Дело № 2- 344 - 2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Олекминск 15 сентября 2011 года Олекминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе: председательствующего судьи: Кутугутовой Р.А., при секретаре: Хотько А.А., с участием помощника прокурора Олекминского района советника юстиции Антипиной В.А., представителя ответчика МУ - администрация МР «Олекминский район» РС (Я) Бояркиной К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Олекминского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель Олекминского района Республики Саха ( Якутия ) по непринятию мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о возложении обязанности на МУ - администрация МР «Олекминский район» по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о возложении обязанности на МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л : Прокурор Олекминского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель Олекминского района Республики Саха ( Якутия ) по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о возложении обязанности на МУ администрация МР «Олекминский район» предусмотреть в бюджете 2012 года денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель села Абага, о возложении обязанности на МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель при поступлении денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности незамедлительно принять меры по устранению требований пожарной безопасности. В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Антипина В.А. поддержала заявление в полном объеме. При этом добавила, что при проверке соблюдения Правил пожарной безопасности в указанных дошкольных учреждениях, ранее неоднократно органами Пожарного надзора предъявлялись требования об устранении этих нарушений, было доведено до сведения ответчиков, выданы для исполнения предписания с указанием конкретных сроков. Однако до сегодняшнего дня, указанные объекты - детские дошкольные учреждения, где ежедневно находится большое количество малолетних детей, продолжают эксплуатироваться с нарушениями Правил пожарной безопасности. Данное состояние дошкольных учреждений создает реальную угрозу для жизни и здоровья детей при наступлении чрезвычайных ситуаций. В Олекминском районе действует «Программа мероприятий по обеспечению пожарной безопасности учреждений социальной сферы Олекминского района на 2007-2011 годы», принятая Решением районного Совета МР «Олекминский район» от 05.06.1997 года. Потому до 2011 года из средств местного бюджета, а также из Республиканского бюджета ежегодно выделялись денежные средства для обеспечения противопожарной безопасности в Муниципальных дошкольных учреждениях Олекминского района. Однако в 2011 году на финансирование указанных мероприятий в бюджете Олекминского района такие средства не были предусмотрены. По сведениям и, как видно из представленных документов, для МУ «Управление образования Олекминского района», финансирование ответчиком - МУ - администрация МР «Олекминский район» в 2010 году при формировании бюджета на 2011 год, вообще не предусмотрело такие финансовые средства. До 2010 года такое финансирование местным бюджетом ответчиком осуществлялось. В 2011 году из Республиканского бюджета на финансирование мероприятий по противопожарной безопасности было выделено 5 миллионов рублей, которых не хватило для устранения всех выявленных нарушений требований Правил пожарной безопасности. Из выделенных Республикой 5 миллионов рублей - на установку указанных водоемов была распределена сумма более 2 миллионов рублей только на 5 дошкольных учреждений района. Потому 19 учреждений остались не обеспеченными финансами, в том числе из местного бюджета вообще не было выделено средств на указанные мероприятия. Просит удовлетворить заявление в полном объеме. Ответчик - представитель МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель - о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. На судебное заседание представитель ответчика не явился, в своем заявлении просит иск прокурора рассмотреть в его отсутствие. Поэтому в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ с согласия сторон судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика. В своем отзыве на исковое заявление директор МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель Печетова М.П. с исковым заявлением прокурора Олекминского района PC (Я) от 30.08.2011г. № 7-06-11 согласна. Представитель ответчика МУ - администрация МР «Олекминский район» РС (Я) Бояркина К.О. в суде исковые требования не признала и пояснила, что прокурором Олекминского района предъявлено исковое заявление в адрес муниципального учреждения - администрация муниципального района «Олекминский район» РС(Я) о признании бездействия администрации муниципального района «Олекминский район» РС(Я) по непринятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель незаконным, о возложении обязанности предусмотреть в местном бюджете 2012 года денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности в. Указанные требования считает не обоснованными. На основании Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение пожарной безопасности не входит в вопросы местного значения муниципального района. На основании статей 14, 16 данного Закона обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к вопросам местного значения поселений и городских округов. Согласно договору между муниципальным районам «Олекминский район» РС(Я) и муниципальным учреждением «Управление образования Олекминского района»РС(Я) о разграничении функций и полномочий в области дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования от 01 октября 2009 года перед предоставлением бюджетной сметы в Управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Олекминскому улусу Республики Саха (Якутия) муниципальные учреждения предоставляют предварительную смету в муниципальное учреждение-Управление образования Олекминского района. По разделу 0700 «Образование» в местный бюджет заложено 837.301.300 рублей из них по подразделу 0702 «Общее образование» 639.399.100 (шестьсот тридцать девять миллионов триста девяносто девять тысяч сто) рублей, «дошкольное образование» 155.102.200 рублей. На основании письма руководителя Управления Министерства финансов PC (Я) при рассмотрении утверждения бюджета муниципального района «Олекминский район» РС(Я) на 2011 год определился недостаток средств местного бюджета по местным полномочиям в размере 281.381.100 рублей. Расходы бюджета на 2011 год по местным полномочиям приняты в объеме 567.700,1 тыс.рублей, в том числе обеспеченность фонда оплаты труда составила 100%, расходы на коммунальные услуги- 98,4%. Обеспеченность остальных расходов составила 37, 8% от потребности 2011 года. Также у муниципального района «Олекминский район» существует долговое обязательство (бюджетные кредиты из средств государственного бюджета) на возвратной основе на сумму 23.718.010 рублей. Финансирование МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель смете осуществляется в полном объеме. Согласно статье 43 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность. Кроме того, согласно статье 41 данного Закона муниципальные образовательные учреждения вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг. Тем самым администрация муниципального района как учредитель осуществляет формирование бюджета в части расходов на образование, соответствующих фондов развития образования, осуществление финансирование образовательных учреждений по представленной бюджетной смете, а финансово-хозяйственную деятельность МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель осуществляет самостоятельно. Кроме того, как видно из представленного Решения главы от 3 ноября 29010г. по итогам реализации муниципальных Программ за 2010 год, было установлено - координаторам муниципальных целевых Программ в срок до 8 ноября 2010г., представить в администрацию района Управление экономического развития заявки на финансирование курируемых программ на 2011 год. Представила копию выписки из разносной книги Администрации, из которой видно, что указанное решение было передано в Управление образования только 10 ноября 2010г. Считает, что координаторы Программы по Управлению образования не представили к указанному сроку свои заявки на 2011 год и потому в бюджете МР не были заложены средства на финансирование указанных мероприятий. Свидетель ФИО4, инженер по техники безопасности МУ «Улусное управления образования Олекминского района», в суде пояснил, что по требованию МЧС окружность пожарного водоема должна быть 200 метров, если его нет, то должен быть естественный водоем в зимний и летний периоды, подходы, которые подготовлены для подхода пожарной машины. В зимнее время они должны постоянно утепляться и подогреваться, для этого должен быть человек, который будет за этим следить, постоянно подтапливать, чтобы машина смогла подъехать и можно будет закачать с естественного водоема. Все это зависит от финансовых ресурсов и в связи с этим работы никак не идут. Данная емкость по сметным проектам составляет миллион с лишним. Это строительство 50 кубовой емкости и к ним затраты на электричество, на поддержание тепла. На это все уйдет миллион с лишним и котельные не смогут отапливать из-за малой мощности. Тем более все котельные переданы уже другой организации «Теплоснаб». С ними тоже нужно согласовывать или переконструировать или заново строить котельные, но это тоже проблемно. В данное время у них находится 16 детских садов, не имеющих пожарных емкостей, на это потребуется 16 миллионов и сразу же их тоже не построить. В год они могут построить 2 или 3 емкости. По образовательным школам осталось 14 школ, которые тоже должны по нормативам построить 50 кубовую емкость. Тут тоже очень много трений возникает по реконструкции котельной. В этом году они построили котельную во 2-Нерюктяйинске, а вторая котельная не доделана. В Дабане должны достроить котельную детского сада и школы, в общем два объекта. В ходе судебного разбирательства свидетель ФИО1 показала, что из местного бюджета денег им не выделяют. Поэтому они всегда опираются на свою программу из Республиканского бюджета. В этом году пришло на противопожарные мероприятия 5 миллионов рублей, из которых 2 миллиона 346 тысяч рублей распределены 4 учреждениям, где должны быть построены наружные водоемы. Кяччи и 2- Нерюктяйинск выиграли по аукциону, Дабан и Мача находятся под вопросом. Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор Олекминсокого района по пожарному надзору ФИО3 в ходе судебного заседания показал, что действительно в данном дошкольном учреждении отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения. Изучив представленные доказательства, суд нашел установленным следующее: В силу статьи 37 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Частью 1 статьи 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с Программой по обеспечению пожарной безопасности учреждений социальной сферы Олекминского района на 2007-2011 гг., утвержденной Решением районного Совета МР от 05.06.2007 №2, МУ «Управление образования Олекминского района» разработан план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности МУ «Управление образования Олекминского района». Исполнителями программы выступают образовательные учреждения района. Согласно сведениям МУ «Управление образования Олёкминского района» РС (Я) финансирование мероприятий по противопожарной безопасности в 2011 году было произведено на сумму 5.000.000 руб. из республиканского бюджета, на мероприятия по антитеррористической защищенности - 1.727 тыс.руб., на оборудование медицинских кабинетов - 532 тыс.руб., на текущий и капитальный ремонт - 21.292.295 тыс.руб. Денежные средства на школы и дошкольные образовательные учреждения были распределены следующим образом: на противопожарную безопасность в общей сумме 4.707.200 руб. - между 17 дошкольными образовательными учреждениями и 18 общеобразовательными учреждениями, произведена оплата выполненных работ на сумму 962.797 руб. В МБОУ «Абагинская НОШ-сад», МБОУ «Мальжегарская НОШ-сад», МБОУ «Киндигирская ООШ», МБОУ «Бясь-Кюельская НОШ-сад», филиале МБОУ «Саныяхтахская СОШ» - НШ с.Малыкан, МБОУ «Мархинская НОШ-сад», филиале МБОУ «Дельгейская СОШ» - НШ с.Иннях, МБОУ «Троицкая НОШ-сад», МБДОУ д/с «Солнышко», МДОУ д/с «Родничок», МБДОУ д/с «Кыталык», МБДОУ д/с «Кэнчээри», МБДОУ д/с «Кэскил», МБДОУ д/с «Кырачаан», МБДОУ д/с «Лесовичок», МБДОУ д/с «Колосок», МБДОУ д/с «Колокольчик», МБДОУ д/с «Табачан», МБДОУ д/с «Зоренька» в 2011 году финансирование не предусмотрено, так как средств, выделенных из республиканского и муниципального бюджетов недостаточно. При этом во всех указанных образовательных учреждениях согласно данным ОНД по Олекминскому району ГУ МЧС РФ по РС (Я) необходимо установление источника наружного противопожарного водоснабжения. В соответствии с приказом Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Олекминскому улусу Республики Саха (Якутия) от 11.01.2010 года №1 «О Порядке составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год и плановый период и внесения изменений в нее» финансирование муниципальных учреждений происходит за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Саха (Якутия), местного бюджета на основании бюджетной сметы представленной муниципальным учреждением. На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003г №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бюджет муниципального района «Олекминский район» РС (Я) утверждается решением районного Совета. Ответчиком МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель допущены и в настоящее время ответчик продолжает допускать нарушения требований федерального закона ( ППБ-01-03, СНиП 2.07.01-89*, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности ), что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в результате уклонения МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель от создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, содержания зданий муниципального образовательного учреждения в надлежащем состоянии, в том числе в части принятия мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - обучающихся МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель наобщедоступное образование. Неустранение нарушений пожарной безопасности ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете ответчика, не является уважительной причиной нарушения ответчиками требований федерального законодательства, поскольку в соответствии с п.10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Кроме того, согласно ППБ руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Неисполнение ответчиком МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель требований пожарной безопасности и невыполнение законных предписаний должностных лиц пожарной охраны создает угрозу нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к вопросам местного значения поселений и городских округов. Согласно договору между муниципальным районом «Олекминский район» РС(Я) и муниципальным учреждением «Управление образования Олекминского района» РС(Я) о разграничении функций и полномочий в области дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования от 01 октября 2009 года перед предоставлением бюджетной сметы в Управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Олекминскому улусу Республики Саха (Якутия) муниципальные учреждения предоставляют предварительную смету в муниципальное учреждение-Управление образования Олекминского района. На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003г №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бюджет муниципального района «Олекминский район» РС (Я) утверждается решением районного Совета. Бюджет муниципального района на 2011 год был утвержден на 17 сессии районного Совета решением №4 от 29.12.2010 года. Администрация муниципального района, как учредитель муниципальных учреждений, осуществил формирование бюджета в части расходов на образование, соответствующих фондов развития образования, осуществил финансирование образовательных учреждений по представленной бюджетной смете. Финансирование МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель осуществлено согласно смете в полном объеме. Судом установлено, что на 2011 год учредитель МУ - «Управление образования Олекминского района» - МУ - администрации МР «Олекминский район» не предусмотрел в бюджете района финансирование на проведение мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности в муниципальных дошкольных учреждениях. По действующей Программе мероприятий по обеспечению пожарной безопасности учреждений социальной сферы в Олекминском районе до 2011 года, МУ - администрация МР осуществляло финансирование и выделение денежных средств на указанные цели. Как видно из решения №2 от 5 июня 2007 года данная Программа была утверждена Районным Советом МР, согласно данному решению - по пункту №2 ФКУ МФ РС(Я) по Олекминскому району ФИО2 данным решением было указано: «ежегодно предусматривать средства на финансирование мероприятий Программы». Контроль за исполнением Программы возложена на заместителя главы МР. Программа была рассчитана на период с 2007 по 2011 год, финансирование в 2011 году в бюджете Муниципального района, принятом 29 декабря 2010 года не было предусмотрено для дошкольных учреждений, в том числе для МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель. Как видно из договора между МР «Олекминский район» и МУ «Управление образования Олекминского района» от 1 октября 2009 года, действующим сроком на 3 года, согласно пункту 2.1.7 одним из обязательств учредителя - ответчика МУ - администрация МР «Олекминский район», является формирование бюджета района в части расходов на образование и соответствующих Фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования. Также обязательством данного ответчика по договору, является - осуществление финансирования образовательной деятельности Учреждения на основе сметы, обеспечение финансирования деятельности учреждения через казначейство. Тем самым, МУ - администрация муниципального района, как учредитель муниципального учреждения «Управление образования», осуществляет формирование бюджета в части расходов на образование, соответствующих фондов развития образования, осуществляет финансирование образовательных учреждений по представленной бюджетной смете. Финансирование МУ «Управление образования» для МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель ответчиком МУ - администрация МР на мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности, таким образом, в 2011 году не осуществлялось. Судом установлено, что на данные мероприятия финансирование было произведено только из Республиканского бюджета. МУ - администрация МР «Олекминский район» допущено нарушение требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», что повлекло нарушение требований ФЗ «О пожарной безопасности» в дошкольных учреждениях района. Отсутствие и недостаточность средств МУ - администрация МР, а также ссылка ответчика на дефицит бюджета Олекминского района в 2011 году, наличие долговых обязательств - бюджетных кредитов, не является основанием для нарушения требований действующего законодательства, регулирующего финансирование МУ за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов в РФ. На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь статьей 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Олекминского района РС (Я) удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель Олекминского района Республики Саха ( Якутия ), МУ - администрация МР «Олекминский район»Республики Саха ( Якутия ) по не принятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Возложить обязанность на МУ - администрация МР «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) при составлении бюджета муниципального района на 2012 год предусмотреть денежные средства для обеспечения пожарной безопасности в части установки источника наружного противопожарного водоснабжения в МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель Олекминского района Республики Саха (Якутия). Возложить обязанность МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Копию судебного решения направить МБДОУ «Бясь-Кюельская НШ-ДС» села Бясь-Кюель Олекминского района Республики Саха ( Якутия ), чей представитель не принимал участие в судебном заседании. Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 ( десяти ) дней со дня провозглашения. Председательствующий судья: п/п Копия верна: Судья Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия): Р.А. КУТУГУТОВА