Незаконное оказание услуг по перевозке пассажиров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух лиц.



Дело №1-33-2011г.

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олёкминск 6 апреля 2011 года

Олёкминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Карнауховой З.В.

при секретаре Анохиной Е.Л.

с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Олекминского района Норвина Н.В.

подсудимого Махчагарова А.Н.

защитника - адвоката республиканской Палаты адвокатов Рожина С.Г., представившего удостоверение № 556 и ордер №12/02 от 25 декабря 2010 года

представителя потерпевшего, гражданского истца - адвоката Давлятшина К.Г., представившего удостоверение №299 и ордер №45 от 30 марта 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении МАХЧАГАРОВА А.Н., <данные изъяты> - обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.238 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Махчагаров А.Н. незаконно оказывал услуги по перевозке пассажиров, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух лиц, при следующих обстоятельствах:

27 июля 2010 года Махчагаров А.Н. заключил с ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» договор на оказание услуг по предоставлению моторной лодки для организации выездов технического надзора на заречные участки трассы ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14 и осуществлял незаконно перевозку пассажиров на принадлежащей ему прогулочной моторной лодке «Прогресс-4» с мотором «YAMAHA 40» через реку Лена, получая при этом личную выгоду в виде денежных средств согласно установленной договором цены.

11 сентября 2010 года в 16 часов 30 минут подсудимый Махчагаров А.Н., управлял прогулочной моторной лодкой «Прогресс-4» с мотором «YAMAHA 40» с тремя пассажирами ФИО7, ФИО2 и ФИО1 на борту, умышленно, из корыстных побуждений, с целью извлечения прибыли для себя по заключенному договору, следуя вверх по течению основного русла реки Лена от устья реки Олёкма, незаконно продвигаясь со скоростью 45 км/час в пределах главного судового хода реки и визуально наблюдал движущуюся навстречу баржу «МП-2586», толкаемую буксиром-толкачём «Нижняя Тунгуска», судовладельцем которого является ОАО «Ленское объединенное пароходство». Тем самым, умышленно, из корыстных побуждений, с целью извлечения прибыли для себя, проигнорировав навигационные береговые и плавучие знаки, продолжая движение, незаконно придерживаясь оси судового хода, пройдя расстояние 2000 метров от устья реки Олёкма вверх по течению до 2246 км. реки Лена, в пределах главного судового хода, подсудимый Махчагаров Аркадий Николаевич, управляя моторной лодкой «Прогресс-4» с подвесным мотором «YAMAHA 40», допустил столкновение с носовой частью баржи «МП-2586», толкаемой буксиром-толкачем «Нижняя Тунгуска», двигавшимся вниз по течению реки Лена. При этом подсудимый Махчагаров Аркадий Николаевич, предвидел возможность наступления опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований, самонадеянно рассчитывал на их предотвращение и в нарушение ст.7 Федерального закона «О защите прав потребителей», не обеспечил отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, услуг, повлекшие по неосторожности смерть двух потерпевших.

В результате столкновения моторная лодка «Прогресс-4» с мотором «YAMAHA 40» затонула, пассажир ФИО7, после кратковременного нахождения в воде без спасательного жилета, был спасён экипажем плавкрана «Т-175». Потерпевшие ФИО1 и ФИО2, попав в воду, погибли. Труп потерпевшей ФИО1 без спасательного жилета был обнаружен на воде непосредственно после столкновения, причиной смерти ФИО1 согласно заключению судебно-медицинской экспертизы явилось утопление в воде.

Труп ФИО2 обнаружен не был, в результате поисковых мероприятий в Олекминском районе и других районах РС(Якутия), труп не был найден. Несмотря на это, имеются достаточные основания полагать о том, то потерпевшая ФИО2 погибла и причиной её смерти явилось утопление в воде, так как она находилась в моторной лодке рядом с ФИО1 без спасательных жилетов.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы подсудимый Махчагаров А.Н. получил телесные повреждения, относящиеся к лёгкому и средней тяжести вреда здоровью, упав в воду, подсудимый Махчагаров А.Н. также был спасён экипажем буксира «Нижняя Тунгуска».

Подсудимый Махчагаров А.Н. нарушил п.п. 15, 23, 145, 148 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утверждённых приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 года №129 - не предпринял мер предосторожности с целью предотвращения опасности для человеческой жизни, повреждения судов; не вёл постоянное надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, наблюдение с помощью технических средств; не следовал за пределами судового хода; затруднил движение и маневрирование не маломерных судов на судовом ходу; заблаговременно не ушёл с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами; не пересёк судовой ход под углом близким к прямому и в возможно короткий срок за кормой проходящих судов; п.п. «а,т,п» п.8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утверждённых приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года №502 - не обеспечил безопасность плавания, а также безопасность пассажиров в пути следования, управляя маломерным судном не прошедшим техническое освидетельствование; вышел на судовой ход. Данные нарушения, допущенные подсудимым Махчагаровым А.Н., явились причиной, по которой моторная лодка «Прогресс-4», под его управлением, совершила столкновение с носовой частью баржи «МП-2586», толкаемой буксиром-толкачём «Нижняя Тунгуска», повлекшее по неосторожности смерть пассажиров ФИО1 и ФИО2, между действиями подсудимого Махчагарова А.Н. и наступившими последствиями имеется причинная связь.

В судебном заседании подсудимый Махчагаров А.Н. вину в совершении преступления признал полностью и показал, что имеет моторную лодку «Прогресс-4» №Р1362ЯМс 1974 года, зарегистрированную Олёкминском инспекторским участком ГИМС МЧС РФ по РС (Я), имеет удостоверение АВ №435901 на право управления маломерным судном, выданное Центром ГИМС МЧС РФ по РС (Я) с 29 декабря 2008 года, лодочный мотор «YAMAHA 40» купил в 2008 году.

27 июля 2010 года он заключил с ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» договор на оказание услуг по предоставлению моторной лодки для организации выездов технического надзора на заречные участки трассы ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14. В соответствии с данным договором он предоставлял по требованию указанной организации свою моторную лодку «Прогресс-4» с мотором «YAMAHA 40». По условиям договора им была взята обязанность, чтобы лодка была прошедшей технический осмотр и обеспеченной необходимым средствами спасения; обязанность по оказанию услуг моториста-лодочника, т.е. осуществление судовождения и содержание моторной лодки, а также обеспечение им самим бензином. Договором предусмотрено, что стоимость данных услуг составляет 625 рублей 25 копеек за один мото-час.

В 2010 году он не предоставил моторную лодку «Прогресс-4» в ГИМС для технического осмотра, ходил туда в мае месяце, где ему ФИО8, работник ГИМС дала квитанцию для оплаты 60 руб. за техосмотр и поставила штамп на судовом билете. Билет затонул вместе с лодкой, в деле представлена его копия, представленная им в ДВЭУК, где не откатали лист со штампом о техническом осмотре. Но лодку на осмотр не представлял госинспекторам и все необходимые для поездки средства, также не были им представлены госинспекторам ГИМС.

При этом согласно договору в навигацию 2010 года он на возмездной основе оказывал услуги данной организации, т.е. возил работников этой организации - специалистов по техническому надзору, оплату за работу получил дважды в сентябре и декабре 2010 года в общей сумме более 130 тысяч рублей.

11 сентября 2010 года он перевозил на своей лодке работников организации и ФИО7, являющегося должностным лицом, который ему сказал, что нужно свозить 2 женщин, приехавших в командировку из Ленска для осмотра трассы ВЛ. Около 16 часов 30 минут, они выехали из устья реки Олекма и на расстоянии 2 км. от себя увидел судно, идущее вниз по реке Лена. Возможность за эти 2 км. пересечь реку через судовой ход, была, но он привык ездить по правому берегу, поэтому продолжал движение, сидя за управлением в передней части лодки. Он сначала увидел, что баржа сильно приближается к ним, скинул «газ» - по дистанционному управлению сделал рычаг на себя, поставил на нейтральное положение. В это время, он не знает почему, лодку забросило вправо и он облокотился на женщин, которые сидели вдвоем к нему спиной, и увидел, что лодку понесло к носовой части баржи. Перед столкновением он увидел прямо перед собой 2 якоря, висевших вверху носовой части, произошел удар, он оказался в воде. Затем помнит, что его вытащили, он был в шоковом состоянии, левая часть головы и лица у него была разбита. В лодке он сам находился в спасательном жилете, остальным он перед посадкой предлагал, но женщины просто набросили на себя жилеты, а ФИО7, поскольку является для него начальником, когда сказал ему, он сказал, что сядет на жилет, настаивать не стал, ФИО7 сидел в задней частим лодки. В результате столкновения ФИО2 и ФИО1 погибли, всплыл только труп ФИО1, ФИО2 искали до октября месяца и не нашли, лодка затонула. Его и ФИО7 спасли экипаж буксира «Нижняя Тунгуска». Считает, что не сработал рулевой механизм в самый последней момент, когда он начал крутить рулевое колесо, что-то случилось с механизмом, он вышел из строя, потому лодка ударилась и оказалась под баржой. Спасательные жилеты на лодке были в количестве семи штук. Приобретал их в мае 2010 года в магазине «Тройка». Представил копию сертификата, а также фотографии работников данной организации в спасательных жилетах, которых он возил по договору от 27 июля 2010 года. Не может объяснить, почему жилеты не всплыли, может быть они прилипли ко дну баржи. Имеет навыки вождения лодкой с 1981 года, знает реку. Сейчас понял, что ранее сомневался в дистанционном управлении лодки и мотором, понял, что оно оказалось ненадежным, о специальном лицензировании такой деятельности не знал.

Раскаивается в содеянном, считает, что по его вине погибли женщины, просит прощения у их родственников, готов помогать, оплачивать им расходы. В их память поставил в месте, где они утонули, памятник, хотел помочь ранее, но следователь запретил. По <данные изъяты>

Кроме признательных показаний вина подсудимого Махчагарова А.Н. в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух лиц, подтверждается следующими доказательствами:

Потерпевшая ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, уроженка <данные изъяты> (л.д.102-108).

Потерпевшая ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживала по адресу: <данные изъяты> (л.д.76-89).

Представитель потерпевшего ФИО5 - адвокат Давлятшин К.Г. в суде показал, что акт освидетельствования, представленный защитой, об отсутствии алкогольного опьянения у Махчагарова и справка ГИМ г.Покровска не имеют доказательной силы, поскольку данное освидетельствование проведено фельдшером «скорой помощи», а должно быть проведено лечебным учреждением, имеющим на то лицензию и «Алкотестером», удостоверенным о прохождении Госпроверки по стандартизации и метрологии. Также справка ГИМС г.Покровска вызывает сомнение, т.к. для ее получения, если действительно указанные сотрудники ГИМС проводили проверки, она выдана по подложным документам, представленным Махчагаровым, т.к. он сам признался, как получил штамп в судовом билете, хотя фактически не прошел технический осмотр лодки. К показаниям свидетелей защиты, по мнению представителя, тоже следует отнестись критически, поскольку свидетель ФИО26 дал противоречивые показания очевидцу ФИО7, показания остальных свидетелей являются показаниями знакомых и приятелей подсудимого. Считает, что Махчагаров при перевозке людей, не обеспечил их одетыми спасательными жилетами, т.к. их не было, не провел инструктаж по правилам поведения на воде. По показаниям самого подсудимого, он действительно увидел идущее навстречу судно на расстоянии примерно 2 км., это совпадает с показаниями капитана т/х ФИО10 и соответствует расчету движения лодки с учетом его скорости в 45 км/ч, прохождение расстояния, таким образом, составляет 2250 метров. При этом возможность расхождения с судном была самой вероятной на расстоянии 200-250м. от берега, что не оспаривается самим подсудимым, могли разойтись еще несколько лодок, но Махчагаров не двигался ближе к берегу, а шел навстречу судну. Также считает, что Махчгаров имел время и подать какие-либо сигналы судну, и если бы шел в стороне от судна, то любая отмашка судном была бы принята и было бы время для того, чтобы разъехаться. Но считает, что Махчагаров действовал с преступной халатностью, потому допустил столкновение лодки с судном. Имел на борту 3 пассажиров, в результате чего по неосторожности наступила смерть 2 женщин-потерпевших. Представитель считает, что Махчагаров, желая сэкономить, не был зарегистрирован и в качестве индивидуального предпринимателя, т.к. нужно было бы платить налоги.

Считает установленной и доказанной вину Махчагарова представленными следствием доказательствами и просит, согласно воле потерпевшего ФИО5, назначить наказание Махчагарову в виде реального лишения свободы с удовлетворением заявленных исковых требований по представленным суду документам.

Потерпевшей ФИО9 представлено письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с невозможностью участия в судебном заседании.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании показал, что с 2000 годаработает <данные изъяты>», судовладельцем которого является ОАО «ЛОРП», портом приписки является Речной порт «Олёкминск». Буксир «Нижняя Тунгуска» не является пассажирским судном, по итогам технического освидетельствования весной 2010 года буксир был признан годным к плаванию. Техническое состояние буксира на 11 сентября 2010 года было удовлетворительным, никаких повреждений и недостатков судно не имело. В состав экипажа судна «Нижняя Тунгуска» на 11 сентября 2010 года входили механик - второй помощник капитана ФИО11, рулевой моторист ФИО12, рулевой-моторист 3-й ФИО13, повар ФИО14 Старший помощник капитана Бекенёв В.В. и рулевой моторист 2-й ФИО15 отсутствовали на теплоходе, т.к. закупали продукты.

11 сентября 2010 года с 9 часов буксир «Нижняя Тунгуска» направился из города Олекминска на реку Олёкма для работы на устье реки Олёкма и в 11 часов вернулись в Речной порт Олёкминска. На рейде выше порта экипажем был установлен кран «Т-112» для разгрузки с баржи «МП-2587» песчано-гравийной смеси. И в 13 часов в соответствии с указанием диспетчера буксир «Нижняя Тунгуска» направился в затон «Селиваново», расположенный ниже города Олёкминска по реке Лена на расстоянии 5 км. для формирования состава из баржи «МП-2586» и плавкрана «Т-175». В 15 часов этого же дня буксир «Нижняя Тунгуска» прибыл к месту назначения, после чего экипаж привязал плавкран с левого борта к барже «МП-2586». Сам буксир встал позади баржи для толкания. В соответствии с указанием диспетчера ОАО «ЛОРП», находящегося в речном порту Олёкминск, данный состав должны были отбуксировать для погрузки песчано-гравийной смеси на 2210 км реки Лена в местность «Егерь». Потому в 16 часов буксир «Нижняя Тунгуска» поднял якорь и в составе с указанной баржей и плавкраном начали движение в направлении 2210 км. реки Лена. Двигались строго по судовому ходу со скоростью около 12 км/ч. Условия плавания были благоприятными: полный штиль, видимость отличная, погода солнечная.

11 сентября 2010 года до момента столкновения, т.е. 16 часов 30 минут, состав двигался по течению, а моторная лодка - против течения по судовому ходу. Моторную лодку «Прогресс-4», которая двигалась по судовому ходу навстречу увидел с рубки, в которой также находился 2-й помощник ФИО11, думали, что данная лодка свернет в последний момент с судового хода. Но моторная лодка «Прогресс-4» с людьми не свернула и врезалась в лицевую часть баржи, практически сразу погрузилась под неё. На барже ничего не перевозилось, поэтому нос возвышался над водой. Лодка на полном ходу влетела под баржу спереди. При этом данная лодка не подавала никаких звуковых либо световых сигналов. Данная лодка не пыталась выйти с ними на радиосвязь, также не было сигналов флагами-отмашками. В соответствии с правилами плавания, судно, двигающееся против течения должно первым выходить на радиосвязь с целью предотвращения столкновения. В результате столкновения моторная лодка, залетев под баржу, ушла под воду и уже не всплывала. При этом он увидел, что из-под правого борта баржи выплыли два человека. Это были мужичины, они кричали о помощи. Экипаж начал спасательные мероприятия - к плавкрану была привязана лодка на веслах и два крановщика ФИО16 и ФИО21, сразу же прыгнули в лодку и поплыли в сторону, где плавали эти мужчины, державшиеся за пустые пластиковые канистры. Одного из них затащили в лодку, второго затащить не смогли, он был тяжелым и у него была травма головы, поэтому его прямо в воде подтащили к буксиру. Оба были без спасательных жилетов. Также в воде выплыла женщина вниз головой, признаков жизни не подавала. На ней была надета синтепоновая куртка синего цвета с белыми полосками. Данная куртка вздулась, из-за чего женщина не тонула. Немного отъехав, при этом, когда он увидел приблизившуюся лодку, дал команду остановить лодку. Буксир «Нижняя Тунгуска» встал на якорь и развернул состав в обратном направлении. Молодой мужчина, который, практически не пострадал, сказал, что с ними были еще две женщины. У Махчагарова было опухшее лицо, вся голова была в крови. Буксир «Нижняя Тунгуска» доплыл до левого берега реки, где передали мужчин «скорой помощи».

Моторная лодка никакого маневра непосредственно перед ударом совершить не пыталась, она плыла прямо по судовому ходу навстречу барже. Женщину не поднимали на судно, так как она по течению уже отплыла, её попытались затащить на лодку, но не получилось. Тогда её зацепили и подтащили к берегу, где её уже осматривали работники скорой. На поверхность воды всплыли два весла, две канистры пластиковые и пластиковые бутылки. Никаких спасательных средств, жилетов или кругов не всплывало. Лодка была с открытым верхом.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании дал показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО10 и показал, что он работает <данные изъяты>. 11 сентября 2010 года в 16 часов буксир «Нижняя Тунгуска» в составе с баржей и плавкраном в направлении 2210 км реки Лена двигался строго по судовому ходу со скоростью около 12 км/ч., условия плавания были благоприятные. Где-то около 16 часов 30 минут он находился на палубе, чтобы закрыть подачу воды в прачечное помещение, поэтому момент столкновения не видел. В этот момент он услышал три продолжительных сигнала буксира, которые значат, что «человек за бортом». Находясь на палубе, он услышал крики о помощи. Позади кормы буксира проплывали два человека, которых быстро сносило течением. Оба были без спасательных жилетов. Вместе с ними выплыл, как ему показалось, какой-то мешок синего цвета. Он понял, что моторная лодка «Прогресс-4» столкнулась с их баржей, т.е. врезалась в лицевую часть баржи, ее не было видно, когда он побежал по палубе к носу, чтобы спустить якоря. Потом уже, находясь на берегу, он увидел, что это был не мешок, а женщина. Мужичины были живые и кричали, начали спасать людей - ФИО21 и второй крановщик с плавкрана сразу же прыгнули в лодку и на веслах поплыли в сторону мужчин. После этого состав встал на якорь и развернулся в обратном направлении. Видел, как двоих мужчин подняли на буксир. Один из мужчин, сказал, что с ними были еще две женщины. А второй мужчина находился в тяжелом состоянии, у него было опухшее лицо справа, вся голова была в крови, находился в шоковом состоянии, спрашивал: «Где лодка? Где мотор?». Буксир «Нижняя Тунгуска» доплыл до левого берега реки Лена, где передали пострадавших на «скорую помощь». При этом крановщики на лодке по течению догнали мешок и, зацепив, оттащили его к берегу, где стало ясно, что это труп женщины. На поверхность воды всплыло весло, две канистры пластиковые, пластиковые бутылки, был какой-то мелкий мусор. Никаких спасательных жилетов и кругов не всплывало.

Свидетель ФИО14 показала суду, что в тот день работала к <данные изъяты> Она находилась в камбузе и где-то в 16 часов 40 минут в камбуз зашел незнакомый ей человек в мокрой одежде. Она помогла ему раздеться и передала одеяло. Ещё одного незнакомого человека она увидела на палубе. Также на реке она видела женщину, которая плыла по течению вниз головой без признаков жизни.

Свидетель ФИО15 дал суду показания, что <данные изъяты>. 11 сентября 2010 года он на борту буксира отсутствовал, находился вместе с ФИО17 в городе Олёкминске, по заданию капитана закупали продукты питания. О столкновении 11 сентября 2010 года в 16 часов 30 минут моторной лодки «Прогресс-4» с баржей узнал только утром 12 сентября 2010 года со слов членов экипажа буксира.

Свидетель ФИО18 суду показала, что работает в качестве <данные изъяты> и 11 сентября 2010 года в дневное время она спала на плавкране «Т-175». Когда она проснулась, то узнала от членов экипажа плавкрана о столкновении баржи с моторной лодкой. Двое мужчин были спасены, а две женщины погибли.

Из оглашенных в суде по ходатайству государственного обвинителя и с согласия участников процесса и подсудимого, показаний свидетеля ФИО7 видно, что он на постоянной основе работает в <данные изъяты>». Данное общество занимается строительством энергетических объектов на Дальнем востоке и Крайнем Севере. Возглавляемый им сектор дирекции занимается техническим надзором за строительством ВЛ-220 кВ на участке «Сунтары-Олёкминск». Примерно в 2008 году общество заключило договор с ОАО «Якутскэнерго» на строительство ВЛ-220 кВ на участке «Сунтары-Олёкминск», в соответствии с которым «Якутскэнерго» является генеральным подрядчиком. В летний период времени 2010 года между ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания по строительству ВЛ-220 кВ Сунтары-Олёкминск в селе Сунтар» с одной стороны и Махчагаровым А.Н. с другой стороны был заключён договор на оказание услуг по перевозке работников данного общество на реке Лена в служебных целях на моторной лодке «Прогресс-4». Махчагаров А.Н. проживает в г.Олёкминске и имеет моторную лодку «Прогресс-4». 04 сентября 2010 года он прибыл из города Якутска в командировку в город Олёкминск с целью контроля за работами по строительству ВЛ-220 кВ «Сунтары-Олёкминск». ВЛ-220 кВ «Сунтары-Олёкминск» проходит по следующему маршруту: Сунтары - Олёкминск - Нефтеперегонная станция №14. Участок строительства, пролегающий через город Олёкминск, называется «отпайка на НПС №14» или ВЛ 220 кВ подстанция Олёкминск НПС №14. 11 сентября 2010 года около 11 часов он поехал из города Олёкминск с целью обследования участка между переходом реки Лена и реки Олёкма (междуречья), где проходит участок линии В Л 220 кВ. Вместе с ним поехали две женщины, которые работают в Республиканском центре технической инвентаризации. Одну звали Наталья, а вторую - Лидия. Ране он с ними знаком не был. Женщины ехали на тот же участок с целью технической инвентаризации участка В Л 220 кВ. На автомашине доехали до перехода линии ВЛ 220 кВ через реку Лена. Продолжением данного перехода линии через реку Лена является линией через междуречье, а далее - через реку Олёкма. На берегу ждала моторная лодка «Прогресс-4», в которой находился Махчагаров А.Н. Он и женщины на данной лодке переплыли на другой берег, то есть на участок линии междуречья, где занимались обследованием линии. Тем временем лодка с Махчагаровым А.Н. и ФИО26 обогнула район междуречья и подплыла к берегу с другой стороны, то есть уже со стороны реки Олёкма, где все вновь встретились около 15 часов 11 сентября 2010 года. После этого, переплыли на данной лодке на противоположный берег реки Олёкма. Женщины провели свою работу по инвентаризации. Около 16 часов 11 сентября 2010 года он, женщины, а также Махчагаров А.Н. сели в моторную лодку «Прогресс-4» и поехали в сторону города Олёкминска. Управлял лодкой Махчагаров А.Н. Добрались до устья реки Олёкма, после чего выехали на реку Лена и собирались добраться до г. Олёкминска, который расположен на другой стороне реки Лена. Во время движения он сидел на заднем сиденье моторной лодки. Он не всматривался вперёд по ходу движения лодки. Примерно через 10 минут после того, как отъехали от берега, произошло столкновение. При этом момент столкновения он не видел, так как опустил голову и смотрел вниз, так как у него болела голова. Видимость была отличная, солнечный день, ветра не было. После столкновения он оказался в воде возле бортов баржи, которая продолжала двигаться по течению по реке Лена. Увидел, что на воде плавает пластиковая канистра красного цвета на расстоянии около 20 метров. Он поплыл в сторону канистры и ухватился за неё. Баржу перед собой толкал буксир. Через 5-10 минут на вёслах подплыла лодка со стороны буксира. Он поплыл к лодке, в это время он увидел, что Махчагаров А.Н. самостоятельно подплыл к лодке. Махчагаров А.Н. находился в плохом состоянии: у него была разбита голова, лицо в крови. После этого они забрались на буксир, там его поместили в каюту и дали одеяло. В каюте он находился, пока не прибыли в г.Олёкминск. Когда они садились в моторную лодку, в ней было несколько жилетов, каких именно и сколько он не помнит. Других спасательных средств он не видел. Махчагаров А.Н. был одет в камуфляжный жилет. Является ли он спасательными жилетом, он не знает. Он никаких жилетов не надевал, женщины никаких жилетов также не надевали. Непосредственно перед столкновением лодки с баржей Махчагаров А.Н. и женщины ничего не сказали и не кричали. Перед тем отплытием Махчагаров А.Н. с ними никакого инструктажа не проводил, специально никаких спасательных средств не демонстрировал. Он никаких документов на лодку не видел ( том 1 л.д.238-241).

Из оглашенных по ходатайству государственного обвинителя и с согласия подсудимого, других участников процесса, показаний свидетеля ФИО11 видно, что его показания аналогичны показаниям свидетеля ФИО10 Кроме того, видно, что 11 сентября 2010 года в 16 часов 30 минут лодка «Прогресс-4» врезалась в лицевую часть баржи и практически погрузилась под неё. Баржа двигалась по течению, а моторная лодка двигалась против течения по судовому ходу. До момента столкновения он и капитан буксира ФИО10 увидели моторную лодку, которая двигалась к ним навстречу, но думали, что она свернёт в последний момент с судового хода. При этом лодка не подавала никаких звуковых либо световых сигналов. Эта лодка не пыталась выйти с ними на радиосвязь, также не было сигналов флагами-отмашками. Увидев лодку, решили, что лодка обязательно свернёт с судового хода. При этом, из-под правого борта баржи выплыли два человека. Всплыла также женщина вниз головой, признаков жизни не подавала. На ней была надета синтепоновая куртка синего цвета с белыми полосками. Куртка вздулась, из-за чего женщина не тонула. Двое мужчин держались за пластиковые канистры, каждый в отдельности. Мужичины были живые и кричали о помощи. Экипаж провел спасательные мероприятия, затем доплыли до левого берега реки и передали пострадавших медработникам. Моторная лодка никакого маневра непосредственно перед ударом совершить не пыталась. На поверхность воды всплыли две канистры, за которые держались мужчины с лодки, одна из них была белого цвета, а другая тёмного цвета, так же видел два весла (том 1 л.д.211-215).

Из оглашенных в суде по ходатайству государственного обвинителя и с согласия подсудимого, участников процесса, показаний свидетеля ФИО19 видно, что она работает <данные изъяты>. Данное общество занимается строительством высоковольтных линий ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14. 27 июля 2010 года между ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» и Махчагаровым А.Н. заключён договор на оказание услуг по предоставлению моторной лодки для организации выездов технического надзора на заречные участки трассы ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14. В соответствии с данным договором, на него были возложены обязанности по: предоставлению моторной лодки, прошедшей технический осмотр и обеспеченной необходимым средствами спасения; оказанию услуг моториста-лодочника, включающих в себя осуществление судовождения и содержание моторной лодки. 23 августа 2010 года между ОАО «ДВЭУК», выступившим в качестве заказчика, с одной стороны, и Государственным унитарным предприятием «Республиканский центр технической инвентаризации» (далее ГУП «РЦТИ»), выступившим в качестве исполнителя, с другой стороны, заключён договор №93 на выполнение работ по технической инвентаризации и государственной регистрации объектов строительства ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14 с 220/35/6 кВ Олёкминск, находящихся в Олёкминском и Сунтарском районах РС (Я). 11 сентября 2010 года на реке Лена (возле города Олёкминска) Махчагаров А.Н., управляя моторной лодкой «Прогресс-4», совершил столкновение с носовой частью баржи, которую толкал буксир «Нижняя Тунгуска». На момент столкновения в моторной лодке «Прогресс-4» находились ещё три лица помимо Махчагарова А.Н., а именно работник ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» ФИО7, работники ГУП «Республиканский центр технической инвентаризации» ФИО2 и ФИО1 Данные лица осуществляли технический надзор и инвентаризацию заречного участка трассы ВЛ 220 кВ Сунтар - Олёкминск - Нефтеперегонная станция №14. Он осуществлял их перевозку в соответствии с договором, указанным выше. В результате столкновения моторная лодка «Прогресс-4» затонула. Махчагаров А.Н. и ФИО7 были спасены экипажем буксира «Нижняя Тунгуска». В свою очередь, ФИО2 и Терентьева Н.В. погибли. Обстоятельства происшествия стали известны ей в связи с тем, что она входит в состав комиссии по расследованию данного инцидента ( том 1 л.д.194-197).

Свидетель ФИО16 в суде показал, что работает в <данные изъяты>. 11 сентября 2010 года в 16 часов 00 минут буксир «Нижняя Тунгуска» поднял якорь и в составе с баржей и плавкраном начал движение по течению реки Лена. 11 сентября 2010 года в 16 часов 30 минут с баржей, которую толкал перед собой буксир «Нижняя Тунгуска», столкнулась моторная лодка «Прогресс-4». Об этом сообщил по радиостанции капитан буксира «Н.Тунгуска». Кроме него на борту плавкрана находились механик-шкипер ФИО20, крановщик ФИО21 и повар ФИО18 Он увидел в воде двух мужчин, после чего совместно с ФИО20, воспользовавшись имеющейся лодкой, вытащили их из воды. Также ими был обнаружен на воде труп женщины, на котором не был надет спасательный жилет. После затопления лодки спасательные средства на поверхность воды не всплывали. Труп женщины на лодке перевезли на берег.

Из оглашенных показаний по ходатайству государственного обвинителя и с согласия других участников процесс, показаний свидетеля ФИО21 видно, что работает в качестве крановщика на плавкране «Т-175» с 2004 года. 11 сентября 2010 года в 16 часов 00 минут буксир «Нижняя Тунгуска» поднял якорь и в составе с баржей и плавкраном начал движение по течению реки Лена. 11 сентября 2010 года в 16 часов 30 минут с баржей, которую толкал перед собой буксир «Нижняя Тунгуска», столкнулась моторная лодка «Прогресс-4». Об этом сообщил по радиостанции капитан буксира «Н.Тунгуска». На борту буксира находились ФИО20 (механик-шкипер), ФИО16 (крановщик) и ФИО18 (повар). Он увидел в воде двух мужчин, после чего ФИО16 с ФИО20, воспользовавшись имеющейся лодкой, вытащили их из воды. Также ими был обнаружен на воде труп женщины, на котором не был надет спасательный жилет. После затопления лодки спасательные средства на поверхность воды не всплывали. Труп женщины на лодке перевезли на берег (т.1 л.д.178-181).

Допрошенный в суде по ходатайству стороны обвинения свидетель ФИО22 показал, что в 2010 году Махчагаров А.Н., как владелец мотолодки «Прогресс-4» технический осмотр не проходил. По требованиям Правил плавания по внутренним водам РФ и существующей практике, на территории Олекминского района ежегодно в начале летнего сезона, 1 июня, проводится техническое освидетельствование маломерного судна владельцев с личным осмотром транспорта. В течение лета 2010 года госинпекторами Олекминского ГИМС дважды Махчагарову было предложено пройти тех/осмотр, поскольку было известно, что он без осмотра эксплуатирует ее и занимается перевозкой людей, именно в районе устья реки Олекма и потому им было дано поручение инспекторам, задержать его при перевозке. По представленной справке ГИМС г.Покровска пояснил, что даже, если инспектора проверяли Махчагарова, в справке не указано, что Махчагаров при этом имел технический талон о прохождении техосмотра в 2010 году, который стал выдаваться в связи с происшедшими изменениями с февраля 2010 года. Также представленная квитанция об оплате 60 рублей Махчагаровым, не подтверждает факт прохождения и допуска к эксплуатации мотолодки, поскольку в квитанции указано, что оплачено за выдачу техталона. Ему не было известно, что работник ГИМС ФИО8 проставила штамп в судовом билете Махчагарова о прохождении им техосмотра, поскольку это запрещено законом. В Олекминском ГИМС имеется 2 штампа, где указано о прохождении техосмотра, 1 у него и 2й у госинпекторов, которых еще двое в районе. ФИО8 не является государственным инспектором, потому не имела права ставить такие штампы.

Вина подсудимого Магчахарова А.Н. подтверждается исследованными в суде доказательствами, из которых видно, что согласно протоколу осмотра места происшествия от 11 сентября 2010 года зафиксирован факт осмотра участка берега реки Лена, распложенного возле местности Сосновка. На данном участке берега на расстоянии 1 м от реки на берегу обнаружен труп женщины. Труп лежит на камнях, на спине, в отверстиях носа и возле рта пена белого цвета. В протоколе указано, что на трупе имеется одежда, описана эта одежда и указаны обнаруженные при трупе вещи : куртка чёрного цвета с оранжевыми вставками с надписью «Сургутнефтегаз». Под этой курткой имеется ещё одна куртка из синтетической ткани чёрного цвета с замком «молния», застёгнутая на 4 кнопки. В левом нагрудном кармане обнаружен сотовый телефон «SonyEricsson» белого цвета. Кроме того, обнаружен паспорт на имя ФИО1, <данные изъяты> В паспорт вложены страховое свидетельство, полис обязательного медицинского страхования на имя ФИО1, свидетельство о рождении на имя ФИО4, счёт № от ДД.ММ.ГГГГ формы № из <данные изъяты> на имя ФИО1, две квитанции <данные изъяты>. Также в кармане обнаружен чехол для сотового телефона «SonyEricsson» красного цвета, в котором обнаружены банкноты Банка России: 20 штук достоинством 500 рублей, 3 штуки достоинством 1000 рублей, 1 монета достоинством 10 рублей.

Кроме курток на трупе надето 2 вязаных кофты, майка, спортивные брюки тёмно-синего цвета с чёрным шнурком на поясе, трикотажные брюки с жёлтыми вставками по бокам, колготки, плавки. На ногах имеются резиновые сапоги синего цвета. При осмотре трупа телесных повреждений не обнаружено. На 4 пальце правой кисти обнаружено кольцо из металла жёлтого цвета, на левой кисти на 3, 4 пальцах обнаружено 2 кольца из металла жёлтого цвета. На шее имеется 2 цепочки и з металла жёлтого цвета, на одной из которых имеется подвеска с изображением знака зодиака. С места происшествия изъяты паспорт, страховое свидетельство, полис обязательного медицинского страхования, свидетельство о рождении, счёт из гостиницы, 2 квитанции Сбербанка, сотовый телефон «SonyEricsson», чехол для телефона, 20 банкнот по 500 рублей, 3 банкноты по 1000 рублей, 1 монета по 10 рублей, 2 цепочки из металла жёлтого цвета, 3 кольца из металла жёлтого цвета.(т.1 л.д. 17-25)

Данные предметы и одежда изъяты, осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств: куртка чёрного цвета, трикотажные брюки чёрного цвета, плавки, свитер вязаный, шерстяные трикотажные брюки, спортивные брюки из синтетической ткани, майка-безрукавка, шерстяной свитер серого цвета, куртка чёрного цвета с надписью «Сургутнефтегаз» (т.1 л.д.249-253)

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы №106 от 5 декабря 2010 года причиной смерти ФИО1 явилось утопление в воде. Данный вывод подтверждается наличием мелкопузырчатой пены у полости рта, в отверстиях носа, наличием общеасфиксических признаков в виде пятнистых красных подплевральных кровоизлияний, выраженного отёка легких, наличием жидкости в плевральной полости, полнокровия внутренних органов, жидкого состояния крови. Каких-либо телесных повреждений ФИО1 не получила. Признаков смерти от переохлаждения организма или от действия высокой температуры не выявлено. (т.2 л.д.135-137).

Из информации, приобщенной к уголовному делу видно, что труп ФИО2 на территории Олёкминского, Булунского, Усть-Алданского, Жиганского и Мегино-Кангаласского районов РС (Я)не обнаруживался, что подтверждаетсяписьмами ОВД по Олёкминскому, Булунскому, Усть-Алданскому, Жиганскому и Мегино-Кангаласскому районам РС (Я) и по городу Якутску, а также письмом ГИМС МЧС РФ по РС (Я). Трупы неопознанных женщин также не обнаруживались, поисковые мероприятия в месте столкновения судов результатов не дали (т.1 л.д. 246-248, 255, 257, 259, 261,263).

Как видно из заключениясудебно-медицинской экспертизы №526 от 7 декабря 2010 годаМахчагаров А.Н. получил повреждения мягких тканей в виде рвано-скальпированной раны левой лобной области, рваной раны слизистой нижней губы, ссадины и кровоподтёка лица, которые квалифицируются как лёгкий вред здоровью; повреждения вещества головного мозга в виде ушиба средней тяжести; ушиб грудной клетки, которые квалифицируются как вред здоровью средней тяжести. (т.2 л.д. 125-127).

Протоколом осмотра места происшествия от 15 сентября 2010 года зафиксирован факт осмотра буксира «Нижняя Тунгуска». В ходе осмотра представлены судовые документы, а именно: свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство, акт ежегодного освидетельствования судна, свидетельство о праве плавания под флагом РФ, свидетельство о праве собственности на судно на судно, лицензия на перевозку грузов, судовой журнал. Буксир повреждений не имеет (т.1 л.д.95-115).

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 15 сентября 2010 года осмотрен участок реки Лена - место столкновения моторной лодки «Прогресс-4» с носовой частью баржи «МП-2586». Установлено, что местом столкновения является 2246 км реки Лена от её устья в 3 км от захода в устье реки Олёкма в непосредственной близости от белого буя, ограждающего кромку судового хода. Глубина реки в этом месте составляет 4,90 м. Столкновение произошло в границах главного судового хода. При этом капитан буксира «Нижняя Тунгуска» пояснил, что моторная лодка «Прогресс-4» продвигалась по оси судового хода от устья реки Олёкма вверх по течению основного русла реки Лена в пределах её главного судового хода. В свою очередь, баржа «МП-2586», толкаемая буксиром «Нижняя Тунгуска», двигалась вниз по течению основного русла реки Лена в пределах главного судового хода. В ходе осмотра использовалась лоцманская карта реки Лена, откорректированная на навигацию 2010 года. С места изъята копия карты (т.1 л.д.117-123).

16 сентября 2010 года осмотрен плавкран «Т-175», баржа «МП-2587», о чём составлен протокол осмотра места происшествия. В ходе осмотра повреждений на плавкране не обнаружено. К плавкрану привязана лодка «Обь» без мотора с вёслами серого цвета. Присутствующие при осмотре ФИО16 и ФИО21 пояснили, что на этой лодке они спасли двоих мужчин и вытащили на берег труп женщины 11 сентября 2010 года (т.1 л.д.125-136).

Протоколом осмотра места происшествия от 16 сентября 2010 года зафиксирован факт осмотра баржи МП-2586. Осмотром установлено, что баржа не имеет повреждений. Носовая часть баржи имеет скошенную форму. Каких-либо следов и повреждений на носовой части баржи не обнаружено (т.1 л.д.164-177).

В соответствии с заключением судоводительской судебной экспертизы от 6 декабря 2010 года моторная лодка «Прогресс-4» является прогулочным маломерным судном, что подтверждается судовым билетом маломерного судна № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное судно имеет регистрационный № №. Моторная лодка «Прогресс-4» зарегистрирована 23 июня 2008 года в Олёкминском инспекторском участке ГИМС МЧС РФ по РС (Я) старшим государственным инспектором ФИО22 Судовладельцем моторной лодки «Прогресс-4» является Махчагаров Аркадий Николаевич. В 2010 году моторная лодка «Прогресс-4» ежегодное техническое освидетельствование на годность к плаванию на навигацию 2010 года не проходило. Тем самым, в навигацию 2010 года никто не имел право использовать данную моторную лодку на внутренних водных путях. Махчагаров А.Н. имеет удостоверение на право управление маломерным судном (№), выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом государственной регистрационно-экзаменационной работы Центрального отделения Центра ГИМС МЧС РФ по РС(Я). Данное удостоверение предоставляет право Махчагарову А.Н. управлять маломерным судном. Выдача лицензии на право перевозки внутренним водным транспортом судовладельцу либо судоводителю маломерного судна не возможна. Махчагарову А.Н. лицензия на право перевозки внутренним водным транспортом пассажиров в навигацию 2010 года не выдавалась. Махчагаров А.Н. нарушил следующие требования, предъявляемые к судовождению и судоходству в результате которых маломерное судно столкнулось 11 сентября 2010 года с носовой частью баржи «МП-2586», толкаемой судном «Нижняя Тунгуска». В нарушение п.п. 15, 23, 145, 148 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных приказом Минтрансом РФ от 14 октября 2002 года №129: Махчагаров А.Н. не предпринял мер предосторожности с целью предотвращения опасности для человеческой жизни, повреждения судов; не вёл постоянное надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, наблюдение с помощью технических средств; не следовал за пределами судового хода; затруднил движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу; заблаговременно не ушёл с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами; не пересёк судовой ход под углом, близким к прямому и в возможно короткий срок за кормой проходящих судов. В нарушение п.п. «а,т,п» п.8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года №502: не обеспечил безопасность плавания, а также безопасность пассажиров в пути следования, управляя маломерным судном не прошедшем техническое освидетельствование; вышел на судовой ход. Вышеперечисленные нарушения, допущенные Махчагаровым А.Н., явились причиной, по которой моторная лодка «Прогресс-4», являясь маломерным судном, двигаясь в пределах судового хода вверх по реке (против течения), столкнулась с носовой частью баржи «МП-2586», толкаемой судном «Нижняя Тунгуска» вниз по реке (по течению). Навигационная обстановка на участке реки Лена в месте столкновения указанных судов надлежащим образом оборудована навигационно-береговыми и плавучими знаками, обеспечивающими безопасность судоходства. Гарантированные минимальные глубины, как в пределах главного судового хода реки Лена, так и на участках реки, расположенных за пределами главного судового хода, позволяют безопасно использовать маломерные судна в любой части реки в пределах её русла. Оснований для движения в десяти метрах от правой кромки по ходу движения маломерного судна у Махчагарова А.Н. не имелись. На борту маломерного судна должны иметься в наличии: спасательные жилеты на каждое лицо, находящееся на судне; один спасательный круг. При этом, спасательные жилеты должны быть надеты. (т.2 л.д.148-153).

Как видно из сообщения заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора ФИО24 от 10 ноября 2008 года в адрес Правительства Республики Саха (Якутия) даны разъяснения о том, что владелец маломерного судна не может получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров или грузов внутренним водным транспортом, поскольку положение, регламентирующее порядок получения такой лицензии, на него не распространяется. Порядок получения судовладельцами маломерных судов данной лицензии не установлен (т.2 л.д.155-158).

В соответствии с данными судового журнала буксира «Нижняя Тунгуска» за 11 сентября 2010 года в 16 часов 30 минут на 2246 км реки Лена произошло столкновение моторной лодки «Прогресс-4» с носовой частью баржи «МП-2586», толкаемой буксиром «Нижняя Тунгуска». Спасено два человека. Одна пострадавшая женщина с помощью лодки перенесена на берег. Буксир также причалил к берегу, (т.1 л.д.101-103). В вахтенный журнал плавкрана «Т-175»11 сентября 2010 года внесена запись «с 16 часов 30 минут до 20 часов 00 минут: остановка в связи со спасением утопающих». (т.1 л.д.155-157).

В материалах уголовного дела имеется копия договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между ОАО «ДВЭУК», выступившим в качестве заказчика, с одной стороны, и Государственным унитарным предприятием «Республиканский центр технической инвентаризации» (далее ГУП «РЦТИ»), выступившим в качестве исполнителя, с другой стороны, на выполнение работ по технической инвентаризации и государственной регистрации объектов строительства ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14 с ПС 220/35/6 кВ Олёкминск, находящихся в Олёкминском и Сунтарском районах Республики Саха (Якутия). (т.2 л.д.26-42).

Работники Ленского филиала ГУП «РЦТИ» ФИО2 и ФИО1 командированы в город Олёкминск для выполнения работ по технической инвентаризации объекта строительства ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14 с ПС 220/35/6 кВ Олёкминск, о чём имеется копия приказа ГУП «РЦТИ». (т.2 л.д.4).

Всоответствии с регистрационной карточкой-заявлением судовладельца Махчагарова А.Н. 23 июня 2008 года Олёкминским инспекторским участком Государственной инспекции по маломерным судам Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республики Саха (Якутия) (далее ГИМС МЧС РФ по РС(Я)) произведена регистрация прогулочного маломерного судна в виде моторной лодки «Прогресс-4» (№ Р1362ЯМ), судовладельцем которой является Махчагаров А.Н. (т.1 л.д.58, т.2 л.д.65).

Имеется судовой билет <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГГГ Олёкминским инспекторским участком Центра ГИМС МЧС РФ по РС (Я), на маломерное судно <данные изъяты>), принадлежащее Махчагарову А.Н. (т.1 л.д.54). ДД.ММ.ГГГГ отделом государственной регистрационно-экзаменационной работы Центрального отделения Центра ГИМС МЧС РФ по РС (Я) Махчагарову А.Н. выдано удостоверение на право управление маломерным судномАВ №. (т.1 л.д.54).

Моторная лодка «Прогресс-4», принадлежащая Махчагарову А.Н, техническое освидетельствование в навигацию 2010 года не проходила, о чём свидетельствуют сообщения Олёкминского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС РФ по РС (Я) от 16 сентября 2010 года и 9 декабря 2010 года.(т.1 л.д.92, т.2 л.д.64).

ДД.ММ.ГГГГ Махчагаров А.Н. и ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (далее ОАО «ДЭУК») в лице 1-го заместителя генерального директора ФИО25 заключили договор на оказание услуг по предоставлению моторной лодки для организации выездов технического надзора на заречные участки трассы ВЛ 220 кВ Сунтар-Олёкминск-НПС №14. В соответствии с данным договором на Махчагарова А.Н. возложены обязанности по: предоставлению моторной лодки, прошедшей технический осмотр и обеспеченной необходимым средствами спасения; оказанию услуг моториста-лодочника, включающих в себя осуществление судовождения и содержание моторной лодки. Договором предусмотрено, что стоимость данных услуг составляет 625 рублей 25 копеек за один час использования моторной лодки, (т.1 л.д.62-65).

В соответствии с платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на счёт № в филиале ОСБ № Якутского отделения, принадлежащий Махчагарову А.Н., ОАО «ДЭУК» перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей за оказанные услуги по предоставлению моторной лодки за август 2010 года, (т.1 л.д.61, т.2 л.д.229). Об этом имеется отметка в сберегательной книжке на имя Махчагарова А.Н.(т.2 л.д.208-209).

Таким образом, на основании исследованных в судебном следствии доказательств, суд находит вину подсудимого Махчагарова А.Н. в совершении преступления доказанной полностью.

Так, подсудимый Махчагаров А.Н. оказывал услуги по перевозке пассажиров, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а именно: использовал моторную лодку «Прогресс-4» с мотором «YAMAHA 40» без технического освидетельствования, лодка не была оборудована необходимыми средствами спасения - спасательными жилетами, спасательными кругами. В нарушение Правил плавания по внутренним водным путям РФ Махчагаров А.Н. следовал в пределах судового хода, не вёл постоянное надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, затруднил движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу; заблаговременно не ушёл с их пути. Допущенные Махчагаровым А.Н. нарушения, явились причиной столкновения принадлежащей и управляемой им мотолодкой «Прогресс-4», которое является маломерным судном, с носовой частью баржи «МП-2586», толкаемой судном «Нижняя Тунгуска», что привело по неосторожности к смерти двух человек - потерпевши ФИО2 и ФИО1 правилельный круг)вспасенияоторной лодки. омл.д.. ..зуется положительно, как. ...

Действия Махчагарова А.Н. суд квалифицирует по ст.238 ч.3 УК РФ как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух лиц.

Возмездное оказание услуг подсудимым Махчагаровым А.Н. нашло в суде подтверждение его признательными показаниями, наличием договора об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ между ним и юридическим лицом, связанным с перевозкой пассажиров, где подсудимый лично обязался обеспечить безопасность жизни и здоровья перевозимых им пассажиров. Однако в силу своей халатной самонадеянности, нарушая Правила плавания во внутренним водным путям РФ, Махчагаров не обеспечил безопасность жизни и здоровья пассажиров лодки и допустил столкновение с судном, двигавшимся ему навстречу, в результате чего пассажиры ФИО7, а также потерпевшие ФИО2 и ФИО1, оказавшиеся в воде, потерпевшие утонули, т.е. наступила смерть двух лиц.

По смыслу закона возмездное оказание услуг регламентировано наряду с Законом о защите прав потребителей РФ, гражданско-правовыми договорами, в частности - договором об оказании услуг между Махчагаровым и организацией «ДВЭУК». Факт возмездного оказания услуг, подтвержден представленным договором и платежным поручением о получении подсудимым Махчагаровым денежных сумм от данной организации. Имеется причинная связь между оказанными услугами Махчагаровым на лодке, приведшими к столкновению с судном и наступившими последствиями.

Доказательства и доводы защиты - справку ГИМС г.Покровска, представленные фотографии, сертификат, суд не может признать как обоснованные и подтверждающие доводы подсудимого Махчагарова о том, что при данной перевозке пассажиров, им были выполнены требования Правил плавания по водным путям РФ, поскольку на выплывшем после столкновения пассажире лодки ФИО7, не был одет спасательный жилет, им даны показания об их отсутствии во время указанной поездки, на трупе потерпевшей ФИО1 также отсутствовал спасательный жилет, не были найдены жилеты и при поисковых мероприятиях по трупу ФИО2. Подтверждение о наличии вообще спасательных жилетов в лодке Махчагарова ранее, не может служить доказательством того, что им были соблюдены все требования при перевозке пассажиров. Махчагаров, находясь за управлением мотолодки, также не принял меры, чтобы не сближаться с идущим навстречу транспортным средством, идущими вниз по течению, при сближении не дал сигналов о расхождении с судном. Потому данные нарушения и повлекли столкновение лодки, которое явилось неизбежным в результате указанных нарушений, допущенных Махчагаровым до сближения с судном.

Показания свидетелей защиты ФИО26 и ФИО27 том, что в лодке Махчагарова всегда было много спасательных жилетов, ездили вместе с ним и одевали эти жилеты, суд также оценивает критически, как показания близких знакомых подсудимого, желающих смягчить его ответственность и не нашедших подтверждения другими доказательствами. Свидетель ФИО28 показал, что вместе с Махчагаровым искали долго труп утонувшей женщины, лодку с мотором либо надеялись найти какие-нибудь вещи, но ничего не нашли. Искали далеко вниз по течению, до самой шуги, т.е. до октября месяца, Махчагаров начал поиски с ним сразу, как выписался из больницы после случившегося.

С места работы и жительства подсудимый Махчагаров А.Н. характеризуется положительно. На учёте у врача нарколога и врача психиатра не состоит. Представлены медицинские документы, подтверждающие состояние его здоровья до и после получен травмы, фотографии об установлении памятника утонувшим женщинам.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому Махчагарову А.Н., суд признаёт полное признание вины, раскаяние в содеянном, наличие инвалидности 3-й группы.

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усмотрел.

С учётом личности подсудимого Махчагарова А.Н., всех обстоятельств дела, признавая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, суд считает возможным, назначение наказания с применением положений ст.73 УК РФ и возложением обязанностей. В течение испытательного срока, подсудимый должен своим поведением доказать исправление без изоляции от общества. Оснований для назначения реального наказания в виде лишения свободы Махчагарову, суд не установил.

По требованиям согласно представленному исковому заявлению потерпевшего ФИО5 с документами о произведенных расходах на сумму 59808 рублей и компенсации морального вреда в сумме 500000 рублей, суд, учитывая материальное положение подсудимого, а также с учетом разумности и справедливости за причиненный моральный вред, связанный с потерей потерпевшим ФИО5 близкого человека - матери ФИО2, считает возможным удовлетворить исковые требования согласно ст.ст.151, 1099-1100, 1064 ГК РФ - по расходам в полном объеме и по возмещению морального вреда путем взыскания с подсудимого суммы в размере 300000 рублей.

Вещественные доказательства - куртка чёрного цвета, трикотажные брюки чёрного цвета, плавки, свитер вязаный, шерстяные трикотажные брюки, спортивные брюки из синтетической ткани, майка-безрукавка, шерстяной свитер серого цвета, куртка чёрного цвета с надписью «Сургутнефтегаз» - подлежат уничтожению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 304, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Признать МАХЧАГАРОВА А.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.238 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 5 ( пять ) лет.

На основании ст.73 УК РФ данное наказание МАХЧАГАРОВУ А.Н. назначить условно с испытательным сроком в 3 ( три ) года.

Обязать условно осужденного Махчагарова А.Н. являться на отметки в уголовно-исполнительную инспекцию №20 Олекминского района в порядке, определенном инспекцией.

Меру пресечения МАХЧАГАРОВУ А.Н. подписку о невыезде и надлежащем поведении, оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Удовлетворить исковое заявление потерпевшего, гражданского истца ФИО5 и взыскать с осужденного, гражданского ответчика Махчагарова А.Н. сумму причиненного материального ущерба, связанного с расходами потерпевшего по данному уголовному делу в сумме <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. Всего взыскать с Махчагарова А.Н. общую сумму <данные изъяты> в пользу потерпевшего, гражданского истца ФИО5.

По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства: куртку чёрного цвета, трикотажные брюки чёрного цвета, плавки, свитер вязаный, шерстяные трикотажные брюки, спортивные брюки из синтетической ткани, майку-безрукавку, шерстяной свитер серого цвета, куртку чёрного цвета с надписью «Сургутнефтегаз» уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РС (Якутия) в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также об участии защитника, в том числе, бесплатно.

Председательствующий: п./п.

Копия верна:

Председатель Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия): З.В. Карнаухова