О взыскании субвенции на приобретение жилья



Дело № 2-177-2011         

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олекминск                                        22 июля 2011 года

Олекминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:

председательствующего судьи Седалищева Г.А.,

при секретаре Цзю Э.Р.,

с участием помощника прокурора Олекминского района юриста 3 класса Антипиной В.А.,

представителя ответчика МУ администрация МР «Олекминский район» Габышевой А.И.,

представителя отдела опеки и попечительства Хачатрян А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Олекминского района в интересах лица из числа детей-сирот ФИО1 к Казне РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я), МУ администрация МР «Олекминский район» о взыскании целевой безвозмездной ссуды на приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Олекминского района обратился в суд с исковым заявлением к казне РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я), МУ администрация МР «Олекминский район» о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения в пользу лица из числа детей-сирот ФИО1

3 июня 2011 года прокурор Олекминского района уточнил исковые требования и просит взыскать с Казны Республики Саха ( Якутия ) в лице Министерства финансов Республики Саха ( Якутия ) субвенцию в размере <данные изъяты> рублей с перечислением на расчетный счет МР «Олекминский район» за пределами предоставленных МР «Олекминский район» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Просит обязать Казну РС(Я) в лице Министерства финансов Республики Саха ( Якутия ) перечислить в трехмесячный срок субвенцию в размере <данные изъяты> рублей на расчетный счет МУ администрация МР «Олекминский район». Просит обязать МУ администрация МР «Олекминский район» с момента перечисления субвенции предоставить ФИО1 жилое помещение жилой площадью не менее 32 м2, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

20 июня 2011 года по ходатайству представителя ответчика Министерства финансов РС(Я) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Республики Саха ( Якутия ).

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Олекминского района Антипина В.А. поддержала исковое заявление в полном объеме. При этом пояснила, что Сургутский Владимир Владимирович круглый сирота. Мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет. ФИО1 состоит на внеочередном учете в очереди детей-сирот на получение жилой площади, включен в «Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в возрасте с 18 до 23 лет, для включения в единый республиканский реестр по обеспечению жильем в Олекминском районе». До настоящего времени жилье ФИО1 не предоставлено. Тем самым органами государственной власти Республики Саха ( Якутия ) и органами местного самоуправления нарушены конституционные права ФИО1 на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в государственных, муниципальных и других жилищных фондах в соответствии с установленными законом нормами.

Заинтересованное лицо ФИО1., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте проведения судебного заседания, на судебное заседание не явился. Просит рассмотреть дело без его участия. Поэтому с согласия сторон в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.

Представитель органа опеки и попечительства Хачатрян А.В. в суде исковые требования прокурора Олекминского района поддержала в полном объеме. При этом пояснила, что ФИО1 состоит на учете <данные изъяты> из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникает право на обеспечение жилой площадью в 2011 году, и что финансирование на обеспечение детей-сирот жилой площадью не достаточно. Информация о детях-сиротах подается регулярно.

Представитель ответчика МУ администрация МР «Олекминский район» Габышева А.И. в ходе судебного разбирательства не возражает против удовлетворения искового заявления прокурора.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Саха ( Якутия ), будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, на судебное разбирательство не явился, просил судебное заседание провести в его отсутствие, поэтому суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика. Министерство финансов РС(Я) направил отзыв, в котором исковое заявление не признает и просит в удовлетворении искового заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства образования Республики Саха ( Якутия ), будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, на судебное разбирательство не явился, не известил суд об уважительности причин отсутствия, не просил судебное заседание провести в его отсутствие, поэтому суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Министерство образования Республики Саха ( Якутия ) направило свой отзыв, в котором указывает, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в Республиканский реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в Республике Саха ( Якутия ).

Суд, выслушав выступления участников судебного процесса, заслушав заключение представителя отдела опеки и попечительства, исследовав материалы дела, находит установленным следующее:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован <адрес>. ФИО1 является сиротой, поскольку мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ ( основание: свидетельство о смерти серии 1-ФС ), отца нет ( основание: справка начальника ГУ ОУСЗН ФИО7 ). В связи с этим он включен пунктом <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в возрасте от 18 до 23 лет для включения в единый республиканский реестр по обеспечению жильем в Олекминском районе Республики Саха ( Якутия ). Из отзыва Министерства образования РС(Я) видно, что ФИО1 включен в Республиканский реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в Республике Саха ( Якутия ).

В соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21 декабря 1996 года, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Следовательно, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти матери ( единственного родителя ) в возрасте <данные изъяты> лет остался сиротой и подпадает под категорию лиц, указанных в статье 1 ФЗ № 159.

В силу ч.1 ст.155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством ), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания; а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены п/п.1.2, 1.3, 1.4 Постановления Правительства РС(Я) «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха ( Якутия) и обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» № 397 от 26 августа 2010 года.

Распоряжением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 являющимся ребенком-сиротой, установлена опека. Опекуном назначен <данные изъяты> ФИО8 Сам ФИО1 являющийся ребенком-сиротой, не имеет закрепленного жилого помещения. Следовательно, у ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ ( по достижении 18-летнего возраста ) возникло право на жилое помещение в качестве ребенка-сироты, не имеющего закрепленного жилья. Отсутствие муниципального жилого фонда для сирот подтверждается письмом вр.и.о. главы МО «Город Олекминск» от 17 ноября 2010 года № 1259.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ определено, что гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и ( или ) федеральным законом ( в данном случае ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21 декабря 1996 года ), указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Частью 4 статьи 49 ЖК РФ, определением Конституционного суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае их наделения в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Согласно ч.4 ст.6 Закона Республики Саха ( Якутия ) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха ( Якутия )» ( далее Закон PC(Я)) № 457-111 от 31 марта 2005 года, орган исполнительной власти Республики Саха ( Якутия ) в срок до 1 апреля заключительного года обучения, по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимает решение о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха ( Якутия ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Частью 5 ст.6 Закона РС(Я) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха ( Якутия ), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха ( Якутия ), или жилым помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

Попечение над ФИО1 в связи с достижением совершеннолетия прекращено. На момент прекращения попечения ФИО1 жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище ( ст.40 Конституции РФ ). Никто не может быть произвольно лишен жилища. Орган государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах временного типа, при прекращении опеки ( попечительства ), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения в МО «Город Олекминск», утвержденным решением № 11 X сессии городского Совета от 28 ноября 2008 года, установлен стандарт социальной нормы площади жилья по поселению в размере 32 м2. на одиноко проживающего человека.

При указанных обстоятельствах, ФИО1 в качестве ребенка-сироты постановленный на учет, как нуждающийся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения жилой площадью не менее 32 м2, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ч.5 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6 октября 2003 года, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Порядок предоставления таких субвенций установлен ст.86 БК РФ, согласно которой расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. В силу ч.3 ст.20 ФЗ № 131 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Распоряжением главы района от 2 декабря 2010 года № 1368 на 4 квартал 2010 года средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади помещения на территории муниципального района «Олекминский район» установлена в размере 35.609 рублей. Стоимость целевой безвозвратной ссуды составляет <данные изъяты> рублей.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в лице Министерства финансов Республики Саха ( Якутия ), что жилое помещение указанным категориям граждан должен предоставлять орган местного самоуправления, поскольку для обеспечения ФИО1 жилым помещением необходимо выделение органу местного самоуправления соответствующей субвенции. Следовательно, необходимо удовлетворить исковое заявление прокурора и взыскать с Казны Республики Саха ( Якутия ) в лице Министерства финансов Республики Саха ( Якутия ) субвенцию в размере <данные изъяты> рублей с перечислением на расчетный счет МР «Олекминский район» за пределами предоставленных МР «Олекминский район» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о выделении субвенций, поскольку согласно приложению № 12 Закона Республики Саха ( Якутия ) «О Государственном бюджет на 2010 год» субвенции на предоставление жилья детям сиротам в 2010 году предоставлены МО «Олекминский район» в сумме 9.081,0 миллионов рублей, что недостаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Только после перечисления субвенции в размере <данные изъяты> рублей на расчетный счет МУ администрация МР «Олекминский район», необходимо обязать МУ администрация МР «Олекминский район» предоставить ФИО1 жилое помещение жилой площадью не менее 32 м2, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

На основании изложенного, в соответствии со ст.49 ЖК РФ, Закона РС(Я) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха ( Якутия )», руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Олекминского района удовлетворить:

взыскать с Казны Республики Саха ( Якутия ) в лице Министерства финансов РС(Я) субвенцию в размере <данные изъяты> рублей с перечислением на расчетный счет МР «Олекминский район» за пределами предоставленных МР «Олекминский район» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

обязать МУ администрация МР «Олекминский район» с момента перечисления субвенции предоставить ФИО1 жилое помещение жилой площадью не менее 32 м2, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Копию судебного решения направить не участвовавшему в судебном заседании ФИО1 и в Министерство финансов и Министерство образования Республики Саха ( Якутия ), чьи представители не участвовали в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 ( десяти ) дней со дня оглашения.

     

Председательствующий судья : п./п.         

Копия верна:

Судья Олекминского районного

суда Республики Саха (Якутия):                                                                                    Г.А.Седалищев