ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Еланцы 07 апреля 2011 года Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н., с участием помощника прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В., ведущего специалиста-эксперта отдела организации и обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Бидагаева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к администрации Еланцынского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации Еланцынского муниципального образования Ольхонского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой Ольхонского района совместно с представителями ТУ ФС «Роспотребнадзор» по И.о., отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Иркутской области в Ольхонском районе, проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Еланцынского МО. По итогам проверки выявлены грубые нарушения законодательства в указанной сфере. Так, проверкой установлено, что отходы производства и потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности местного населения и объектов соцкультбыта, складируются на земельном участке площадью 1 га в м. Шалоты Ольхонского района, расположенном на северо-восточном склоне горы вблизи заброшенного карьера, в 300-400 м на северо-запад от автозаправочного комплекса ООО «Байкал-Ойл», в результате чего указанный земельный участок сплошь завален мусором, отходами производства и потребления, отходами переработки леса, что представляет реальную опасность для здоровья населения и наносит вред среде обитания. Согласно ст.ст. 2, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утв. Главным гос.сан.врачом СССР 05.08.1988г. № 4690-88, органы местного самоуправления обязаны обеспечить соблюдение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., ст. 6 Устава Еланцынского МО органы местного самоуправления поселения обязаны организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, условия и способы которых должны быть безопасны для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ. Организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления. Статьёй 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к структуре органов местного самоуправления отнесен представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающей их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Поясняет, что свалка ТБО, расположенная на территории Еланцынского муниципального образования в местности Шалоты, функционирует без заключения государственной экологической экспертизы и без соответствующего разрешения, т.е. указанный объект является несанкционированной свалкой мусора. Пункт 2.1 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.05.2001г. № 316 предусматривает, что полигоны ТБО должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления Еланцынского МО обязаны принять действенные меры к ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых и производственных отходов на вверенной им территории. Кроме того, указал, что полигон ТБО, расположенный в местности Шалоты, представляющий собой свалку, функционирует в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о землепользовании, санитарных правил, что создаёт угрозу причинения вреда здоровью неопределённому числу граждан - жителей Ольхонского района и других граждан, посещающих Ольхонский район, а также нарушает охраняемые законом их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления бытовыми и производственными отходами. Статьёй 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания. Исковое заявление также подано в интересах Российской Федерации, поскольку администрацией Еланцынского МО в нарушение ст. 15 Конституции РФ в полной мере не исполняются требования федерального законодательства. Согласно ст. 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 12 ГК РФ к способам защиты прав отнесено присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации. Просит суд признать свалку бытовых отходов, расположенную в местности Шалоты Ольхонского района - несанкционированной, возложить на администрацию Еланцынского муниципального образования обязанность устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - ликвидировать путём очистки территории, несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в местности Шалоты Ольхонского района, в конкретный срок. В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Иркутской области Игнатьева Е.В., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, согласилась на рассмотрение дела в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства. Представитель третьего лица, на стороне истца, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Бидагаев А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора Ольхонского района поддержал, согласился на рассмотрение дела в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства. Ответчик администрация Еланцынского муниципального образования Ольхонского района в судебное заседание не явилась, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку была извещена о месте и времени рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщила. Поскольку ответчик был извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, препятствий для рассмотрения дела суд не усматривает. Вынесено определение суда о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Суд, выслушав помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Игнатьеву Е.В., представителя третьего лица Бидагаева А.С., изучив материалы дела, приходит к следующему. Полномочия прокурора по защите интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц определены Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, прокурор Ольхонского района вправе был обратиться с настоящим иском об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия на здоровье человека, что обеспечивается выполнением требований природоохранного, ветеринарного, санитарного законодательства юридическими и физическими лицами, несоблюдение которых ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.12.2008г.) отходы производства от потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 51 вышеназванного Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии с п. 18, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. Согласно п. 2 ст. 1 Устава (новая редакция) Еланцынское МО наделено статусом сельского поселения Законом Иркутской области от 02.12.2004г. № 69-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ольхонского района Иркутской области», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 20 ст. 6 Устава); организация благоустройства и озеленения территории поселения (п. 21 ст. 6 Устава). Из Устава Еланцынского МО суд также установил, что руководство администрацией поселения осуществляется главой поселения на принципах единоначалия (п. 1 ст. 35); администрация поселения обладает правами юридического лица (п. 2 ст. 35); к полномочиям администрации Поселения относятся обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах местного населения (п.п. 1 п. 5 ст. 35). Таким образом, установлено, что в силу действующего законодательства, а также Устава Еланцынского МО, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения является обязанностью администрации Еланцынского МО, и должна осуществляться в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями и правилами. Из протокола осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе: помощника прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В., ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по ИО ФИО4, главного специалиста-эксперта ТУ ФС «Роспотребнадзора» Бидагаева А.С., следует, что свалка, расположенная в м. Шалоты Ольхонского района на северо-восточном склоне горы вблизи заброшенного карьера, площадью примерно 1 га, входит в границы Еланцынского МО, на момент проверки находится в неудовлетворительном состоянии, переработка и утилизация бытовых отходов не организована, запахивание мусора не производится, границы мест свалки не обозначены. На земельном участке, осмотренном комиссией, производится хаотичный сброс мусора населением. Разлёт мусора очевиден повсеместно. Антисанитарное состояние свалки в м. Шалоты Ольхонского района представляет угрозу причинения вреда непосредственно населению поселения, окружающей среде, способствует возникновению очагов инфекционных заболеваний. Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором по использованию и охране земель: ФИО7, совместно с прокуратурой Ольхонского района и Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в Ольхонском районе, следует, что был произведён осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, м. Шалоты. В ходе осмотра производилась фотосъёмка. Осмотром установлено: земельный участок расположен, примерно, в 300-400 м на северо-запад от автозаправочного комплекса ООО <данные изъяты>. Площадь земельного участка составляет, примерно, 1 га. Площадь земельного участка входит в предлагаемые границы населённого пункта с. Еланцы по новому ген.плану. Земельный участок локализован на северо-восточном склоне горы вблизи заброшенного карьера, и представляет собой свалку твёрдых бытовых отходов. Из объяснения главы администрации Еланцынского муниципального образования ФИО5, полученного помощником прокурора Ольхонского района Игнатьевой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что несанкционированная свалка ТБО образовалась в м. Шалоты на месте карьера в связи с тем, что в районе, а также в с. Еланцы и Еланцынском МО отсутствуют санкционированные места размещения отходов, жители вынуждены вывозить мусор на территорию, прилегающую к с. Еланцы, а также после принятия администрацией решения о запрете вывозить ТБО в м. Волчья Падь, поскольку 23 сентября 2010г. районным судом вынесено решение о признании свалки ТБО в м. Волчья Падь несанкционированной и обязании ликвидировать. Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, проверяет их на относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности. Поскольку согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам. Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что свалка в местности Шалоты расположена в границах Еланцынского сельского поселения, обязанностью администрации которого является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, свалка функционирует без заключения государственной экологической экспертизы и без соответствующего разрешения, т.е. указанный объект является несанкционированной свалкой мусора, суд считает возможным признать данную свалку несанкционированной и обязать администрацию Еланцынского муниципального образования ее ликвидировать путём очистки территории, до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Ольхонского района в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации удовлетворить. Признать несанкционированной свалку бытовых отходов, расположенную в местности Шалоты Ольхонского района Иркутской области. Обязать администрацию Еланцынского муниципального образования ликвидировать, путём очистки территории, несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в местности Шалоты Ольхонского района Иркутской области до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик вправе подать в Ольхонский районный суд Иркутской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья В.И. Хамосова