Решение по делу 2-1060/2010 по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурмаснкой области к ФБУ КП № 24, УФСИН России по Мурмаснкой области



Дело № 2-1060/2010

Полный текст решения

изготовлен 16.09.2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Бахаревой И.В.,

при секретаре Карасёвой Т.С.,

с участием помощника Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области Титаренко П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области к Федеральному бюджетному учреждению «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы по исполнению наказаний по Мурманской области (далее – ФБУ КП-24), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области (далее УФСИН России по Мурманской области) о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2010 года разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, провести инвентаризацию отходов потребления, разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение, составить паспорта на опасные отходы,

установил:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор Мурманской области обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2010 года разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, провести инвентаризацию отходов потребления, разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение, составить паспорта на опасные отходы.

В обоснование исковых требований указывает, что ФБУ КП-24 имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: автотранспортные боксы, в которых располагаются 5 единиц действующего автомобильного транспорта, сварочный пост, цех пилорамы, пекарня для выпечки хлебобулочных изделий, свинарник на 150 голов, площадка складирования навоза. Хозяйственная деятельность юридических лиц должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. Проверкой установлено, что ФБУ КП-24 осуществляет свою деятельность с нарушением экологического законодательства: не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения; не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и их источников в атмосферный воздух, отсутствует паспорт опасных отходов, не разработан проект образования отходов и лимитов на их размещение. Просит обязать ФБУ КП-24 в срок до 31 декабря 2010 года выполнить требования, указанные в исковом заявлении.

В судебном заседании помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области Титаренко П.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что возможно увеличить срок для выполнения указанных требований до 1 августа 2011 года, учитывая тяжелое материальное положение ответчика.

Представитель ответчика ФБУ КП-24 Сорокина Е.Н. в письменном отзыве и в судебном заседании исковые требования признала, однако, просили установить срок выполнения указанных в исковом заявлении действий до 1 августа 2011 года, в связи с отсутствием у ФБУ КП-24 финансирования. Уточнила, что финансирование ФБУ КП-24 осуществляется за счет средств федерального бюджета. Главным распорядителем денежных средств является ФСИН России, денежные средства направляются в учреждение строго по кодам бюджетной классификации для определенных целей через УФСИН России по Мурманской области. Администрация ФБУ КП-24 неоднократно обращалась в УФСИН России по Мурманской области с просьбой о выделении денежных средств из федерального бюджета: на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, оформление паспортов опасных отходов, разработку проекта образования отходов и лимитов на их размещение, однако, до настоящего времени денежные средства на эти нужды не выделены. Учреждение, исходя из материального положения, не в состоянии до конца 2010 года оформить необходимые документы.

Представитель ответчика УФСИН России по Мурманской области Новицкая Е.И. в письменных возражениях и в судебном заседании поддержала доводы представителя ФБУ КП-24.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании установлено, что ФБУ КП-24 имеет источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: автотранспортные боксы, в которых располагаются 5 единиц действующего автомобильного транспорта, сварочный пост, цех пилорамы, пекарня для выпечки хлебобулочных изделий, свинарник на 150 голов, площадка складирования навоза.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В силу п. 4 ст. 23 указанного закона, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Статьей 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздухи вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Статьей 30 указанного выше федерального закона установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Установлено, что ФБУ КП-24 имеет 25 видов опасных отходов, однако, в нарушение Федерального закона № 89-ФЗ, инвентаризация отходов производства и потребления не произведена, проект образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, паспорта на опасные отходы отсутствуют. В связи с изложенным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению

Вместе с тем, учитывая, что изготовление необходимых документов требует значительных финансовых затрат, которые не заложены в бюджет учреждения на текущий год, суд считает, что необходимо установить разумный срок для их изготовления, а именно – до 1 августа 2010 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области удовлетворить.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Колония-поселение № 24» Управления Федеральной службы по исполнению наказаний по Мурманской области в срок до 01 августа 2010 года:

– разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу;

– провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

– провести инвентаризацию отходов потребления;

– разработать проект образования отходов и лимитов на их размещение;

– составить паспорта на опасные отходы.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

И.В. Бахарева

Решение вступило в законную силу