Нарушение иностранным гражданином режима пребывания на территории РФ



Дело № 12-14-2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олёкминск 8 апреля 2010 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:

председательствующего судьи Седалищева Г.А,

при секретаре: Борисовой Г.Н.,

с участием помощника прокурора Олёкминского района Антипиной В.А.,

правонарушителя: Сангова Талбака Гуловича,

переводчика: Солихова И.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Олёкминского района Сидорова В.В. на постановление начальника ТП УФМС России в Олёкминском районе № 128/10 от 22 марта 2010 года,

которым постановлено: «признать гражданина Республики Таджикистан Сангова Талбака Гуловича, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2.000 ( две тысячи ) рублей»,

у с т а н о в и л :

Постановлением по делу об административном правонарушении № 128/10 от 22 марта 2010 года в городе Олёкминске начальник территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха ( Якутия ) в Олёкминском районе ( далее - ОТП УФМС России ) старший лейтенант внутренней службы Дордосова Е.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 128/10 в отношении гражданина Республики Таджикистан Сангова Талбака Гуловича, <данные изъяты>, за нарушение режима пребывания в РФ, признала Сангова Т.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначила ему наказание в виде административного штрафа в размере 2.000 ( две тысячи ) рублей. Имеется подпись правонарушителя о получении копии постановления 22 марта 2010 года.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Олекминского района Антипина В.В. поддержала протест. Просит постановление начальника ОТП УФМС России по делу об административном правонарушении № 128/10 от 22 марта 2010 года отменить с возвращением дела на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований. Как следует из материалов дела, правонарушение выявлено 22 марта 2010 года с составлением протокола об административном правонарушении без указания времени и места рассмотрения дела, и в тот же день вынесено постановление. Тем самым Сангов был лишен предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Ч.3 ст.23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи, и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов. В нарушение ч.3 ст.23.1 КоАП РФ административное дело, возбужденное в отношении Сангова Т.Г. по совершению им административного правонарушения по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, рассмотрено неполномочным лицом. Поэтому просит постановление № 128/10 от 22 марта 2010 года отменить полностью и вернуть дело на новое рассмотрение.

Сангов Т.Г. в ходе судебного разбирательства поддержал протест прокурора. При этом пояснил, что русского языка не знает. Является гражданином Таджикистана. Признает, что нарушил правила миграционного учета, штраф оплатил.

22 марта 2010 года в городе Олёкминске инспектором ОИК УФМС России по РС ( Я ) старшим лейтенантом милиции Иваницким А.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Таджикистан Сангова Талбака Гуловича, <данные изъяты> фактически проживающего в городе Олёкминске Республики Саха ( Якутия ) по улице Яковлева 6, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, а именно за то, что 22 марта 2010 года, являясь гражданином Республики Таджикистан, находился по адресу: город Олёкминск улица Яковлева 5, с нарушением режима пребывания в РФ, выразившимся в нарушении правил порядка выбора места пребывания, тем самым нарушил ч.1 п.2 ст.20 ФЗ-109 от 18 июля 2006 года «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». В своём объяснении Сангов указал, что состоит на миграционном учёте в городе Якутске по Покровскому шоссе сот Сосновка 7. Не снявшись с миграционного учёта в городе Якутске, проживает в городе Олёкминске по улице Яковлева 5, где в дальнейшем собирается осуществлять трудовую деятельность». В протоколе имеется подпись правонарушителя. Имеется отметка и подпись о том, что физическому лицу разъяснены его права и обязанности и ст.51 Конституции РФ. Также имеется отметка и подпись об ознакомлении с протоколом об административном правонарушении. Имеется подпись Сангова о получении копии постановления. Имеется отметка о принятом по делу решении: «Штраф 2000 рублей ( две тысячи рублей )» и подпись должностного лица начальника ТП УФМС в Олекминском районе Дордосовой Е.Р.

Выслушав участников производства по делу, проверив материалы дела, суд полагает постановление начальника ОТП УФМС России подлежащим отмене по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, гражданин Республики Таджикистан Сангов Талбак Гулович, <данные изъяты>, привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение режима пребывания в РФ, выразившееся в нарушении правил порядка выбора места пребывания в РФ.

В соответствии с ч.1 ст.18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания ( проживания ) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание ( проживание ) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий органа либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. За данное правонарушение предусмотрено безальтернативное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Из смысла части 1 статьи 18.8 КоАП РФ следует, что наложение административного штрафа ( в качестве основного ) неразрывно связано с решением вопроса о необходимости применения административного выдворения ( в качестве дополнительного наказания ), поскольку законодателем между основным и дополнительным наказаниями использован соединительный союз «с».

Согласно ч.1 ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.

В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, предусмотренное ст.18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ст.18.8 КоАП РФ суд должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Таким образом, начальник ОТП УФМС России Дордосова Е.Р. не могла выносить рассматриваемое постановление, поскольку не имеет полномочий на принятие решения по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации или на принятие решения об отсутствии достаточных оснований для административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. Должностное лицо органов ТП УФМС России не может в силу ч.3 ст.3.3 КоАП РФ самостоятельно применять основное наказание без принятия решения по дополнительному наказанию ( административному выдворению ).

Сложившаяся правоприменительная практика назначения основного наказания без принятия решения по дополнительному наказанию, не может являться основанием для признания принятого решения законным и обоснованным. В противном случае, произвольное по своему усмотрению принятие должностными лицами нигде не фиксируемого решения без учета актов международного права, участником которых является Российская Федерация, об отсутствии достаточных оснований для административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, не может обеспечить целей административного производства.

Согласно ст.23.67 КоАП РФ органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции ( УФМС России ), действительно рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 - 18.10, наряду с другими статьями КоАП РФ. Между тем по итогам рассмотрения ( при безальтернативности наказания, связанного с административным выдворением или без такового ), соответствующее должностное лицо обязано учитывать требования п.1 ч.2 ст.29.9 КоАП РФ о передаче дела судье. При этом суд учитывает то, что передача административного дела по ст.18.8 КоАП РФ судье не обязательно влечет за собой применение дополнительной меры административного наказания.

Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела установлено, что в протоколе не указаны время и место рассмотрения дела. Сангов надлежащим образом не извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении отсутствуют сведения об участии или неучастии Сангова при рассмотрении административного дела. В нарушение требованиям п.5 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении Сангову не разъяснены его права и обязанности.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

На основании изложенного суд приходит к твёрдому убеждению, что в данном случае постановление вынесено неправомочным должностным лицом, потому рассматриваемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение начальнику территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха ( Якутия ) в Олёкминском районе ст.лейтенанту внутренней службы Дордосовой Е.Р.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Протест заместителя прокурора Олёкминского района Сидорова В.В. удовлетворить:

отменить постановление начальника ТП УФМС России по Республике Саха ( Якутия ) в Олёкминском районе от 22 марта 2010 года о признании гражданина Таджикистана Сангова Талбака Гуловича, <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, с возвращением дела на новое рассмотрение.

Копии настоящего решения направить всем заинтересованным лицам.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 ( десяти ) дней со дня провозглашения.

Судья: п./п.

Копия верна:

Судья Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев