Дело № 2-367-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Олекминск 6 октября 2011 года Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Кутугутовой Р.А., при секретаре Хотько А.А., с участием и.о. прокурора Олекминского района Лебедевой О.Н., представителя ответчика ГОУ СПО «ОТМЭСХ» Ощепкова П.Я., представителя отдела опеки и попечительства Хачатрян А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Олекминского района в интересах лица из числа детей-сирот ФИО3 к ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» о взыскании неполученного государственного обеспечения, У С Т А Н О В И Л: И.о. прокурора Олекминского района обратилась в суд с исковым заявлением к ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» о взыскании неполученного государственного обеспечения в пользу лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО3. В ходе судебного разбирательства и.о. прокурора Лебедева О.Н. поддержала исковое заявление в полном объеме. При этом пояснила, что прокуратурой Олекминского района была проведена проверка исполнения ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» законодательства о начальном и среднем профессиональном образовании в сфере социальной защиты студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в ходе, которой установлено, что ОТМЭСХ производились компенсационные выплаты в 2009 г. - 41 студенту из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством), в 2010 г.- 48. Проверкой установлено, что администрацией ОТМЭСХ в Министерство науки профессионального образования РС(Я) заявка на государственное обеспечение сирот не направлялась, а представлялись расчеты, произведенные без учета требований Закона РС (Я) от 13.07.2006 369-3 N 753-Ш «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств», что привело к нарушению прав студентов из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на получение полного государственного обеспечения. Так, согласно сводной ведомости по выплатам студентам из числа детей-сирот детей, оставшимся без попечения родителей и находящимся под опекой (попечительством), оставшимся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) за 2009 год, 2010 год, 1 квартал 2011 года по ОТМЭСХ, подписанной директором ОТМЭСХ и главным бухгалтером ФИО3, являющегося студентом группы ЗА не выплачено государственного обеспечение в размере <данные изъяты> руб. По результатам проведенной проверки, с целью устранения выявленных нарушений законодательства о начальном и среднем профессиональном образовании в сфере социальной защиты студентов из числа детей-сирот, директору ОТМЭСХ 29.08.2011 внесено представление. Поэтому просит взыскать с ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства», в пользу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: РС(Я), <адрес>, не полученное государственное обеспечение в размере <данные изъяты> коп. Представитель ответчика ГОУ СПО «ОТМЭСХ» Ощепков П.Я. в суде исковые требования истца признал полностью. В деле представлены следующие материалы: Согласно справке от 25 апреля 2011 года № 168 ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ, он действительно является сиротой и находиться под опекой ФИО1. ФИО1 родилась 21 февраля 1959 года в селе <адрес>, умерла 3 февраля 2008 года, о чем составлена запись акта о смерти №. ФИО3 родился 20 февраля 1991 года в селе <адрес>, зарегистрирован в селе Олекминское с 6 июня 2007 года. Решением Олекминского районного суда от 17 июля 2008 года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения <адрес> ЯАССР лишили родительских прав в отношении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и взыскание алиментов на содержание его несовершеннолетнего сына в размере 1/4 части всех доходов, начиная с 23 мая 2008 года до его совершеннолетия, в пользу опекуна ФИО1. ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» расположен по адресу: РС(Я), г.Олекминск, ул.Гагарина, д. 81. Осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Серия А № 076493 регистрационный № 64, выданной 15 июля 2009 года сроком действия по 01 июля 2014 года. Учреждение имеет устав, утвержденный 25 марта 2008 года МИО PC (Я) №р354. Согласно сводной ведомости по выплатам детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за 2009 год, 2010 год, 1 квартал 2011 года по ОТМЭСХ фактически выплачено: <данные изъяты> Из справки о результатах проверки соблюдения размера и порядка выплаты денежных средств детям-сиротам в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» от 22 апреля 2011 года следует, что администрацией учебного заведения в Министерство науки и профобразования РС (Я) заявка не направлялась, а представлялись расчеты. Всего за период с 2009 по 2010 годы занижение пособия по обеспечению детей-сирот составило в сумме 1760,3 тысячи рублей. Согласно списку в ГОУ СПО «ОТМЭСХ» за 2009-2011 годы обучаются 55 детей-сирот, в том числе ФИО3 на 3А курсе по приказу №04-20 от 1 октября 2008 года. Заявление и.о. прокурора Олекминского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ч.3 ст.6 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Согласно справке о результатах проверки соблюдения о размере и порядке выплаты денежных средств студентам ОТМЭСХ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) от 22.04.2011 г. начисление компенсационной выплаты производилось на основании: Постановления Правительства РС(Я) №218 от 25.05.2006 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", Постановления Правительства РС(Я) №487 от 27.06.2001 п.36 разд.5 «Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования», п.8 ст.6 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства PC (Я) №374 от 04.09.2007. При этом, при указанном начислении были приняты размеры прожиточного минимума в среднем на детей и в среднем на душу населения, который составлял соответственно: в 2010г. - 8522 руб. и 9207 руб. согласно постановлениям Правительства РС (Я) от 25.02.2011 №79; в 2009г. - 8036 руб. и 8627 руб. согласно постановлению Правительства РС(Я) от 12.02.2010 №53, в 2008г. - 6991 руб. и 7516 руб. согласно Постановлению Правительства РС(Я) от 31.01.2009 №35. Вместе с тем, применение только указанных подзаконных нормативных актов привело к тому, что полное государственное обеспечение, предоставляемое студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ОТМЭСХ составило значительно ниже его размера, определенного Законом PC (Я) от 13.07.2006 369-3 N 75 III «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственные полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств»; Постановления Правительства РС(Я) №230 от 25.05.2009; Постановления Правительства РС(Я) №133 ( 25.05.2009. Фактически в нарушение названных норм, размер полного государственного обеспечения сирот в ОТМЭСХ составлял менее размера ежемесячного пособия на содержание опекаемых детей. Согласно справке о результатах проверки соблюдения о размере и порядке выплаты денежных средств студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) в ОТМЭСХ от 22.04.2011, всего за период 2009-2010 гг. занижение пособия по обеспечению детей-сирот составило в сумме 1760,3 тыс.руб. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. ФИО3, оставшись без попечения родителей, находится в тяжелом материальном положении, социально не защищен, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд, от него поступило заявление в прокуратуру района об обращении в суд в его интересах. В связи с чем, прокурором района по результатам рассмотрения обращения ФИО3 подано заявление в защиту его социальных прав и законных интересов, поскольку установлен факт нарушения действующего законодательства в части не доплаты государственного обеспечения студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ОТМЭСХ, в том числе ФИО3 Суд находит установленным, что ФИО3, как студенту из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой за 2009, 2010 годы, 1 квартала 2011 года, не выплачено государственное обеспечение в размере <данные изъяты> рубля. Невозможность оплаты занижения пособия по обеспечению детей-сирот в связи с начислением и оплатой согласно постановлению Правительства РС (Я) №218 от 25 мая 2006 года не может являться поводом для оставления выявленного нарушения без его устранения. Поскольку, имеет место нарушение социальных права студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на государственное обеспечение в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством. При таких обстоятельствах заявление и.о. прокурора Олекминского района подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) №218 от 25.05.2006 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", Постановлением Правительства РС(Я) №487 от 27.06.2001 п.36 разд.5 «Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования», п.8 ст.6 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства PC (Я) №374 от 04.09.2007, Законом PC (Я) от 13.07.2006 369-3 N 75 III «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственные полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств»; Постановления Правительства РС(Я) №230 от 25.05.2009; Постановления Правительства РС(Я) №133 от 25.05.2009, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Олекминского района удовлетворить. Взыскать с ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» в пользу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: РС(Я), <адрес>, не полученное государственное обеспечение в размере <данные изъяты> ) Взыскать с ГОУ СПО «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» в доход государства государственную пошлину в размере 2231,41 рубля (Двух тысяч двухсот тридцати одного рубля 41 копейки). Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 ( десяти ) дней со дня оглашения. Председательствующий судья : п./п. Копия верна: Судья Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия): Р.А. Кутугутова