Дело №2-144-2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олекминск 1 апреля 2011 года
Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Карнауховой З.В.
при секретаре Анохиной Е.Л.
с участием старшего помощника прокурора Олекминского района Минаевой О.И.
представителя ответчика Габышевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Олекминского района о признании бездействия МУ - администрация MP «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) по неисполнению требований закона об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным и возложении обязанности о принятии мер,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Олекминского района РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании бездействия МУ-администрация MP «Олекминский район» по неисполнению требований п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ №131 от 6 октября 2003 года (в ред. от 29 октября 2010 года)) в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным и возложении обязанности принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в срок до 2-х месяцев.
В ходе судебного разбирательства прокурор поддержала заявление в полном объеме и пояснила, что прокуратурой Олекминского района в ходе проведенной проверки по факту уклонения органом Муниципального района от решения вопроса по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов было установлено, что вопрос организации утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов на территории Олекминского района не решен.
Согласно информации и.о. главы администрации MP «Олекминский район» Васильева В.Н. от 23 декабря 2010 года соглашения о передаче муниципальным районом своих полномочий, согласно п.14 ч.1 ст.15 ФЗ №131 от 6 октября 2003 года (в ред. от 29 октября 2010 года) с Муниципальными образованиями района не подписывались, так как на территории района нет переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с отсутствием необходимости в настоящее время; межбюджетные трансферты на указанные цели в бюджете района на 2010 да и на 2011 год не предусматривались.
Не согласившись с выводом об отсутствии необходимости переработки бытовых и умышленных отходов, 28 декабря 2010 года главе MP «Олекминский район» Федулову СМ. внесено представление прокурором об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Представление рассмотрено, 19 января 2011 года и.о. главы MP «Олекминский район» Кузьминой Н.П. представлен ответ, из содержания которого следует, что на территории Олекминского района отсутствуют промышленные отходы, т.к. нет промышленных предприятий. Для сбора твердых бытовых отходов в Городском поселении используется одноступенчатая схема, т.е. отходы с территории собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах и затем доставляются спецавтотранспортом в полигон. Полигон (свалка) был передан МО «Город Олекминск» в соответствии с распоряжением главы MP «Олекминский район».
Таким образом, законные требования прокурора, указанные в представлении об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении не выполнены, выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.
Тем самым, отходы производства и потребления, твердые и жидкие бытовые отходы фактически образуются ежедневно, следовательно, необходима их утилизация и переработка, вопрос организации которых на территории Олекминского района по состоянию на 1 марта 2011года не решен.
На поселение решение данного вопроса может быть возложено при заключении соглашения о передаче осуществления части своих полномочий и только за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренные абз.1 ч.4 ст. 15 ФЗ №131 от 6 октября 2003 года (в ред. от 29 октября 2010 года). Между MP «Олекминский район» и МО «Город Олекминск» такое соглашение не заключено, как не заключено и с другими местными поселениями района.
В ходе судебного заседания прокурор считает установленным, что недостаточность и непринятие мер, а также несогласие с иском, обосновывается представителем ответчика отсутствием финансирования.
Однако представленные программы, их осуществление, касается программ по энергосбережению и рассчитаны они до 2020 года. По показаниям свидетеля ФИО1 в суде Районный комитет охраны природы проводил в 2010 году проверки по местным поселениям, которые также не занимаются утилизацией бытовых отходов в селах, поскольку нет организаций в районе, имеющих специальные лицензии на данную деятельность, а администрация района таких мер не принимает. Все свалки в районе имеют наполненность 70%, потому необходимо было принять действенные меры по организации утилизации бытовых отходов, однако данный вопрос ответчиком не решен с 2010 года.
Таким образом, прокурор считает, что ответчик уклоняется от решения вопроса организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что свидетельствует о бездействии и тем саамы нарушается действующее законодательство о местном самоуправлении в части исполнения возложенных на муниципальный район полномочий, предусмотренных подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Закона. Потому считает нарушенным права граждан Олекминского района на благоприятную окружающую среду, закрепленную ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Просит удовлетворить исковые требования и возложить обязанность на ответчика принять меры в срок 2 месяца.
Представитель ответчика МУ - администрация МР «Олекминский район» РС(Я) Габышева А.И. и согласно письменному отзыву глава района Федулов С.М. требования прокурора полностью не признают. Представитель ответчика Габышева А.И. в суде пояснила, что соглашение по передаче муниципальным районом своих полномочий городскому и сельским поселениям по вопросу организации утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов отсутствует.
В 2009 году решением Районного Совета утверждено Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района. В данное время специалистом Управления ЖКХ, промышленности, транспорту и строительству администрации района, проводится работа по разработке муниципальной целевой программе по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории района. Проект программы планируется вынести на рассмотрение сессии Совета в апреле-мае текущего года. Средства, необходимые для реализации программы будут после утверждения районным Советом предусмотрены при уточнении бюджета.
Межбюджетные трансферты в бюджете района на 2010 и 2011 годы не предусматривались. В части полномочий по организации утилизации со стороны муниципального района для поселений было оказано содействие в выделении средств для проведения межевания земель под полигоны ТБО и оформление соответствующей документации на нее.
9 июля 2010 года принята Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Олекминском районе на 2010-2020 годы, где предусмотрена разработка и утверждение генеральной схемы сбора и утилизации ламповой продукции, обустройство специализированных пунктов сбора люминесцентных ламп и строительство цеха утилизации. По срокам реализации программы - это предусмотрено по 2 этапу, т.е. в 2011-2012 годах с указанием сумм расходов.
Соответственно при утверждении бюджета района, администрацией МР принимаются меры по первоочередным задачам, имеющим экономическое значение для района, потому нет финансирования на указанные мероприятия.
Представитель Габышева А.И. считает, что администрация района не бездействует, а принимает определенные действия по реализации вышеуказанных полномочий. Бездействием считают неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия. Не согласна с иском и считает 2-х месячный срок, требуемый прокурором для принятия мер нереальным, считают реальным срок 2-3 года.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству прокурора свидетель ФИО1 показал, что он работает инспектором Олекминского комитета Министерства охраны природы РС(Я) и по своей деятельности ему известно, что по имеющемуся плану работы была проведена проверка по 7-8 наслегам в Олекминском районе по соблюдению законодательства «Об охране окружающей среды». В ходе проверок было установлено, что по указанным сельским поселениям района полигоны содержания ТБО не были введены в Единый реестр РС(Я) и на них не было оформлено документов в местных администрациях. Главы администраций таких наслегов были привлеченным тем самым к административной ответственности по ст.8.41 КоАПР РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Информация была передана в прокуратуру. По городу состояние городской свалки не проверялось, но она также используется незаконно, городское поселение не имеет лицензии и нет в городе организации, которая бы занималась утилизацией отходов, вывозимых на общегородскую свалку. Обще состояние свалок в городе и в населенных пунктах района удручающее, их наполняемость составляет 70%,однако никто никаких мер не принимает до сих пор для утилизации отходов. В Реестр внесены по оформленным документам на полигоны по 19 наслегам, не внесено по 4 сельским поселениям, в т.ч. администрацией города не оформлены документы.
В деле представлены следующие документы:
Устав Муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия), утвержденный решением XIV сессии Собрания депутатов МО «Олекминский улус (район) РС (Я)» от 8 июня 2005 года №1 и зарегистрированный ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу 9 ноября 2005 года, государственный регистрационный номер RU145190002005001. Согласно п.14 ст.8 данного Устава - к вопросам местного значения Муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Имеется Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МР «Олекминский район» РС (Я), утвержденное Решением сессии районного Совета МР «Олекминский район» №3 от 20 мая 2009 года.
Главой 3 к полномочиям администрации МР «Олекминский район» отнесены, кроме всего: 1) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, произведенных и собранных на территории МР «Олекминский район»; 2) координация деятельности предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей без образования юридического лица, связанной с утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов, оказание необходимой консультативной и методической помощи; 3) разработка и реализация муниципальных целевых программ в области обращения с отходами производства и потребления. 4) принятие решений о размещении, проектировании и строительстве объектов по хранению, переработке и утилизации отходов в порядке, установленном действующим законодательством; 4) установление правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами на территории МР «Олекминский район».
Главой 5 указанного Положения установлено, что к источникам финансирования процесса утилизации и переработки отходов на территории МР «Олекминский район» относятся: 1) платежи за утилизацию и переработку отходов по договорам, 2) средства местного бюджета, выделяемые на муниципальные целевые программы в области обращения с отходами 3) средства бюджета республики, выделяемые на республиканские целевые программы в области обращения с отходами, 4) добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, граждан и их объединений.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997г. №155, твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 ФЗ №131 от 6 октября 2003 года (в ред. от 29 октября 2010 года) отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст.142.4 Бюджетного кодекса РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Согласно ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, кроме всего, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В соответствии с 3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 БК РФ.
Как видно из материалов дела, между МР «Олекминский район» РС (Я), МО «Город Олекминск» и другими МО сельских поселений - соглашение о передаче осуществления части своих полномочий в части решения вопроса организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных абз.1 ч.4 ст.15 ФЗ №131 от 6 октября 2003 года (в ред. от 29 октября 2010 года), не заключено.
Тем самым МР «Олекминский район» РС (Я) нарушены требования ст.15 ч.1 п.14 ФЗ №131 от 6 октября 2003 года (в ред. от 29 октября 2010 года) об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства в этой части нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчика, что ими принимаются меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не соответствуют действительности и установленным судом обстоятельствам.
Ответчиком, как видно из представленных документов, начиная с 2009 года МУ - администрация МР «Олекминский район» не было предусмотрено средств при утверждении бюджета района для проведения мероприятий, связанных с организацией утилизации бытовых и промышленных отходов. Средства не предусмотрены и в бюджет на 2011 год.
О внесении изменений в бюджет 2011 года с включением расходов по указанным мероприятиям, связанным с обеспечением утилизации бытовых отходов на территории Олекминского района, также ответчиком в суде не представлено доказательств.
Все представленные документы ответчиком, свидетельствуют о том, что местный орган самоуправления, только планирует принять меры, тогда как по требованиям прокурора, а также других контролирующих, правоохранительных органов, в частности Комитета по охране природы в Олекминском районе с 2009-2010 года не принято реальных мер по организации утилизации бытовых отходов. Все произведенные и планируемые мероприятия МУ - администрацией МР находятся только в стадии планов. Потому суд признает данное бездействие ответчика в течение длительного времени в решении указанных требований закона.
Таким образом, по состоянию 1 апреля 2011 года ответчиком не заключено соглашений о передаче осуществления части полномочий за счет межбюджетных трансфертов по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов местным поселениям, не приняты меры по организации утилизации бытовых отходов на территории города Олекминска, что свидетельствует о бездействии ответчика, что является незаконным.
Потому заявление прокурора подлежит безусловному удовлетворению с установлением двухмесячного срока для принятия надлежащих мер по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Олекминского района.
На основании изложенного и в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 258 ГПК РФ, ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Олекминского района удовлетворить:
Признать бездействие МУ - администрация МР «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) по неисполнению требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным.
Обязать МУ - администрация MP «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) в срок 2 (два) месяца принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 10 (десяти) дней со дня оглашения.
Судья : п/п
Копия верна.
Председатель Олекминского районного
суда Республики Саха (Якутия): З.В. КАРНАУХОВА