решение по гражданскому делу № 2-50/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                              15 марта 2012 года

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамосовой В.И., при секретаре Шорхоевой Р.Н.,

с участием помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Байтурсыновой О.Г., представителя ответчика МКОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа» директора Бухаева Л.Л., действующего на основании приказа Ольхонского районного отдела народного образования от ДД.ММ.ГГГГ , представителя третьего лица на стороне ответчика Управления народного образования Ольхонской районной администрации Мотоевой И.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № б/н,

в отсутствие истца Урбаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Урбаевой Е.В. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа» о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в Ольхонский районный суд с исковым заявлением в интересах Урбаевой Е.В. о взыскании с МКОУ «Бугульдейская СОШ» в пользу Урбаевой Е.В. задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указал следующее.

Урбаева Е.В. работает учителем <данные изъяты> в МКОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа». В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в период в 2006 - 2008г.г. ей выплачивалось вознаграждение за выполнение функций классного руководителя с учетом наполняемости класса. Выплата указанного вознаграждения производилась без начисления процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные оплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы права.

В соответствии со ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2, а также Постановлением Правительства РФ от 07.10.93г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера».

Кроме того, приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.90г. № 3 предусмотрено, что выплата надбавок к заработной плате, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.72г. № 255) льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, положенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» оплачивается всем работникам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных в южных районах Иркутской области.

Функция классного руководителя является частью трудовых функций педагогического работника, а вознаграждение за ее выполнение соответственно - частью оплаты его труда. Указанное подтверждается Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. № 196 (п. 66 Положения), Рекомендациями по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, подготовленными ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ (письмо Министерства образования и науки РФ от 25.04.06г. № АФ-100/03).

Следовательно, при расчете вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам должна быть учтена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в южных районах Иркутской области.

Урбаева Е.В. имеет стаж работы <данные изъяты> года и в соответствии с указанными нормами законодательства ей положена выплата процентной надбавки к заработной плате в размере 30%. В нарушение вышеуказанных требований трудового законодательства при выплате вознаграждения за классное руководство процентная надбавка в размере 30% к вознаграждению не выплачивалась.

Согласно справке главного бухгалтера Ольхонского районного управления народного образования Урбаевой Е.В. в 2006-2008г.г. выплачено денежное вознаграждение за классное руководство с начислением 20% районного коэффициента в сумме <данные изъяты>. Недополученная заработная плата (процентная надбавка в размере 30% к вознаграждению) за указанный период составляет <данные изъяты>

Урбаева Е.В. с заявлением о недополученной заработной плате обратилась в прокуратуру района. В заявлении пояснила, что выяснить вопрос о начислении процентной надбавки самостоятельно не может, считает, что получила заработную плату не в полном размере, находится в прямом подчинении работодателя, не имеет средств для оплаты услуг адвоката, считает, что получила заработную плату не в полном размере.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов граждан в случае, если гражданин состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным чинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений.

В соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Просит взыскать с ответчика в пользу Урбаевой Е.В. задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора Байтурсынова О.Г. полностью поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просила суд удовлетворить их. Пояснила, что Урбаева Е.В. работает учителем в МКОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа». В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» с января 2006г. ей выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя с учётом наполняемости класса. Выплата указанного вознаграждения производится без начисления процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Функция классного руководителя является частью трудовых функций педагогического работника, а вознаграждение за её выполнение соответственно - частью оплаты его труда, что подтверждается Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. Следовательно, при расчёте вознаграждения за выполнение функции классного руководителя педагогическим работникам должна быть учтена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в южных районах Иркутской области.

Истец Урбаева Е.В., в чьих интересах заявлен иск, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указала, что исковые требования прокурора Ольхонского района поддерживает.

Представитель ответчика МКОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа» директор школы Бухаев Л.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора Ольхонского района в интересах Урбаевой Е.В. признал в полном объёме.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Управление народного образования Ольхонской районной администрации Мотоева И.Ф. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме. Кроме того, Управление народного образования Ольхонской районной администрации представило письменное пояснение по исковому заявлению, в котором указано, что начисление денежного вознаграждения за классное руководство за период с января 2006г. по декабрь 2008г. бухгалтерией управления народного образования производилась в соответствии с положениями нормативных правовых актов Правительства РФ и администрации Иркутской области за счет средств субсидии - субвенции, предоставляемой из областного бюджета. В вышеуказанных нормативных правовых актах выплата надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не предусмотрена. Начисление и выплата денежного вознаграждения за классное руководство производилось в пределах сумм выделенной субсидии - субвенции без учета данной надбавки. Выплата вышеуказанной надбавки стала производится с 2009г. в связи с внесенными изменениями в вышеуказанные нормативные правовые акты в 2009г.

Суд, выслушав доводы помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ст. 1 Закона РФ от 10 июля 1992г. № 3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

Согласно ст. 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

В соответствии со ст. 56 Закона РФ от 10 июля 1992г. № 3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1.6. и 1.7. Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Бугульдейская СОШ») Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, …, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика...

В силу п. 4.14. Устава МКОУ «Бугульдейская СОШ» заработная плата выплачивается работнику за выполнение им должностных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором в соответствии с действующими системами оплаты труда.

Из копии трудовой книжки и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ суд установил, что Урбаева Е.В. работает по настоящее время учителем МКОУ «Бугульдейская СОШ», которое, соответственно, является ее работодателем.

В силу требований ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В силу ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы права.

В соответствии со ст. 54. Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. № 196, на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе учениками.

Согласно приказам директора МОУ «Бугульдейская СОШ» «О вознаграждении учителей за выполнение функции классного руководителя», исследованным в судебном заседании, Урбаевой Е.В. установлено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя.

Из справки, выданной Управлением народного образования администрации Ольхонского районного муниципального образования, следует, что Урбаевой Е.В. было не выплачено денежное вознаграждение за классное руководство в 2006-2008г.г. в размере <данные изъяты>.

В соответствии с постановлениями Администрации Иркутской области от 30.01.2006г. № 6-па, от 09.02.2006г. № 19-па, от 04.02.2008г. № 9-па установлено с 1 января 2006г., с 1 января 2007г. по 31 декабря 2007г., с 1 января 2008г. по 31 декабря 2009г., соответственно, ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 рублей. Размер вознаграждения определяется с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях….

В ходе рассмотрения дела суд установил, что при выплате вознаграждения за классное руководство работодателем не учитывалась процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 30 % от суммы вознаграждения.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 317 ТК РФ установлено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном объеме.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями и дополнениями) выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90г. № 2, а также Постановлением Правительства РФ от 07.10.93г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера».

Кроме того, приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.90г. № 3 предусмотрено, что выплата надбавок к заработной плате, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.72г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» выплачивается всем работникам предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных в южных районах Иркутской области.

Правилами предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 854, установлено, что при определении размера субсидий учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями (п. 3).

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 25.04.06г. № АФ-100/03 с Рекомендациями по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы педагогического работника со всеми вытекающими правовыми последствиями, и, соответственно, к заработной плате педагогических работников, включающей размер вознаграждения за классное руководство, выплачиваются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 4).

Таким образом, суд полагает, что при определении размера вознаграждения за осуществление функций классного руководства, являющегося составной частью заработной платы, должны быть учтены все надбавки и коэффициенты, установленные федеральным законодательством при начислении заработной платы, в том числе за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Урбаева Е.В. работает в МКОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа», в 2006-2008г.г. являлась классным руководителем, в связи с чем, суд считает, что работодателем Урбаевой Е.В. является МКОУ «Бугульдейская СОШ», и в силу требований действующего трудового законодательства обязана выплачивать Урбаевой Е.В. заработную плату.

Как установлено в ходе рассмотрения дела истцу Урбаевой Е.В. не выплачивалась процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к вознаграждению за выполнение функций классного руководителя, в связи с чем образовалась задолженность по заработной плате.

Истец Урбаева Е.В. имеет стаж работы 33 года и в соответствии с указанными нормами законодательства ей положена выплата процентной надбавки к заработной плате в размере 30 %. В 2006-2008г.г. ей выплачено денежное вознаграждение за классное руководство с начислением 20% районного коэффициента в сумме <данные изъяты>., недополученная заработная плата (процентная надбавка в размере 30% к вознаграждению) составляет <данные изъяты>.

Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд полагает, что исковые требования истца подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами.

Судом установлено, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам является составной частью заработной платы, к которой выплачиваются надбавки и районные коэффициенты, установленные федеральным законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с чем, не начисление данной процентной надбавки к вознаграждению за классное руководство противоречит федеральному законодательству, поэтому суд признает требования прокурора законными и обоснованными.

Отсутствие соответствующего указания в нормативно-правовых актах Правительства РФ, администрации и Правительства Иркутской области о выплате процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях к вознаграждению за выполнение функций классного руководителя не может служить основанием для отказа работникам в выплате этих процентных надбавок.

Решение вопросов по выплате заработной платы действующим законодательством возложены на работодателя, которым является МКОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа».

Разрешение требования о выплате процентной надбавки указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с какими-либо иными обстоятельствами.

Поэтому суд считает, что требования прокурора Ольхонского района о взыскании с МКОУ «Бугульдейская общеобразовательная школа» в пользу Урбаевой Е.В. задолженности по заработной плате в связи с не начислением процентной надбавки в размере 30 % кзаработной плате за стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку согласно п. 1.4. Устава МКОУ «Бугульдейская СОШ» его учредителем является Ольхонское районное муниципальное образование, ответчик МКОУ «Бугульдейская СОШ» освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 315-317 Трудового Кодекса РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Урбаевой Е.В. к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа» в пользу Урбаевой Е.В. задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья                             В.И. Хамосова