РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 23 сентября 2010 года
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения о признании незаконным постановления главы администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Тыхеева А.А. № 17 от 17.09.2007г. «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части признания гражданки Рыковой А.С., нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на предоставление жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Еланцынского муниципального образования - сельского поселения (далее Еланцынского МО), в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Тыхеева А.А. от 17.09.2007г. № 17 «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части признания гражданки Рыковой А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на предоставление жилых помещений.
В обоснование указал, что 17.09.2007г. за № 17 администрацией Еланцынского муниципального образования - сельского поселения принято решение - постановление главы Еланцынского муниципального образования - сельского поселения «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», которым Рыкова А.С. признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в очередь на предоставление жилья.
Считает, что указанное решение принято с нарушениями действующего законодательства и подлежит признанию незаконным по следующим основаниям:
Указывает, что Рыкова А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, постановлением главы администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Тыхеева А.А. от 17.09.2007г. № 17 на основании ст.ст. 52, 56 Жилищного кодекса РФ, ст. 2 Закона Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» № 75-оз от 24.12.2003, Закона Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 97-оз от 13.12.2006г.
Согласно названных нормативных правовых актов, гражданин вместе с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляет в орган местного самоуправления документы, дающие основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Рыкова А.С. при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от Дата обезличенаг. каких-либо документов к своему заявлению не прикладывала, что подтверждается объяснениями главы администрации ФИО5 и заместителя главы администрации ФИО4
Полагает, что Рыкова А.С. незаконно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и незаконно поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку законных оснований для принятия решения о признании Рыковой А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях у администрации Еланцынского муниципального образования не имелось.
Просит признать незаконным постановления главы администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Тыхеева А.А. от 17.09.2007г. № 17 «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части признания гражданки Рыковой А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на предоставление жилых помещений.
До вынесения решения уточнил исковые требования, просил считать заявление, поданным в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ольхонского района Байтурсынова О.Г., действующая на основании прав по должности, свои требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Еланцынского муниципального образования Пестонова Н.В. иск не признала, пояснила, что Рыкова А.С. на момент постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Еланцынского муниципального образования состояла на учёте в администрации Ольхонского районного муниципального образования, поэтому у Рыковой А.С. в подтверждение того, что она действительно нуждается в улучшении жилищных условий, документы помимо заявления не требовали.
Представитель третьего лица администрации Ольхонского районного муниципального образования (далее Ольхонского РМО) Резников С.Н., действующий на основании доверенности от Дата обезличенаг., в судебном заседании пояснил, что Рыкова А.С. действительно не имела собственного жилья, проживала на территории района более Дата обезличена лет, работала в сфере ... в ..., в связи с чем уже состояла на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Ольхонского районного муниципального образования. Повторная постановка на учёт в администрации Еланцынского муниципального образования не требовалась, поэтому просил в иске отказать.
Третье лицо без самостоятельных требований на стороне ответчика Рыкова А.С. просила в иске отказать, суду пояснила, что являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в ..., где проживала и работала, не имела жилья.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав и проанализировав собранные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела суд установил, что постановлением главы администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района от 17 сентября 2007г. № 17 «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Рыкова А.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в очередь на предоставление жилья.
Из копии заявления Рыковой А.С. от Дата обезличенаг. следует, что она просит главу Еланцынского муниципального образования поставить её семью, состоящую из Номер обезличен человек, на учёт как нуждающихся в улучшении жилищных условий. На данный момент проживают с родителями по адресу: ..., ....
Из копии объяснения заместителя главы администрации Еланцынского МО ФИО4 установлено, что учётом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, занимается она. Поступающие заявления граждан регистрируются у секретаря. Документы из Федеральной регистрационной службы, копии паспортов и другие документы к заявлениям граждан не прикладывались. Учётные дела в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ведутся. Правовые акты об установлении учётной нормы площади жилого помещения не принимались. При постановке на учёт пользовались нормой учётной площади, установленной администрацией Ольхонского РМО и равной 18 кв.м.
Из объяснения главы администрации Еланцынского МО ФИО5 следует, что норма предоставления и учётная норма жилой площади в Еланцынском МО не установлены, администрация Еланцынского МО в работе пользовалась учётной нормой, установленной администрацией Ольхонского РМО и равной 18 кв.м. К заявлениям какие-либо документы, подтверждающие нуждаемость в жилых помещениях, не прикладывались.
Согласно Уставу Еланцынского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области администрация Еланцынского МО - сельского поселения обладает правами юридического лица.
Из справки ТП УФМС России по Иркутской области в Ольхонском районе от Дата обезличенаг. Номер обезличен следует, что Рыкова А.С., Дата обезличена года рождения, уроженка ... ..., зарегистрирована по месту жительства по адресу: ..., ..., ..., ....
В соответствии с распоряжением мэра Ольхонского района от 06.06.2006г. № 113р «Об утверждении дополнительного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Рыкова А.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Включена в дополнительный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно Приложению № 1.
Из копии справки от Дата обезличенаг. Номер обезличен, выданной администрацией Еланцынского муниципального образования, следует, что Рыкова А.С. проживает по адресу: ..., ..., совместно с ней проживают: ФИО12 - мать, Дата обезличена.р., ФИО11 - дочь, Дата обезличенаг.р., ФИО10 - патронат, Дата обезличенаг.р. Основание: Запись в похозяйственной книге.
Согласно копиям справок от Дата обезличенаг., от Дата обезличенаг. Номер обезличен, выданных администрацией Еланцынского муниципального образования, Рыкова А.С. не имеет жилой площади на территории Еланцынского муниципального образования.
Из копии трудовой книжки Рыковой А.С. следует, что она в период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. работала в ..., Дата обезличенаг. принята на работу в ....
Как следует из справки от Дата обезличенаг. Номер обезличен, выданной администрацией Еланцынского муниципального образования, состав семьи Рыковой А.С. следующий: ФИО12 - мать, Дата обезличенаг.р., ФИО11 - дочь, Дата обезличенаг.р., ФИО10, опекаемая, Дата обезличенаг.р. Площадь дома Номер обезличен кв.м. Отопление печное. Основание: Запись в похозяйственной книге.
Рыкова А.С. работала в ... с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., что подтверждается справкой от Дата обезличенаг. Номер обезличен, выданной ...,
Согласно копии постановления главы администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения от 19.03.2007г. № 7 «О создании жилищной комиссии Еланцынского муниципального образования» в администрации Еланцынского муниципального образования создана жилищная комиссия по рассмотрению вопросов: признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, признание жилых помещений ветхими, аварийными, непригодными для проживания, формирование списка малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и последующая передача списков на рассмотрение в Думу Еланцынского муниципального образования и т.д.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно ст. 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления, которые должны при постановке на учет истребовать все необходимые и предусмотренные законодательством документы, подтверждающие право граждан состоять на учете.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Иркутской области от 13.12.2006г. № 97-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», действовавшим на момент признания Рыковой А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, с заявлением о принятии на учет представляются следующие документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете: 1) документы, подтверждающие нуждаемость граждан в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 2) документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в порядке, установленном законом области, и (или) подтверждающие принадлежность гражданина к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, и (или) законом области категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 6 вышеназванного Закона орган, осуществляющий ведение учета, формирует в отношении гражданина, принятого на учет, учетное дело, в которое включаются документы, являющиеся основанием для принятия гражданина на учет. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма в учетное дело дополнительно включаются документы, в установленном порядке подтверждающие право гражданина на получение жилого помещения по договору социального найма на момент принятия решения о предоставлении указанного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Рыкова А.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией Ольхонского районного муниципального образования Дата обезличена 2006г., затем администрацией Еланцынского муниципального образования Дата обезличена 2007г. В период времени с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., т.е. на момент постановки на учет в администрации Еланцынского муниципального образования, она проживала в доме своей матери по адресу: ..., ..., ..., ..., что подтверждается справкой Номер обезличен от Дата обезличенаг., выданной администрацией Еланцынского муниципального образования, а также справкой ТП УФМС России по Иркутской области в Ольхонском районе от Дата обезличенаг. Номер обезличен.
Также установлено, что на момент вынесения постановления главы администрации Еланцынского муниципального образования от Дата обезличенаг. Номер обезличен Рыкова А.С. не имела в собственности жилое помещение, что подтверждается справкой от Дата обезличенаг. Номер обезличен.
Таким образом, возражения Рыковой А.С. о том, что она являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в ..., где проживала и работала, не имела жилья, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, проверяет их на относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Поскольку согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом, суд выносит решение по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что Рыкова А.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Дата обезличенаг., на момент постановки на учет проживала в жилом помещении своей родственницы, не являлась нанимателем, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имела в собственности жилье, ранее была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением мэра Ольхонского района № 113р от 06.06.2006г. «Об утверждении дополнительного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», суд полагает требования прокурора о признании незаконным распоряжения главы администрации Еланцынского МО Тыхеева А.А. от 17 сентября 2007г. № 17 «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части признания Рыковой А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на предоставление жилья не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ольхонского района в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Ольхонского района о признании незаконным постановления главы администрации Еланцынского муниципального образования - сельского поселения Тыхеева А.А. от 17.09.2007г. № 17 «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части признания гражданки Рыковой А.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на предоставление жилых помещений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья: В.И. Хамосова
Подлинное решение находится в Ольхонском районном суде Иркутской области, в материалах гражданского дела № 2-98/2010.
Решение вступило в законную силу 04.10.2010г.