решение № 2-28/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                                                       6 февраля 2012г.

Ольхонский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Ольхонского районного суда Сыроватской Р.Р., с участием представителя истца помощника прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В., представителя ответчика Администрации Ольхонского районного муниципального образования начальника организационного отдела районной администрации, юриста аппарата Петровой Е.А., при секретаре Мардаевой Г.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28/2012 по иску прокурора Ольхонского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации Ольхонского районного муниципального образования об обязании определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, о включении их в реестр муниципальной собственности.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации Ольхонского районного муниципального образования об обязании определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования в конкретный срок и об обязании включить их в реестр муниципальной собственности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Иркутской области №7/1-20-2011 от 05.12.2011г. проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Ольхонского района требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. В ходе проведенной проверки прокуратурой были выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления Ольхонского районного муниципального образования в указанной сфере правоотношений.

Согласно Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Вместе с тем, проведенная проверка показала, что имеющиеся автомобильные дороги общего пользования в черте границ Ольхонского районного муниципального образования не определены, юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. Данные обстоятельства подтверждаются информацией Ольхонского районного МО от 15.12.2011г., из которой следует, что в стадии оформления находятся 2 автомобильные дороги - «Ангинский мост - Хоторук» и «Тырган - Нарин - Кунта», которые в реестре муниципального имущества Ольхонского районного муниципального образования не состоят. Однако, как установлено каким - либо правовым актом, свидетельствующим о закреплении за муниципальным районом автомобильных дорог, не урегулирован, т.е. перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального района не определен, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества Ольхонского районного МО не включены, юридически не оформлены.

Согласно п.5 ст.6 Устава Ольхонского районного муниципального образования к вопросам местного значения Поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания, автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах поселения.

Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания, автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

В соответствии с п. 14 ст. 7 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов. В связи с чем, нарушаются также интересы граждан на осуществление местного самоуправления, рациональное и эффективное использования муниципальных ресурсов, так как неопределенность в деятельности администрации создает почву для коррупционных проявлений, а именно может затруднить реализацию субъективных прав граждан на решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления поселения, а также позволит должностным лицам администрации поселения из корыстной и иной личной заинтересованности сокрыть данные о муниципальных ресурсах.

В силу ч.2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации все обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории России. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации.

Таким образом, несоблюдение администрацией Ольхонского районного муниципального образования требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и, следовательно, интересы Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В. от иска к Администрации Ольхонского районного муниципального образования в части обязания определить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения отказалась. Суду представлено заявление в порядке ст. 173 ГПК РФ. О чем судом вынесено определение.

Иск в части включения автодорог в реестр муниципальной собственности просила удовлетворить, по основаниям в нем изложенным. Суду пояснила, что возражения представителя администрации в части обоснования подачи иска в интересах неопределенного круга лиц являются надуманными и не обоснованными, поскольку из анализа законодательных норм, автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местной власти, все дороги должны, внесены в реестр муниципальной собственности. Что позволит вести учет состояния дорог и всех элементов дороги, обеспечит возможность контроля за ведением своевременного надлежащего ремонта, содержания дороги и безопасность движения по ней, что отвечает законным правам и интересам всех жителей Ольхонского районного муниципального образования, а также неопределенного круга лиц, использующих дороги.

Реальная возможность внесения в реестр муниципальной собственности у администрации имеется, с учетом того, что согласно Положения Федерального закона №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном Правительством РФ, однако до настоящего времени такой порядок не разработан, в связи с чем, порядок учета муниципального имущества регулируется решением Думы, и это означает, что они самостоятельно избирают способ учета. Как показала практика, автодороги в муниципальных образованиях вносятся в реестр без данных технического учета, что не лишает муниципальные власти в последующем провести паспортизацию дорог с учетом выделяемых бюджетных средств и возможности финансирования.

Представитель ответчика Администрации Ольхонского районного муниципального образования Петрова Е.А., суду показала, что администрация не согласна с заявленными требованиями, тем не менее, и.о. МЭРа района принято Постановление №84 от 25.01.2012г. «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ольхонского районного муниципального образования». Постановлением №121 от 30.01.2012г. «О проведении работ по включению в реестр муниципального имущества автомобильных дорог общего пользования местного значения Ольхонского районного муниципального образования» отделу по управлению муниципальным имущество и планировке территорий предписано проводить работы по включению в реестр муниципального имущества автомобильных дорог общего пользования вне границ населенных пунктов в границах Ольхонского районного муниципального образования, согласно утвержденного Постановлением от 25.01.2012г. №84 Перечня автомобильных дорог общего пользования вне границ населенных пунктов в границах Ольхонского РМО. Кроме того, при рассмотрении бюджета предложено принимать меры по изысканию денежных средств, в целях финансирования работ по включению автомобильных дорог общего пользования вне границ населенных пунктов в границах района в реестр муниципального имущества.

С мнением истца, о том, что отсутствие указанных документов у органа местного самоуправления муниципального района, отсутствует правовое основание на решение вопросов местного значения, в частности, не обеспечение безопасности дорожного движения и содержание автодорог местного значения муниципального района согласиться нельзя, поскольку Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» определяет, что, в собственности муниципального района и автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений. Следовательно, принадлежность дорог определена законом.

На основании п.1.3. Положения об учете муниципального имущества Ольхонского районного муниципального образования, утвержденного решением районной Думы от 24 ноября 2010года №65, реестр муниципального имущества - это информационная система, позволяющая реализовать процессы учета муниципального имущества и предоставления сведений. Согласно Положению об учете муниципального имущества - под учетом понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о муниципальном имуществе и внесение указанных сведений в Реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Согласно п. 1.5 Положения об учете муниципального имущества, данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (наименование, место нахождения, данные технического учета (в объеме технического паспорта), стоимостные характеристики, обременения и.т.д.. Таким образом, ни перечень автодорог, ни реестр не являются правовым основанием права собственности на автодороги местно значения. Таким правовым основанием является Федеральный закон. Отсутствие утвержденного перечня и реестра не исключает юридических прав и обязанностей, а также юридической ответственности органов местного самоуправления по решению вопросов безопасности дорожного движения и надлежащего содержания, автомобильных дорог, поэтому автомобильные дороги местного значения муниципального района, являются собственностью муниципального района в силу Закона. Кроме того, автомобильная дорога - это объект недвижимости и при включении данного объекта в Реестр муниципального имущества, в реестре необходимо указать сведения, характеризующие автодороги именно как недвижимое имущество, также автомобильная дорога включает в себя земельный участок, согласно земельному законодательству, в установленном законом порядке должны быть определены границы этих земельных участков. Следовательно, включение автомобильных дорог в Реестр муниципального имущества без проведения работ по формированию земельного участка и паспортизации ее конструктивных элементов и дорожных сооружений, невозможно. Учитывая, что на данный момент отсутствуют условия для финансирования работ по формированию земельных участков и паспортизации автодорог, проведение данных работ будет осуществляться при наличии возможности финансирования.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришел к выводу, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Согласно п.п. 9 и 10 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В силу п.8 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что автомобильные дороги являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах населенных пунктов Ольхонского районного муниципального образования.

На основании ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая, что дороги расположены в границах населенных пунктов муниципального образования, суд приходит к выводу, что внесение их в реестр муниципального имущества является обязанностью органов местного самоуправления, поскольку это позволит вести учет состояния дорог и всех элементов дороги, обеспечит возможность контроля за ведением своевременного надлежащего ремонта, содержания дороги и безопасность движения по ней, что отвечает законным правам и интересам всех жителей Ольхонского районного муниципального образования, а также неопределенного круга лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, что на данный момент отсутствуют условия для финансирования работ по формированию земельных участков и паспортизации автодорог, проведение данных работ будет осуществляться при наличии возможности финансирования. Поскольку указанная позиция противоречит действующему законодательству.

Статьи 1,4,5,12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативно правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 -83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1 - 83). Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтраса России от 07.08.2009г. №150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Паспортизация дорог должна быть проведена независимо от включения указанного имущества в реестр муниципального имущества и поэтому ссылка на указанные обстоятельства и отсутствие финансирования на данные работы представителем администрации не состоятельны.

Ответчик не согласен, что данный спор затрагивает интересы неопределенного круга лиц, однако из анализа приведенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, неопределенного круга лиц проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор был вправе предъявить данный иск в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов граждан в случае, если гражданин состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным чинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, вышеизложенное, дает основание для удовлетворения иска в полном объеме.

Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик также освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 4000.00руб. должна быть отнесена на счет государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ольхонского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации Ольхонского районного муниципального образования о включении автомобильных дорог общего пользования местного значения в реестр муниципальной собственности, удовлетворить.

Обязать Администрацию Ольхонского районного муниципального образования включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах Ольхонского районного муниципального образования, в срок до 31 января 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд, в течение месяца со дня вынесения

Судья:                                                                                     Р.Р.Сыроватская