Дело № 12-7-2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олекминск 7 апреля 2010 года
Олекминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:
председательствующего судьи Седалищева Г.А,
при секретаре: Борисовой Г.Н.,
с участием помощника прокурора Олекминского района Антипиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Олекминского района Сидорова В.В. на постановление начальника ТП УФМС России в Олекминском районе № 117/10 от 20 марта 2010 года,
которым постановлено: «признать гражданина Сербии Младеенович Славиша, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 ( пяти тысяч ) рублей»,
у с т а н о в и л :
Постановлением по делу об административном правонарушении № 117/10 от 20 марта 2010 года в городе Олекминске начальник территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха ( Якутия ) в Олекминском районе ( далее - ОТП УФМС России ) старший лейтенант внутренней службы Дордосова Е.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 117/10 в отношении гражданина Сербии Младеенович Славиша, <данные изъяты> за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, признала Младеенович Славиша виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначила ему наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 ( пяти тысяч ) рублей. В постановлении имеются подписи правонарушителя о получении копии постановления 20 марта 2010 года, а также должностного лица, рассмотревшего дело.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Олекминского района Антипина В.В. поддержала протест. Просит постановление начальника ОТП УФМС России по делу об административном правонарушении № 117/10 от 20 марта 2010 года отменить с возвращением дела на новое рассмотрение, в связи с существенным нарушением процессуальных требований. Как следует из материалов дела, правонарушение выявлено 26 января 2010 года с составлением протокола об административном правонарушении без указания времени и места рассмотрения дела, и в тот же день вынесено постановление о привлечении гражданина к административной ответственности. При таких обстоятельствах, привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Тем самым указанное лицо лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника. В нарушение п.5 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении Младеенович не разъяснены его права и обязанности. Также, в нарушение ч.2 ст.24.2 КоАП РФ при производстве дела об административном правонарушении нарушено право Младеенович на пользование услугами переводчика. Как видно из протокола, Младеенович русским языком не владеет, в услугах переводчика нуждается. При этом протокол и постановление по делу составлены на русском языке, сведения о переводчике, привлеченном к участию в деле, отсутствуют. Кроме того, при рассмотрении дела не выявлены причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Поэтому просит постановление № 117/10 от 20 марта 2010 года отменить и вернуть дело на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Правонарушитель гражданин Республики Сербия Младеенович Славиша был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания. Не явился на судебное заседание, не извещал суд об уважительности неявки в суд, не просил отложить судебное разбирательство. Потому судебное заседание в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ с согласия прокурора проводится без участия правонарушителя.
20 марта 2010 года в городе Олекминске инспектором ОИК УФМС России по РС ( Я ) старшим лейтенантом милиции Иваницким А.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Сербии Младеенович Славиша, <данные изъяты>, не владеющего русским языком, работающего техником НПС-14, ставшего на миграционный учет по адресу: город Олекминск НПС-14, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, а именно: 26 января 2010 года, являясь гражданином Сербии, нарушил правила въезда в Российскую Федерацию, установленные Федеральным законом № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В протоколе имеется подпись правонарушителя. Имеется запись о том, что физическому лицу разъяснены его права и обязанности, а также ст.51 Конституции РФ, за подписью правонарушителя Младееновича. Имеется запись о том, что Младеенович русским языком не владеет, нуждается в услугах переводчика. Младеенович ознакомился с протоколом об административном правонарушении и получил его копию, о чем имеется его роспись. Имеются сведения о разъяснении переводчику его прав и обязанностей, а также ознакомлении с указанным протоколом, о чем имеются подписи переводчика в соответствующих графах. Однако сведения о лице, привлеченном по делу в качестве переводчика, отсутствуют. В протоколе имеется подпись должностного лица Иваницкого А.А., составившего протокол. Имеется отметка о принятом по делу решении: «Штраф 5.000 рублей ( пять тысяч )» и подпись должностного лица начальника ТП УФМС в Олекминском районе Дордосовой Е.Р.
Выслушав участников производства по делу, проверив материалы дела, суд полагает постановление начальника ОТП УФМС России подлежащим отмене по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела, гражданин Республика Сербия Младеенович Славиша, <данные изъяты>, привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии с ч.1 ст.18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания ( проживания ) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию российской Федерации, в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание ( проживание ) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий органа либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. За данное правонарушение предусмотрено безальтернативное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Из смысла части 1 статьи 18.8 КоАП РФ следует, что наложение административного штрафа ( в качестве основного ) неразрывно связано с решением вопроса о необходимости применения административного выдворения ( в качестве дополнительного наказания ), поскольку законодателем между основным и дополнительным наказаниями использован соединительный союз «с».
Согласно ч.1 ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.
В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, предусмотренное ст.18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ст.18.8 КоАП РФ суд должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Таким образом, начальник ОТП УФМС России Дордосова Е.Р. не могла выносить рассматриваемое постановление, поскольку не имеет полномочий на принятие решения по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации или на принятие решения об отсутствии достаточных оснований для административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. Должностное лицо органов ТП УФМС России не может в силу ч.3 ст.3.3 КоАП РФ самостоятельно применять основное наказание без принятия решения по дополнительному наказанию ( административному выдворению ).
Сложившаяся правоприменительная практика назначения основного наказания без принятия решения по дополнительному наказанию, не может являться основанием для признания принятого решения законным и обоснованным. В противном случае, произвольное по своему усмотрению принятие должностными лицами нигде не фиксируемого решения без учета актов международного права, участником которых является Российская Федерация, об отсутствии достаточных оснований для административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, не может обеспечить целей административного производства.
Согласно ст.23.67 КоАП РФ органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции ( УФМС России ), действительно рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 - 18.10, наряду с другими статьями КоАП РФ. Между тем по итогам рассмотрения ( при безальтернативности наказания, связанного с административным выдворением или без такового ), соответствующее должностное лицо обязано учитывать требования п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ о передаче дела судье. При этом суд учитывает то, что передача административного дела по ст.18.8 КоАП РФ судье не обязательно влечет за собой применение дополнительной меры административного наказания.
Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела установлено, что в протоколе не указаны время и место рассмотрения дела. Младеенович надлежащим образом не извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении отсутствуют сведения об участии или неучастии Младееновича при рассмотрении административного дела. В нарушение требованиям п.5 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении Младееновичу не разъяснены его права и обязанности. При наличии в протоколе записи об участии переводчика, в указанном протоколе и постановлении по делу отсутствуют сведения о переводчике. При изучении дела установлено отсутствие в административном деле копии паспорта правонарушителя.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
На основании изложенного суд приходит к твердому убеждению, что в данном случае постановление вынесено неправомочным должностным лицом, потому рассматриваемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение начальнику территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха ( Якутия ) в Олекминском районе ст.лейтенанту внутренней службы Дордосовой Е.Р.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Протест заместителя прокурора Олекминского района Сидорова В.В. удовлетворить:
отменить постановление начальника ТП УФМС России по Республике Саха ( Якутия ) в Олекминском районе от 20 марта 2010 года о признании гражданина Республики Сербия Младееновича Славишу, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Копии настоящего постановления направить всем заинтересованным лицам.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 ( десяти ) дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) со дня провозглашения.
Судья: п./п.
Копия верна:
Судья Олекминского районного
суда Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев