РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Еланцы 7 февраля 2012 г. Ольхонский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Ольхонского районного суда Сыроватской Р.Р., с участием помощника прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.А., представителя ответчика местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла» Товмасян Е.Н., действующей на основании доверенности, при секретаре Мардаевой Г.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3\2012 по иску прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации, Ольхонского районного муниципального образования и неопределенного круга лиц к местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла» об обязании освободить за свой счет самовольно занятый земельный участок путем сноса самовольно возведенных строений. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ольхонского района обратился в суд с иском об обязании местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла», освободить за свой счет самовольно занятый земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>, путем сноса самовольно возведенных строений - деревянного забора по периметру земельного участка, деревянного сторожевого помещения в виде юрты диаметром 6 м., незавершенных объектов строительства в количестве 2 шт., одна из которых в виде - юрты, кафе-позной в виде юрты диаметром 7м., матерчатой палатки для хранения хозматериала, складированного пиломатериала, туалета, рекламного баннера, размером 3х5м. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 16.11.2011 г. прокуратурой района совместно со специалистом отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по <адрес> проведена проверка соблюдения земельного законодательства при осуществлении строительства на земельном участке в <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлен факт нарушения требований земельного законодательства со стороны местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла», выразившийся в самовольном занятии земельного участка в <адрес>. При проверке в качестве правоустанавливающих документов на указанный земельный участок представлено постановление мэра Ольхонского района №616 от 15.05.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта», в соответствии с которым мэром района утвержден акт обследования и выбора земельного участка, площадью 8000 кв.м. в м.<адрес> на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства Буддийского храма Религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла». Кроме того, представлен также кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому земельному участку, расположенному в м.<адрес>, присвоен кадастровый №:13:000015:204, земельный участок площадью 7999 кв. м. отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, как установлено в ходе проверки площадь огороженного по периметру деревянным забором земельного участка, используемого ответчиком, составляет 28500 кв. м. Согласно информации отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по <адрес> земельный участок с кадастровым №:13:000015:204, расположенный в м.<адрес>, снят с кадастрового учета 12.10.2011г. (аннулирован в соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. №221-ФЗ. Аннулированный (снятый с кадастрового учета) земельный участок с кадастровым №, входит в границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., на котором осуществляется строительство буддийского храма. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков и оформляется соответствующими документами (договор аренды, купли-продажи земельного участка, субаренды, безвозмездного срочного пользования земельным участком и т.п.). Вместе с тем, на момент проверки правоустанавливающих документов на землю представлено не было по причине их отсутствия, что свидетельствует о самовольном занятии и использовании земельного участка. Кроме того, как установлено в ходе проверки, на указанном земельном участке расположены следующие строения: сторожевое помещение в виде юрты диаметром 6м., матерчатая палатка для хранения хозматериала, незавершенные объекты строительства в количестве 2 шт., одна из которых в виде юрты, кафе-позная в виде юрты диаметром 7м., туалет, рекламный баннер размером 3х5, складированный пиломатериал. В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В связи с чем, вышеуказанные строения, возведенные местной религиозной организацией Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла» в отсутствие разрешительной документации на самовольно занятом земельном участке, являются самовольными постройками и подлежат сносу. Факт самовольного занятия и использования земельных участков, в том числе возведения на них строений в нарушение требований федерального законодательства, подтверждается материалами проверки, в том числе актом осмотра от 16.11.2011г. Прокурор обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст.ст.34, 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и правил и градостроительных требований. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Несоблюдение указанных требований закона ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей и гостей, посещающих Ольхонский район в рекреационных целях, на благоприятную окружающую среду. Кроме того, эксплуатация земельного участка в нарушение установленного действующим законодательством порядка, нарушает права и интересы потенциальных землевладельцев, на стороне которых могут выступать жители Иркутской области, граждане РФ и иностранные граждане. Самовольным занятием земельного участка ответчиком также нарушены интересы Российской Федерации и Ольхонского районного муниципального образования. Нарушенные интересы Российской Федерации заключаются в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, предусматривающие владение и пользование земельными участками на основании правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на землю. Самовольным занятием земельного участка ответчик нарушает право собственника на владение, пользование, распоряжение земельными участками. Интересы Ольхонского районного муниципального образования заключаются в том, что в соответствии со ст.2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, то есть распоряжение земельными участками должно осуществляться на законных основаниях в установленном законом порядке. В соответствии со ст.60 Земельного кодекса РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Иркутской области Игнатьева Е.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просит удовлетворить его в полном объеме. Уточнила, что возведенные строения, на данном этапе не относятся к объектам недвижимого имущества, в связи с чем, к такому объекту не применима ст.222 ГК РФ. Ссылка в иске на указанную норму второстепенна, поскольку в данных правоотношениях прямое действие имеет Конституция РФ и Земельный кодекс РФ. Кроме того, просит уточнить место расположения данного земельного участка, а именно <адрес> км. автомобильной дороги «Баяндай - Еланцы - Хужир». Далее суду пояснила, что ответчик не представил никаких доказательств, подтверждающих соблюдение порядка строительства храма на земельном участке, имеющего вид разрешенного использования земель сельско - хозяйственного назначения. Просит освободить земельный участок в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Представитель ответчика Товмасян Е.Н. суду пояснила, что строительство храма начато в сентябре 2011 года без разрешительных документов. Кроме постановления мэра Ольхонского района №616 от 15.05.2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта, Акта обследования и выбора земельного участка общей площадью 8000кв.м. в местности Тырган, а также кадастрового паспорта земельного участка от 01.07.2010 года у них нет. Спорный земельный участок снят с кадастрового учета 12.10.2011года. Однако, работа по получению кадастрового паспорта начата вновь. Возведенные строения не имеют фундамента, и следовательно, являются временными, вспомогательными до начала основного строительства. Земельный участок огорожен в большем размере на основании заявления о расширении площади земельного участка на 2.5га., поданного в Администрацию Еланцинского МО. Запрета либо отказа от них не поступало. Администрацией Еланцинского муниципального образования 24.11.2011 года выдано разрешение на строительство Буддийского храма. Они обратились в Администрацию Ольхонского районного муниципального образования с заявлением о согласовании границ земельного участка. Ответа пока не получили. Вместе тем земельный участок был в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет. Представитель 3 лица Администрации Ольхонского районного МО Петрова Е.А. в судебном заседании не присутствовала, представила заявление о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие. Ранее суду показала, что иск заявлен в интересах Российской Федерации, Ольхонского района и неопределенного круга лиц, однако администрация не считает, данные строения, расположенные на площади 7999кв.м. самовольной постройкой, поэтому оснований для освобождения земельного участка не имеется. Заявление о выделении земельного участка общей площадью 2.5 га. по вышеуказанному адресу находится на рассмотрении главы администрации. Скорее всего, будет вынесено положительное решение. 3 лицо председатель местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла» Дансаранов Б.Д. в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен. Представитель 3 лица Администрации Еланцинского муниципального образования в судебное заседание не явился, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений. В соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (ст.8, ч.1 и 2 ст.35). Статьей 212 ГК РФ установлено, что в Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, относится к неразграниченной собственности, на момент рассмотрения дела имеет вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, и находится под особой защитой государства. Ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую от 17.02.2011 года не удовлетворено (л.д.30). На государственном кадастровом учете данный земельный участок не состоит. В силу п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Из п.5 названной номы закона следует, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В соответствии со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В связи с чем, органы местного самоуправления, наделены правом распоряжения землями, составляющими территорию Ольхонского районного муниципального образования, в том числе землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности. Данное право закреплено ст.10 Устава Ольхонского районного муниципального образования. В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9.10.11 данного кодекса. Пунктами 1, 2 ст. 264 ГК РФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах установленных законом или договором с собственником. Судом установлено, что 16.11.2011 г. проверкой, проведенной прокуратурой района совместно со специалистом отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Иркутской области выявлен факт нарушения требований земельного законодательства со стороны местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла», выразившийся в самовольном занятии земельного участка в <адрес>. Правоустанавливающих документов на указанный земельный участок не представлено. На указанном земельном участке расположены следующие строения: сторожевое помещение в виде юрты диаметром 6м., матерчатая палатка для хранения хозматериала, незавершенные объекты строительства в количестве 2 шт., одна из которых в виде юрты, кафе - позная, в виде юрты диаметром 7м., туалет, рекламный баннер размером 3х5м., складированный пиломатериал. Указанные обстоятельства подтверждены Актом проверки соблюдения земельного законодательства (л.д.9). Из данного акта также следует, что площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Обмер данного земельного участка произведен ведущим специалистом - экспертом отдела государственного контроля Управления Росреестра по Иркутской области.(л.д.9) Как следует из информации отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Иркутской области земельный участок с кадастровым №, расположенный в <адрес>, снят с кадастрового учета 12.10.2011г. (аннулирован в соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. №221-ФЗ). Аннулированный (снятый с кадастрового учета) земельный участок с кадастровым №, входит в границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., на котором осуществляется строительство буддийского храма (л.д.16). Таким образом, ответчиком земельно - правовые отношения в настоящий момент не оформлены, разрешение на строительство получено позже, чем начато строительство. Следовательно, занятие земельного участка без соответствующего разрешения, нарушает исключительное право собственника земельного участка по владению, использованию и распоряжению земельным участком. Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик всё же признал, что на данный земельный участок у них нет правоустанавливающих документов, однако они действовали в рамках полученного Постановления мэра Ольхонского района №616 от 15.05.2009г. «О предварительном согласовании места размещения объекта», в соответствии с которым мэром района утвержден акт обследования и выбора земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> на землях населенных пунктов, предназначенного для строительства Буддийского храма Религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла». Кроме того, получен кадастровый паспорт земельного участка от 01.07.2010г. №, согласно которому земельному участку, общей площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен кадастровый №. Однако данный земельный участок снят с кадастрового учета 12.10.2011 года. Вместе с тем, администрацией Еланцинского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство капитального строительства Буддийского храма. Данные строения в настоящее время не имеют признаков капитального строительства и поэтому сносу не полежат. Проверяя обоснованность заявленных исковых требований и возражений ответчика, суд исходит из следующих обстоятельств. Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество их чужого незаконного владения. В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 Земельного кодекса РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Представитель ответчика не согласен с иском, полагает, что нет достаточных признаков, предусмотренных ст.222 ГК РФ и оснований для сноса сооружений, возведенных на данном земельном участке, кроме того, администрация не возражает против предоставления им данного земельного участка. Суд, не может согласиться с доводами представителя ответчика, так как материально - правовым требованием истца является требование об освобождении земельного участка (требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок), а не снос объекта капитального строительства, возведенного без получения необходимых разрешений. Следовательно, наличие у застройщика не истекшего срока для получения разрешения на строительство и оформления земельных отношений, отведенного ему актом органа местного самоуправления при согласовании мест размещения объекта, является основанием для удовлетворения иска о сносе, демонтаже строения как самовольной постройки. Поскольку при отсутствии у застройщика прав на земельный участок, не имеют правового значения и не могут рассматриваться как согласие собственника имущества на создание спорного объекта действия ответчика по получению исходно разрешительной документации на строительство, по оформлению землеустроительного дела, по согласованию границ земельного участка и подготовке проекта сооружений. Возможность производить строительные работы на земельном участке до оформления ответчиком земельных отношений никем не предусматривалась. Целевое назначение земельного участка не изменено. Доводы ответчика об ограждении забором земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м. на основании заявления поданного им 19.09.2011 года в администрацию Сельского поселения Еланцинского муниципального образования (л.д.50), судом не могут быть приняты, поскольку разрешение данного вопроса относится к исключительной компетенции Ольхонского районного муниципального образования. Суду представлено заявление на имя Мэра Ольхонской районной администрации о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка в <адрес> площадью <данные изъяты> га. для строительства Буддийского храма от 21.12.2011 года. Решение по данному вопросу администрацией не принято. В ходе судебного заседания 23.01.2012 года представлено разрешение на строительство данного храма, датированное 24.12.2011 года, согласно которому администрация Еланцинского муниципального образования, руководствуясь ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешает строительство объекта капитального строительства: Буддийский храм, расположенный, по адресу: <адрес>, срок действия разрешения до 24.12.2021 года. В судебном заседании 01.02.2012 года представлено аналогичное разрешение на строительство со сроком действия до 24.11.2021 года, дата выдачи документа 24.11.2011 года. Также Градостроительный план земельного участка от 23.09.2011 года, подготовленный на основании заявления Дансаранова Б.Д. от 18.08.2011года на площадь земельного участка 28.5га. Объяснить правовую природу выдачи указанных двух разрешений, с разными датами срока действия ответчик не смог. Прокурор представил суду объяснение, отобранное у ФИО10, который пояснил, что в его обязанности входит прием документов для выдачи разрешения на строительство, подготовка проектов таких разрешений. 24.12.2011 года администрацией выдано разрешение на строительство буддийского храма, на основании заявления от 24.12.2011 года. Ранее в 2011 году никаких разрешений на строительство данного объекта не выдавалось. Градостроительный план подготовлен без непосредственного выезда на место расположения земельного участка. Площадь земли в градостроительном плане указана со слов заявителя. Администрация не обладала сведениями, что на данном участке расположены какие - либо объекты, начато строительство. Таким образом, следует считать, что разрешение на строительство выдано 24.12.2012 года. Обоснованность выдачи данного разрешения не оспорено. Суд, давая оценку доводам ответчика, в части того, что возведенные временные строения по периметру не превышают <данные изъяты>.м., приходит к выводу, что они не состоятельны, так как забором огорожено <данные изъяты>.м., т.е. больше предусмотренного Постановлением мэра Ольхонского района №616 от 15.05.2009 года «О предварительном согласовании места размещения объекта, Акта обследования и выбора земельного участка общей площадью 8000кв.м. в местности Тырган. (указанный акт не утвержден мэром Ольхонского района) В силу ст.76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственниками без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Согласно ч.2 ст.62, ч.3 ст.76 Земельного кодекса РФ снос сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется лицами, виновными в нарушении земельного законодательства или за их счет. Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, принимая во внимание, что ответчик не представил правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Ответчик занимает земельный участок строением, которым завладел без надлежащих правовых оснований, следовательно, обязан его освободить. Пунктом 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает достаточным предоставление ответчику месячного срока со дня вступления решения в законную силу, с учетом зимнего периода времени для освобождения самовольного занятого земельного участка, как этого требует истец, указанный срок является разумным для исполнения решения суда. Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 200.00руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации, Ольхонского районного муниципального образования и неопределенного круга лиц к местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла» об обязании освободить за свой счет самовольно занятый земельный участок путем сноса самовольно возведенных строений, удовлетворить в полном объеме. Обязать местную религиозную организацию Буддийскую традиционную Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла» освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> км. автомобильной дороги «Баяндай - Еланцы - Хужир», путем сноса размещенных на нем строений: деревянного забора по периметру земельного участка, деревянного сторожевого помещения в виде юрты диаметром 6м., незавершенных объектов строительства в количестве 2 шт., одна из которых в виде - юрты, кафе - позной в виде юрты диаметром 7м., матерчатой палатки для хранения хозматериала, складированного пиломатериала, туалета, рекламного баннера, размером 3х5м., за свой счет, в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Взыскать с ответчика местной религиозной организации Буддийской традиционной Сангхи России «Шелеховская буддийская община Манла государственную пошлину в доход государства, в сумме 200.00 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения. Судья: Р.Р.Сыроватская