Дело № 2-187-2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации пос.Оленино «21» октября 2011 года Оленинский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Филиппова А.В. при секретаре Моряковой Т.П., с участием помощника прокурора Оленинского района Яковенко С.В., а также представителя Управления ЖКХ Оленинского района Рябинина М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оленинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Управления ЖКХ Оленинского района и возложении обязанности по проведению работ, связанных с содержанием и ремонтом дорог на территории городского поселения поселок Оленино, установил: Прокурор Оленинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления ЖКХ Оленинского района и возложении обязанности по проведению работ, связанных с содержанием и ремонтом дорог на территории городского поселения поселок Оленино. Свои требования мотивируют тем, что в соответствии с пунктами 7, 11 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Оленинского района, утвержденного Собранием депутатов Оленинского района от 24.06.2011 года № 58, Управление ЖКХ Оленинского района в рамках осуществляемого контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения поселок Оленино, осуществляет содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, то есть фактически осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе проводит мероприятия по сохранности дорожного покрытия автомобильных дорог и дорожных сооружений. В соответствии с пунктом 12 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160) в состав работ по содержанию входит, в том числе: а) очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов; б) восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума; в) устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; г) ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит, защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений; д) ликвидация колей глубиной до 30 мм, фрезирование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; е) устройство изолирующего слоя из мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин и сетки трещин на участках длиной до 50м; ж) восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 50м; з) восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов, профилировка грунтовых дорог, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 100м3 на 1 километр; и) обеспыливание проезжей части автомобильных дорог; к) восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50м2. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов определены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» в соответствии с которыми, время необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, установленных данным нормативным актом. Решением Собрания депутатов Оленинского района от 30.05.2011 года № 39 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Оленинского района от 30.04.2010 года № 55 «Об уполномоченном органе муниципального образования Оленинский район в сфере дорожного хозяйства» установлено, что уполномоченным органом муниципального образования «Оленинский район» в сфере дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения поселок Оленино является Управление ЖКХ Оленинского района. В соответствии с соглашением о передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления городского поселения поселок Оленино органам местного самоуправления Оленинского района от 04.11.2010 года, утвержденным Советом депутатов городского поселения поселок Оленино от 23.11.2010 года № 17 и Собранием депутатов Оленинского района от 15.11.2010 года № 38, полномочия по осуществлению благоустройства на территории городского поселения поселок Оленино переданы муниципальному образованию ленинский район. Управлением ЖКХ Оленинского района в соответствии с пунктом 1.1 правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26.11.2008 года № 430-па и п.1.3 правил в сфере коммунального хозяйства и благоустройства на территории населенных пунктов Оленинского района Тверской области, утвержденных решением Собрания депутатов Оленинского района от 19.08.2011 года № 70, должна обеспечиваться деятельность по благоустройству населенного пункта городского поселения поселок Оленино, включая содержание дорог. Согласно ст.66 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.18 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Оленинского района, утвержденного решением Собрания депутатов Оленинского района от 24 июня 2011 года № 58 финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется в пределах средств, утвержденных бюджетом района, а также бюджетами других уровней и иных источников, не запрещенных действующим законодательством в случае их поступления. Постановлением главы Оленинского района от 01 апреля 2011 года № 110 утверждена районная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Оленинского района на 2011-2012 годы» в соответствии с которой предусмотрено выделение бюджетных средств на проведение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия – 499 тыс.рублей. согласно данной программе предусмотрено выделение средств на реализацию вышеуказанных мероприятий в 2011 году в сумме 1950 тыс.рублей, в 2012 году – 1950 тыс.рублей. В ходе проведенной 06 октября 2011 года прокуратурой проверки на предмет соблюдения на территории Оленинского района законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения было установлено, что на ул.Карла Маркса имеется неудовлетворительное состояние обочин, наличие на обочине просадок, выбоин и иных повреждений на всем протяжении, а также имеется повреждение асфальтобетонного покрытия на перекрестке ул.Карла Маркса – Кузьмина, превышающие допустимые нормы, установленные п.3.1.1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Ненадлежащее содержание и деятельность по обеспечению выполнения мероприятий связанных с проведением ремонта дорожного покрытия на ул.Карла Маркса и на перекрестке ул.Карла Маркса и ул.Кузьмина создает опасность возникновения ДТП и как следствие этого, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, в связи с чем просит обязать Управление ЖКХ Оленинского района устранить указанные повреждания. Определением Оленинского районного суда Тверской области от 21 октября 2011 года принят отказ от заявления в части требований о признании незаконным бездействия Управления ЖКХ Оленинского района и возложении обязанности по проведению работ, касающихся повреждений обочин указанных улиц, в указанной части производство по делу прекращено. В судебном заседании помощник прокурора Оленинского района Яковенко С.В. требования о признании незаконным бездействия Управления ЖКХ Оленинского района в части работ, касающихся повреждений асфальтобетонного покрытия на перекрестке улиц Карла Маркса - Кузьмина поддержал в полном объеме, против установления срока для исполнения требований до 01 ноября 2011 года, не возражает. Представитель Управления ЖКХ Оленинского района Рябинин М.Н. пояснил, что действительно при строительстве нового магазина «Тверской Купец» на перекресте указанных улиц было повреждено асфальтобетонное покрытие. Считает, что в данной ситуации бездействие Управления ЖКХ Оленинского района отсутствует, поскольку они имеют устную договоренность с представителем ООО «Эко – Строй» о том, что при укладке асфальта на прилегающей территории магазина, ими будут устранены и повреждения асфальта на перекрестке, в связи с чем, просит установить срок исполнения до 01 ноября 2011 года. Выслушав прокурора Оленинского района, представителя Управления ЖКХ Оленинского района Рябинина М.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Из ч.1 ст.17 Федерального закона от 08 ноября 2007года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» усматривается, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст.13 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ч.3. ст.15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии с основными понятиями ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии с п.4 ст.6 вышеуказанного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решением Собрания депутатов Оленинского района Тверской области от 24 июня 2011 года № 58 утверждено Положение о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Оленинского района. В соответствии с пунктами 7, 11 данного Положения, Управление ЖКХ Оленинского района в рамках осуществляемого контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения поселок Оленино, осуществляет содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, то есть фактически осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе проводит мероприятия по сохранности дорожного покрытия автомобильных дорог и дорожных сооружений. В судебном заседании установлено, что содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения обеспечиваются Управлением ЖКХ Оленинского района Тверской области. Согласно акту обследования эксплуатационного состояния улично – дорожной сети ул.Карла Маркса пос.Оленино от 06 октября 2011 года установлено неудовлетворительное состояние обочин, наличие на обочине просадок, выбоин и иных повреждений на всем протяжении, а также повреждение асфальтобетонного покрытия на перекрестке ул.Карла Маркса – Кузьмина. Предписанием начальника ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» от 07 октября 2011 года в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93, выявленных 06 октября 2011 года, в срок до 13 октября 2011 года предлагалось организовать и провести следующие работы: привести состояние обочин в соответствии с требованием ГОСТ на всем протяжении улицы К.Маркса, а также устранить повреждение дорожного полотна в месте его разрушения – пер-к К.Маркса-Кузьмина. Согласно п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Срок ликвидации повреждения 2,5 м2 на 1000 м.2 покрытия дорог и улиц группы В (автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут. в городах и населенных пунктах – улицы и дороги местного значения) составляет не более 10 суток. Таким образом, учитывая вышеприведенные положения законов и нормативных актов, а также то, что до настоящего времени соответствующие работы по устранению повреждений дорожного покрытия проезжей части дороги на перекрестке ул.Карла Маркса и ул.Кузьмина не произведены, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействия Управления ЖКХ Оленинского района в области дорожного движения приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения на указанном участке дороги, что нарушает права граждан (участников дорожного движения) на безопасные условия движения, гарантированные государством. В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Управление ЖКХ Оленинского района Тверской области является органом местного самоуправления, а потому в силу прямого указания закона от уплаты государственной пошлины освобождена. Часть 4 ст.103 ГПК РФ устанавливает, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Руководствуясь ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Оленинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Управления ЖКХ Оленинского района о возложении обязанности по проведению работ, связанных с содержанием и ремонтом дорог на территории городского поселения поселок Оленино удовлетворить. Обязать Управление ЖКХ Оленинского района в срок до 01 ноября 2011 года произвести необходимые работы по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия на перекрестке улиц Карла Маркса – Кузьмина пос.Оленино. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Оленинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий А.В.Филиппов