Соблюдение прав граждан в жилищно - коммунальной сфере



Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Оленино 31 января 2012 года

Оленинский районный суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Сазоновой Л.Н.,

при секретаре Коростылевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оленинского района в интересах Орловой Марии Павловны к Администрации Молодотудского сельского поселения и Администрации Оленинского района о признании незаконным бездействия по организации в <адрес> водоснабжения населения, а также благоустройства и создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения и обязании устранить допущенные нарушения прав путем приведения в соответствие с требованиями санитарных правил действующий источник питьевого водоснабжения – природный родник с устройством каптажа и обустройства перехода (переезда) через речку, разделяющую <адрес> и <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оленинского района в интересах Орловой М. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей в <адрес> <адрес>, обратился с иском к Администрации Молодотудского сельского поселения и Администрации Оленинского района о признании незаконным бездействия по организации в <адрес> водоснабжения населения, а также благоустройства и создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения и обязании Администрации Молодотудского сельского поселения устранить допущенные нарушения прав путем приведения в соответствие с требованиями санитарных правил действующий источник питьевого водоснабжения – природный родник с устройством каптажа, а Администрации Оленинского района произвести обустройство перехода (переезда) через речку, разделяющую <адрес> и <адрес>.

В иске указано, что по обращению гр. Орловой М.П. прокуратурой Оленинского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой было установлено следующее.

При въезде в <адрес> имеется общий колодец с питьевой водой, который является единственным источником питьевого и хозяйственно-бытового назначения водоснабжения для жителей, постоянно проживающих в <адрес>. Указанный колодец вкопан в землю и представляет собой короб, выполненный из досок и оббитый рубероидом. От него отходит сливная труба. Колодец находится круглосуточно в открытом состоянии (не герметизирован), на дне колодца наблюдается просачивание из - под земли родниковых вод.

В ходе обследования было установлено, что объект исследования не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 « Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».

Кроме того, <адрес> расположена на возвышенностях. Дорогу, пролегающую в <адрес> пересекает ручей (речка). Постоянный мост через ручей отсутствует. Для прохода людей в <адрес> через ручей приспособлены доски и бревна, которые временно служат для перемещения людей в <адрес> и из нее.

Обращение прокурора Оленинского района в защиту прав и законных интересов гр. Орловой Марии Павловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в суд, обусловлено невозможностью Орловой М.П. самостоятельно защищать свои права и законные интересы в судебных органах, по причине ее преклонного возраста (<данные изъяты>), состояния здоровья, низкого уровня доходов (основным источником дохода является пенсия по старости) и удаленности места жительства.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Яковенко С.В. уточнил исковые требования, просит возложить обустройство пешеходного перехода через речку для жителей деревни на Администрацию Молодотудского сельского поселения ввиду того, что благоустройство относится к полномочиям Администрации сельского поселения. Но возведение переезда в виде моста для транспортных средств возложить на Администрацию района.

Орлова М.П. поддерживает иск.

Третье лицо –представитель ТУ ФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сед не явился и просит рассмотреть в отсутствие его.

Глава Администрации Молодотудского сельского поселения Румянцев Ю.А. признал исковые требования.

Представитель Администрации Оленинского района с исковыми требованиями не согласен. Исковые требования мотивирует тем, что:

во-первых, дорога между <адрес> и <адрес> не значится на балансе;

во-вторых, строительство любого моста для проезда транспортных средств, в том числе и через речку между <адрес> и <адрес>, требует таких (значительных) финансовых расходов, которых в бюджете Оленинского района, не имеется, и возможности их изыскать нет;

в-третьих, в бюджете Оленинского района денежные средства на строительство переезда (моста) для транспорта через речку, разделяющую <адрес>, где проживает трое человек, и <адрес>, не запланированы, строительство моста не относится к вопросам местного значения;

в-четвертых, суд в силу закона не вправе своим решением обязывать органы местного самоуправления к совершению конкретных действий в сфере использования бюджетных средств в определенный срок, в противном случае это означало бы вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, что противоречит содержанию ст.132 Конституции РФ.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

В соответствии с пунктом 2 статьи 37.2 Устава Молодотудского сельского поселения в пределах своих полномочий Администрация поселения обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие Поселения, а также организует в границах поселения электро -, тепло -, газо – и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом, создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах Поселения, организует благоустройства территории поселения, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом Молодотудского сельского поселения Оленинского района.

Соглашением о передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления Молодотудского сельского поселения органам местного самоуправления Оленинского района от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным решением Собрания депутатов Оленинского района от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанные полномочия, за исключением полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, органам местного самоуправления Оленинского района не передавались.

В судебном заседании из материалов, представленных в суд, следует, что по обращению гр. Орловой М.П. прокуратурой Оленинского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой было установлено следующее.

При въезде в <адрес> имеется общий колодец с питьевой водой, который является единственным источником питьевого и хозяйственно-бытового назначения водоснабжения для жителей, постоянно проживающих в <адрес>. Указанный колодец вкопан в землю и представляет собой короб, выполненный из досок и оббитый рубероидом. От него отходит сливная труба. Колодец находится круглосуточно в открытом состоянии (не герметизирован), на дне колодца наблюдается просачивание из - под земли родниковых вод.

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки совместно со специалистом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г. Ржеве и Ржевском районе ФИО12 установлено

Населенный пункт <адрес> входит в состав Молодотудского сельского поселения Оленинского района.

По информации администрации Молодотудского сельского поселения Оленинского района. В <адрес> зарегистрировано 5 лиц, фактически проживает - 3.

Единственным источником водоснабжения данного населенного пункта является природный родник с устройством каптажа. По информации администрации Молодотудского сельского поселения данный источник не стоит на балансе поселения и иных органов местного самоуправления Оленинского района, альтернативные источники водоснабжения в данном населенном пункте отсутствуют.

При осмотре указанного источника установлено:

Обследуемый источник находится на значительном расстоянии от жилых домов, от начала поселения более 200 метров, дорога к источнику не расчищена, завалена снегом имеются значительные неровности рельефа.

Территория вокруг родника не ограждена, захламлена мусором. Родник восходяшего типа оборудован деревянной приемной камерой (в виде сруба без перегородки) без крыши, устройство для подъема воды отсутствует.

Дно приемной камеры замусорено, на дне приемной камеры имеется труба для откачки воды, установленная неустановленными лицами.

Камера не герметична, через щели сруба происходит сток воды, труба для перелива в приемной камере отсутствует. Информацией о качестве воды данного источника администрация Молодотудского сельского поселения не располагает.

В результате проведенного обследования были выявлены нарушения требований при обустройстве источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения пунктов, а именно пунктов 3.5, 3.3, 5.4, 3.5.5, 3.5.6, 3.5.7, 3.5.8 СанПиН 2.1.4.1175-02.

При обследовании данного источника были отобраны пробы воды для лабораторных исследований.

По заключению Аккредитованного испытательного лабораторного центра (испытательная лаборатория) филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в г.Ржеве и Ржевском районе (протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ), качество воды из источника нецентрализованного водоснабжения 6 каптаж <адрес> не соответствует требованиям НД: Общие колиформные бактерии (Неудовлетворительный) – СанПин 2.1.4.1175-02, Термотолерантные колиформные бактерии (Неудовлетворительный) – санПин 2.1.4.1175-02.

Свидетель ФИО12 подтвердил, что по бактериалогическому анализу вода не соответствует санитарно-эпитемиологическим требованиям, химический состав воды удовлетворителен и вода будет пригодна к употреблению в пищу при оборудовании колодца в соответствии с минимальными требованиями.

Таким образом, объект исследования не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 « Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».

<адрес> расположена на возвышенностях. Дорогу, пролегающую в <адрес> пересекает ручей (речка). Постоянный мост через ручей отсутствует. Для прохода людей в <адрес> через ручей приспособлены доски и бревна, которые временно служат для перемещения людей в <адрес> и из нее.

Со слов главы администрации сельского поселения, до <адрес> дорога – в хорошем состоянии, туда ходят автолавки, почта, есть социальный работник. Далее от <адрес> до <адрес> расстояние – <данные изъяты> м., дорога - сельская и на балансе не значится, летом речка пересыхает, трудности с переездом транспортных средств – в весеннее и осеннее время, когда переезд через речку «разбивается московскими владельцами лесных массивов». Меры для переезда речки жителями <адрес> на гужевом транспорте сельской администрацией будут приняты, до ДД.ММ.ГГГГ будет построен пешеходный переход и сооружен новый колодец на месте природного источника.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск к Администрации Молодотудского сельского поселения подлежит удовлетворению.

Что касается строительства моста через речку, разделяющую деревни, то в этой части иска прокурора следует отказать по следующим основаниям

Согласно справке ФЭУ Оленинского района, в 2012 году в бюджете Оленинского района денежные средства на обеспечение переезда (моста) отсутствуют, и в бюджете на эти цели денежные средства не запланированы и не предусмотрены, а строительство моста требует значительных финансовых вложений.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу ст.31 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета.

Вынесение судом решения обязывающего характера в сфере использования бюджетных средств органами местного самоуправления в определенный срок означает вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, что противоречит конституционным нормам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Молодотудского сельского поселения Оленинского района Тверской области организовать водоснабжение населения в <адрес> путем приведения в соответствие с требованиями санитарных правил действующий источник питьевого водоснабжения - природный родник с устройством каптажа и построить пешеходный переход через речку, разделяющую <адрес> и <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В иске прокурора Оленинского района к Администрации Оленинского района о признании незаконным ее бездействия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, включая обустройства моста (переезда) через речку, разделяющую <адрес> и <адрес>, и обязании создать указанные условия, а именно - произвести обустройство моста (переезда) через речку, разделяющую <адрес> и <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.Н. Сазонова

Решение принято в окончательной форме 3 февраля 2012 года.

Федеральный судья Л.Н. Сазонова