского района Задорожный А.А. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить иск по основаниям в нем изложенным. Соистец Румянцева В.В. в судебном заседании не присутствовала, суду представила заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие. Представитель ответчика МОУ Хужирская СОШ, директор школы Мерц И.И. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора Ольхонского района признал в полном объеме. Суду пояснил, что, действительно, процентная надбавка к вознаграждению за классное руководство соистцу не выплачивалась, в связи с чем, образовалась задолженность по заработной плате, с приведенными расчетами задолженности по заработной плате согласен. Соответчик Министерство образования Иркутской области в судебное заседание не явился, судом от начальника правового отдела и организационного обеспечения Торнуева Е.А. получена телефонограмма просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Полагает, что Министерство образования судом необоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика, поскольку педагогический работник находится в трудовых отношениях с МОУ Хужирская СОШ и дело должно рассматриваться в рамках Трудового кодекса РФ. Субъектом РФ, действительно не были выделены субсидии - субвенции педагогическим работникам в указанный период. Однако, по факту, после вынесения решения суда указанные денежные суммы будут направлены в Ольхонский район. Представитель 3 лица, Управления народного образования Ольхонской районной администрации Зайбель М.П. действующая на стороне ответчика, исковые требования прокурора не оспаривает, однако просит учесть, что начисление денежного вознаграждения за классное руководство за период с января 2006 года по декабрь 2008 года бухгалтерией управления народного образования производилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 854 (ред. от 10.06.2006г.) «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений» субъектов российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений». От 12.12.2007г. № 860 «О порядке предоставления в 2008 -2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» и постановления администрации Иркутской области от 30.01.2006 года №6-па «О вознаграждении педагогических работников за классное руководство», от 04.02.2008г. № 9-па «О вознаграждении педагогических работников за выполнение функций классного руководителя в 2008 - 2009 годах», за счет средств субсидии - субвенции, предоставляемой из областного бюджет. В вышеуказанных нормативных правовых актах выплата надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не предусмотрена. Начисление и выплат денежного вознаграждения за классное руководство производилось в пределах сумм выделенной субсидии - субвенции без учета данной надбавки. Выплата вышеуказанной надбавки стала производиться с 2009 года в связи с внесенными изменениями в выше указанные нормативные правовые акты в 2009 году. Представитель 3 лица, Управления народного образования Ольхонской районной администрации Ануева И.В. поддержала доводы Зайбель М.П., суду пояснила, что иск не оспаривает, но данные расходные обязательства являются расходными обязательствами Иркутской области. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 года №854 утверждены Правила предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений. Пунктом 2 указанных Правил установлено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, которые в установленном порядке приняли законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате вознаграждения. Исполнение представленных требований подтверждается утверждением на уровне субъекта РФ Положения о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения. Действующее законодательство Российской Федерации разграничило расходные обязательства между публично - правовыми образованиями. Так с 01.01.2006 года в соответствии с п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999г. № 184 -ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям субъекта РФ относится: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых их местных бюджетов) в соответствии с нормативами. Установленными законами субъекта РФ. Соответственно, федеральным законом от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ«к полномочиям муниципального района относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Кроме этого, в соответствии со ст. 20 закона №1 31- ФЗ, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии со ст. 86, 136 Бюджетного кодекса РФ Ольхонское районное муниципальное образование (с долей межбюджетных трансфертов из областного бюджета свыше 80%) не может устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов отнесенных федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления района. Летом 2010году по Еланцинской средней школе судом рассматривались аналогичные дела, решения вынесены, Министерство образования выделило субвенцию на погашение указанных сумм педагогам только сейчас, деньги поступили на счет. Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. Судом установлено, что Румянцева В.В. работают в МОУ Хужирская средняя общеобразовательная школа учителем географии. Стаж ее трудовой деятельности составляет 36 лет, что подтверждается записью в трудовой книжке. (л.д.6) Согласно Приказа о вознаграждении учителям, выполняющим функции классного руководителя №51-а от 01.09.2006г., следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» с 01.09.2006 года учителям было установлено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя следующим педагогическим работникам: (л.д.7) 1. ФИО9 - 1 класс - 19 учащихся; 2. ФИО10 - 2 класс - 9 учащихся; 3. ФИО11 - 3 класс - 16 учащихся; 4. ФИО12 - 4 класс - 9 учащихся; 5. ФИО13 - 5 класс - 24 учащихся; 6. ФИО14 - 6 класс - 17 учащихся; 7. ФИО15 - 7 класс - 23 учащихся; 8. ФИО16 - 9А класс - 16 учащихся; 9. ФИО17 - 9Б класс 14 учащихся 10. Румянцевой В.В. - 10 класс 17 учащихся 11. ФИО18 - 11 класс - 22 учащихся. На основании Приказа директора МОУ «Хужирская СОШ» Мерц И.И., без номера от 01.09.2007г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 850 от 2006г. «О вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, выполняющим функции классного руководителя» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 01 сентября 2007 года было установлено вознаграждение учителям, выполняющим функции классного руководителя ФИО9 ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО19, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, Румянцевой В.В., ФИО18 (л.д.8) Аналогичным приказом директора МОУ «Хужирская СОШ» Мерц И.И. № 30/12 от 30.08.2008г. на основании Постановления Правительства РФ № 854 от 30.12.2006г. «О вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, выполняющим функции классного руководителя» в рамках выполнения приоритетного национального проекта «Образование» с 01 сентября на 2008 - 2009 учебный год было установлено вознаграждение учителям, выполняющим функции классного руководителя, (л.д. 9) Согласно ст. 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Положения ст. 148 ТК РФ предусматривают, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы права. В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. от 22.11.1990 г. № 2, а также Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 г. № 1012 « О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера». Кроме того, приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990г. № 3 предусмотрено, что выплата надбавок к заработной плате, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» выплачивается всем работникам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных в южных районах Иркутской области. Как усматривается из Рекомендаций по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, подготовленных ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ в письме Министерства образования РФ от 25.04.2006г. № АФ-100/03, а также в соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196, функция классного руководителя является частью трудовых функций педагогического работника, а вознаграждение за ее выполнение, соответственно, частью оплаты его труда. Следовательно, при расчете вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам должна быть учтена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в южных районах Иркутской области. Суду представлена справка о размере денежного вознаграждения за классное руководству, начисленного и выплаченного за классное руководство соистцу, выплаченного с 2006 г. по 2008 г. по МОУ «Хужирская СОШ» с учетом 20% районного коэффициента. (л.д.10) С 2006 по 2008 годы выплачено денежное вознаграждение за классное руководство с начислением 20% районного коэффициента в сумме <данные изъяты> руб. Сумма вознаграждения без районного коэффициента за указанный период составляет <данные изъяты> 30% от этой суммы составляет <данные изъяты>. В связи с тем, что вознаграждение за классное руководство относится к заработной плате, необходимо из данной суммы вычесть налог на доходы физических лиц в размере 13%, в итоге недополученная заработная плата составляет <данные изъяты> Таким образом, недополученная заработная плата Румянцевой В.В.. составляет <данные изъяты> руб. Приведённые расчёты задолженности по заработной плате судом проверены и не подвергаются сомнению, сторонами не оспорены, в связи с чем, суд принимает их за основу. Судом обсуждался вопрос о правомерности привлечения Министерства Образования Иркутской области в качестве соответчика, в связи с чем, анализируя нормы ст. 22 ТК РФ которая гласит, что в качестве одной из основных обязанностей работодателя предусмотрено выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату. А также в соответствии со ст. 129 ТК РФ оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Суд приходит к выводу, что соистец и ответчик находятся в трудовых отношениях, и следовательно оплата труда и задолженности по заработной плате должна взыскиваться с работодателя. Последний, на основании трудового договора обязан исполнять свои обязанности. Добиваться неукоснительной защиты прав педагогического работника. В связи с чем, Министерство образования Иркутской области следует освободить от участия в деле в качестве соответчика. Таким образом, заявленные требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в пользу соистца в сумме <данные изъяты> руб. В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик - Муниципальное образовательного учреждения Хужирская средняя общеобразовательная школа, не освобождена от уплаты государственной пошлины, следовательно, при вынесении решения государственная пошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет в размере 400.00 руб. в соответствии со ст.333 НК РФ. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Румянцевой В.В. к Муниципальному образовательному учреждению Хужирская средняя общеобразовательная школа о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить в полном объеме. Взыскать с Муниципального образовательного учреждения Хужирская средняя общеобразовательная школа в пользу Румянцевой В.В. задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> Взыскать с Муниципального образовательного учреждения Хужирская средняя общеобразовательная школа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400.00 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья: Р.Р.Сыроватская