РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Еланцы 07 апреля 2011 года Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н., с участием помощника прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В., ведущего специалиста-эксперта отдела организации и обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Бидагаева А.С., и.о. главы администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района - городского поселения Харнутовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой Ольхонского района совместно с представителями ТУ ФС «Роспотребнадзор» по И.о., отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Иркутской области в Ольхонском районе, администрации Хужирского МО проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Хужирского МО. По итогам проверки выявлены грубые нарушения законодательства в указанной сфере. Так, проверкой установлено, что отходы производства и потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности местного населения и объектов соцкультбыта, складируются на земельном участке площадью 3 га в п. Хужир Ольхонского района, расположенном на северо-восточном склоне горы вблизи заброшенного карьера, в 1,85-2,00 км на юго-восток от скалы шаманка мыса Бурхан о. Ольхон, в результате чего указанный земельный участок сплошь завален мусором, отходами производства и потребления, отходами переработки леса, что представляет реальную опасность для здоровья населения и наносит вред среде обитания. Согласно ст.ст. 2, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утв. Главным гос.сан.врачом СССР 05.08.1988г. № 4690-88, органы местного самоуправления обязаны обеспечить соблюдение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., п. 18 ст. 7 Устава Хужирского МО органы местного самоуправления поселения обязаны организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ. Организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления. Статьёй 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к структуре органов местного самоуправления отнесен представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающей их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Поясняет, что свалка ТБО, расположенная на территории п. Хужир Хужирского муниципального образования, функционирует без заключения государственной экологической экспертизы и без соответствующего разрешения, т.е. указанный объект является несанкционированной свалкой мусора. Пункт 2.1 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001г. № 316 предусматривает, что полигоны ТБО должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления Еланцынского МО обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Кроме того, указал, что полигон ТБО, расположенный в п. Хужир, представляющий собой свалку, функционирует в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о землепользовании, санитарных правил, что создаёт угрозу причинения вреда здоровью неопределённому числу граждан - жителей Ольхонского района и других граждан, посещающих Ольхонский район, а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми и производственными отходами. Статьёй 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания. Исковое заявление также подано в интересах Российской Федерации, поскольку администрацией Хужирского МО в нарушение ст. 15 Конституции РФ в полной мере не исполняются требования федерального законодательства. Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 12 ГК РФ к способам защиты прав отнесено присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации. Просит суд признать свалку бытовых отходов, расположенную в п. Хужир Ольхонского района - несанкционированной, возложить на администрацию Хужирского муниципального образования обязанность устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - ликвидировать путём очистки территории, несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в п. Хужир Ольхонского района, в конкретный срок. В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Иркутской области Игнатьева Е.В., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель третьего лица, на стороне истца, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Бидагаев А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора Ольхонского района поддержал. Представитель ответчика администрации Хужирского муниципального образования Ольхонского района Харнутова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Ольхонского района признала в полном объёме, о чём представила письменное заявление. Пояснила, что администрация Хужирского МО намерена заключить договор с ФГУ «Прибайкальский национальный парк» о вывозе мусора. С введением паромной переправы мусор будет вывезен, т.к. по ледовой дороге это невозможно ввиду того, что автомашина слишком тяжёлая. Суд, выслушав помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Игнатьеву Е.В., представителя третьего лица Бидагаева А.С., представителя ответчика Харнутову Т.А., изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Полномочия прокурора по защите интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц определены Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, прокурор Ольхонского района вправе был обратиться с настоящим иском об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия на здоровье человека, что обеспечивается выполнением требований природоохранного, ветеринарного, санитарного законодательства юридическими и физическими лицами, несоблюдение которых ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.12.2008г.) отходы производства от потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 51 вышеназванного Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии с п. 18, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. Согласно п. 2 ст. 1 Устава (новая редакция) Хужирское МО наделено статусом городского поселения Законом Иркутской области от 02.12.2004г. № 69-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ольхонского района Иркутской области», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ст. 7 Устава); организация благоустройства и озеленения территории поселения (п. 19 ст. 7 Устава). Из Устава Хужирского МО суд также установил, что глава поселения как глава администрации поселения руководит деятельностью администрации поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации поселения по решению вопросов местного значения (п. 1 ч. 2 ст. 24 Устава). Таким образом, установлено, что в силу действующего законодательства, а также Устава Хужирского МО, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения является обязанностью администрации Хужирского МО, и должна осуществляться в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями и правилами. Из протокола осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе: прокурора Ольхонского района Фаркова А.А., специалиста администрации Хужирского МО ФИО10, следует, что свалка, расположенная в юго-западной оконечности п. Хужир в 1,85-2,00 км скалы Шаманка мыса Бурхан о. Ольхон, площадью + 3 га на момент проверки находится в неудовлетворительном состоянии, переработка и утилизация бытовых отходов не организована, запахивание мусора не производится, границы мест свалки не обозначены. Наблюдается сброс мусора на пути к месту свалки, на околодорожных территориях, разлёт мусора очевиден повсеместно. Антисанитарное состояние свалки в п. Хужир Ольхонского района представляет угрозу причинения вреда непосредственно населению поселения, окружающей среде, способствует возникновению очагов инфекционных заболеваний. Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором по использованию и охране земель: ФИО11 на основании письма прокуратуры Ольхонского района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в Ольхонском районе, следует, что был произведён осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, п. Хужир. В ходе осмотра производилась фотосъёмка. Осмотром установлено: земельный участок расположен, примерно, в 1,85-2,00 км на юго-восток от скалы Шаманка мыса Бурхан острова Ольхон. Площадь земельного составляет, примерно, 3 га. Половина площади земельного участка входит в границы населённого пункта п. Хужир, остальная часть земельного участка находится в границах Прибайкальского национального парка. Земельный участок вытянут с обеих сторон вдоль лесной дороги с северо-востока на юго-запад, и представляет собой свалку твёрдых бытовых отходов. Согласно акту проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, представителем прокуратуры - помощником прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В. была проведена проверка в отношении Хужирского МО. На основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ №, в проверке участвовал в качестве специалиста Бидагаев А.С., ведущий специалист. При проведении проверки присутствовали: глава Хужирского МО ФИО12. В ходе проведения проверки установлено: место для свалки ТБО не огорожено, границы не обозначены, подъездные пути не расчищены, наблюдается сброс мусора на пути к месту свалки на околодорожную территорию. При проведении проверки специалистом непосредственно обнаружены следующие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения: нарушения требований СанПин 2.1.7.12.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПин 42-128-1690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест». Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, проверяет их на относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности. Поскольку согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам. Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что свалка в п. Хужир в 1,85-2,00 км на юго-восток от скалы Шаманка мыса Бурхан острова Ольхон Ольхонского района Иркутской области расположена в границах Хужирского городского поселения, обязанностью администрации которого является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, свалка функционирует без заключения государственной экологической экспертизы и без соответствующего разрешения, т.е. указанный объект является несанкционированной свалкой мусора, суд считает возможным признать данную свалку несанкционированной и обязать администрацию Хужирского муниципального образования ее ликвидировать путём очистки территории, до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации удовлетворить. Признать несанкционированной свалку бытовых отходов и обязать администрацию Хужирского муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в п. Хужир в 1,85-2,00 км на юго-восток от скалы Шаманка мыса Бурхан острова Ольхон Ольхонского района Иркутской области, путём очистки территории, до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья В.И. Хамосова