Нарушение иностранным гражданином режима пребывания на территории РФ.



Дело №12-13-2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олёкминск 8 апреля 2010 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Карнауховой З.В.

при секретаре Анохиной Е.Л.

с участием помощника прокурора Олёкминского района Антипиной В.А.

начальника ТП УФМС Дордосовой Е.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Олёкминского района РС(Я) Сидорова В.В. на постановление начальника ТП УФМС России в Олёкминском районе №126/10 от 22 марта 2010 года,

которым постановлено: «признать гражданина Республики Таджикистан Гафурова Иброхима Амировича, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 ( две тысячи ) рублей»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением по делу об административном правонарушении №126/10 от 22 марта 2010 года в городе Олёкминске начальник территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха ( Якутия ) в Олёкминском районе ст.л-т вн.службы Дордосова Е.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по протоколу №126/10 в отношении гражданина Республики Таджикистан Гафурова Иброхима Амировича, <данные изъяты> за нарушение режима пребывания в РФ, признала виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 2000 ( две тысячи ) рублей. Имеется подпись правонарушителя о получении копии постановления 22 марта 2010 года.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Олекминского района Антипина В.В. поддержала протест. Просит постановление начальника ОТП УФМС России по делу об административном правонарушении № 126/10 от 22 марта 2010 года отменить с возвращением дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело связи с существенным нарушением процессуальных требований, педусмотренных КоАП РФ.

Считает, что частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов. В нарушение ч.3 ст.23.1 КоАП РФ административное дело, возбужденное в отношении Гафурова И.А. по совершению им административного правонарушения по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, рассмотрено неполномочным лицом - начальником ТП УФМС России по Олёкминскому району. Поэтому просит постановление № 126/10 от 22 марта 2010 года отменить полностью и вернуть дело на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело.

Судом установлено, что 22 марта 2010 года в городе Олёкминске инспектором ОИК УФМС России по РС(Я) ст.лейтенантом милиции Иваницким А.А. составлен протокол об административном правонарушении №126/10 в отношении гражданина Таджикистана Гафурова Иброхима Амировича, <данные изъяты>, фактически проживающего в городе Олёкминске Республики Саха ( Якутия ) по улице Яковлева 5, - за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, а именно за то, что 22 марта 2010 года, являясь гражданином Республики Таджикистан, находился по адресу: город Олёкминск улица Яковлева 5, с нарушением режима пребывания в РФ, выразившимся в нарушении правил порядка выбора места пребывания, тем самым нарушил ч.1 ч.2 ст.20 ФЗ-109 от 18 июля 2006 года «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

В данном протоколе имеется объяснение гражданина Республики Таджикистан Солихова И.Т., который указал, что состоит на миграционном учёте по адресу г.Якутск, ул.Пекарского д.35, а фактически, не снявшись с миграционного учёта в г.Якутске, проживает в г.Олёкминске ул.Яковлева 5, где в дальнейшем собирается осуществлять трудовую деятельность». Указанного объяснения либо объяснения привлеченного к ответственности гражданина Гафурова И.А. в материалах не имеется. Имеется отметка и подпись о том, что физическому лицу разъяснены его права и обязанности и ст.51 Конституции РФ. Также имеется отметка и подпись об ознакомлении с протоколом об административном правонарушении Гафурова И.А. Имеется подпись Гафурова И.А. о получении копии постановления. Имеется отметка о принятом по делу решении: «Штраф 2000 рублей» и подпись должностного лица начальника ТП УФМС в Олекминском районе Дордосовой Е.Р.

Выслушав участников производства по делу, проверив материалы дела, суд полагает постановление начальника ОТП УФМС России подлежащим отмене по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ч.1 ст.18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания ( проживания ) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушение правил миграционного учета, передвижении или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию российской Федерации, в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание ( проживание ) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий органа либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. За данное правонарушение предусмотрено безальтернативное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Из смысла части 1 статьи 18.8 КоАП РФ следует, что наложение административного штрафа (в качестве основного) неразрывно связано с решением вопроса о необходимости применения административного выдворения ( в качестве дополнительного наказания ), поскольку законодателем между основным и дополнительным наказаниями использован соединительный союз «с».

Согласно ч.1 ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.

В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, предусмотренное ст.18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ст.18.8 КоАП РФ суд должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Таким образом, начальник ОТП УФМС России Дордосова Е.Р. не могла выносить рассматриваемое постановление, поскольку не имеет полномочий на принятие решения по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации или на принятие решения об отсутствии достаточных оснований для административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. Должностное лицо органов ТП УФМС России не может в силу ч.3 ст.3.3 КоАП РФ самостоятельно применять основное наказание без принятия решения по дополнительному наказанию ( по административному выдворению ).

Сложившаяся правоприменительная практика назначения основного наказания без принятия решения по дополнительному наказанию, не может являться основанием для признания принятого решения законным и обоснованным. В противном случае, произвольное по своему усмотрению принятие должностными лицами нигде не фиксируемого решения без учета актов международного права, участником которых является Российская Федерация, об отсутствии достаточных оснований для административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, не может обеспечить целей административного производства.

Согласно ст.23.67 КоАП РФ органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции ( УФМС России ), действительно рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 - 18.10, наряду с другими статьями КоАП РФ. Между тем по итогам рассмотрения ( при безальтернативности наказания, связанного с административным выдворением или без такового ), соответствующее должностное лицо обязано учитывать требования п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ о передаче дела судье. При этом суд учитывает то, что передача административного дела по ст.18.8 КоАП РФ судье не обязательно влечет за собой применение дополнительной меры административного наказания. О направлении дела судье, должностным лицом должно быть приложено принятое решение.

Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела установлено, что в протоколе не указаны время и место рассмотрения дела. Гафуров И.А. надлежащим образом не извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении отсутствуют сведения об участии или неучастии Гафурова при рассмотрении административного дела. В нарушение требований п.5 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении Гафурову не разъяснены его права и обязанности.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в данном случае постановление вынесено неправомочным должностным лицом, потому рассматриваемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение начальнику территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха ( Якутия ) в Олёкминском районе ст.лейтенанту внутренней службы Дордосовой Е.Р.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Протест заместителя прокурора Олёкминского района РС(Я) Сидорова В.В. удовлетворить.

Отменить постановление начальника ТП УФМС России по Республике Саха ( Якутия ) в Олёкминском районе №126/10 от 22 марта 2010 года о признании гражданина Таджикистана Гафурова Иброхима Амировича, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с возвращением дела на новое рассмотрение.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 ( десяти ) дней со дня провозглашения.

Судья : п/п

Копия верна.

Председатель Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия): З.В. Карнаухова