Дело № 2-77/2011 | Полный текст решения изготовлен 11.03.2011 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 марта 2011 года | г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Бахаревой И.В.,
при секретаре Карасёвой Т.С.,
с участием заместителя прокурора г. Оленегорска Пановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Оленегорска к администрации города Оленегорска с подведомственной территорией о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории, прилегающей к дому ... на ул. ... в г. ... и о возложении обязанности на администрацию г. Оленегорска с подведомственной территорией оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на расстоянии не менее 20 метров от дома ... на ул. ... в г. ...,
установил:
Прокурор г. Оленегорска обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оленегорска с подведомственной территорией о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории, прилегающей к дому ... на ул. ... в г. ... в срок до 01 марта 2011 года и о возложении обязанности на администрацию г. Оленегорска с подведомственной территорией организовать сбор, временное накопление, хранение и вывоз твердых бытовых отходов соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства, а именно, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на расстоянии не менее 20 метров от дома ... на ул. ... в г. ... в срок до 01 апреля 2011 года.
В обоснование исковых требований указывает, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего сферу обращения с отходами производства и потребления, были выявлены нарушения в деятельности администрации г. Оленегорска в части непринятия предусмотренных законом мер к соблюдению требований природоохранного и санитарного законодательства по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов. Так, в ходе проверки было установлено, что на расстоянии 9,5 метров от дома ... на ул. ... расположена контейнерная площадка для сбора бытовых отходов, кроме того, возле указанной площадки обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Указанная контейнерная площадка и образовавшаяся возле неё несанкционированная свалка находятся на землях государственной собственности, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления городских округов. До настоящего времени администрация г. Оленегорска не приняла мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной возле контейнерной площадки, прилегающей к дому ... на ул. ... в г. ..., равно как и не приняла мер к оборудованию контейнерной площадки для сбора отходов производства и потребления в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88.
В судебном заседании прокурор Панова О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, изменив сроки устранения нарушений, и просила обязать администрацию города Оленегорска принять меры к ликвидации несанкционированной свалки у дома ... на ул. ... в течение 7 дней после вступления решения в законную силу и оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на расстоянии не менее 20 метров от дома ... на ул. ... до 01 июля 2011 года. Кроме того, дополнила требованием о возложении обязанности на администрацию г. Оленегорска по принятию мер к демонтажу контейнерной площадки у дома ... на ул. ... и организации временной площадку для сбора и временного накопления бытовых отходов на расстоянии не менее 20 метров от дома ... на ул. ... в течение 10 дней после вступления решения в законную силу.
Третье лицо - Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Роспотребнадзор) в письменном отзыве исковые требования прокурора поддержало по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Порывкина Ю.Г. в судебном заседании исковые требования признала частично. Пояснила, что установленные прокурором сроки устранения имеющихся недостатков заведомо неисполнимы, поскольку в настоящее время проводить указанные работы, за исключением ликвидации несанкционированной свалки, невозможно, поскольку для того, чтобы соблюсти требования экологического и санитарного законодательства, под контейнерную площадку для сбора отходов, необходимо заливать бетонную «подложку», что в зимний период времени, невозможно. Организация же временной площадки для сбора и накопления бытовых отходов не предусмотрена законом и повлечет необоснованные затраты финансовых средств.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Данные права обеспечиваются выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.11, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством.
В силу ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, являются отходами производства и потребления.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления, в установленном ими порядке осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами в соответствии с санитарным, экологическим и иным законодательством в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Нормами ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. ст. 21, 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам. Условия и способы по обращению с опасными отходами должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания.
Основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых зданий, закреплены Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
На основании пунктов 2.1.3, 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры, размещаемые на специальных площадках, которые должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В судебном заседании установлено и на отрицается представителем ответчика, что у многоквартирного дома ... на ул. ... на расстоянии 9,5 метров от его стены находится контейнерная площадка из четырех контейнеров для сбора бытовых отходов. Кроме того, возле указанной контейнерной площадки расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Как установлено, контейнерная площадка и образовавшаяся возле неё несанкционированная свалка находятся на землях государственной собственности, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления городских округов. Исходя из изложенного, обязанность по организации уборки данной территории и вывозу мусора, является полномочием органов местного самоуправления.
Учитывая, что факт несоблюдения природоохранного законодательства органами местного самоуправления г. Оленегорска с подведомственной территорией установлен, допущенные нарушения должны быть устранены в разумные сроки. Поэтому, суд считает необходимым обязать администрацию г. Оленегорска принять меры к ликвидации несанкционированной свалки у дома ... на ул. ... в течение 10 дней после вступления данного решения в законную силу.
Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов должна быть оборудована с соблюдением требований санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, а именно, на территориях домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В связи с изложенным, учитывая, что установка и организация контейнерной площадки с водонепроницаемым покрытием, её озеленение, возможно лишь в теплое время года, при погодных условиях, обеспечивающих доступ к земле, в отсутствие снежного покрытия, суд считает целесообразным установить срок органам местного самоуправления для оборудования контейнерной площадки для сбора отходов до 01 июля 2011 года.
Свидетель К., допрошенная в судебном заседании, показала, что работает <данные изъяты>. Полагает, что в данном случае имеется недоработка органов местного самоуправления, так как отсутствует план размещения всех контейнерных площадок. Имеющаяся схема расположения контейнеров согласована с ней, однако, она отзывает свою подпись, поскольку этой схемой не определены места размещения контейнерных площадок, а определены точки сбора мусора <данные изъяты> Считает, что нахождение контейнерной площадки на расстоянии 9,5 м от жилого дома отрицательно влияет на санитарно-эпидемиологическое здоровье населения, является источников распространения инфекции.
Однако, суд считает, что не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении обязанности на администрацию г. Оленегорска о принятии мер к демонтажу имеющейся контейнерной площадки и организации временной площадки для сбора и хранения отходов. При этом, суд исходит из того, что организация временных контейнерных площадок для сбора отходов не предусмотрена законом. Имеющаяся контейнерная площадка, установленная без соблюдения расстояния в 20 метров от жилого дома ... на ул. ..., имеется в схеме расположения контейнерных площадок на территории жилищного фонда ... (л.д. 35-36). Данная схема согласована с отделом городского хозяйства администрации г. Оленегорска, с филиалом <данные изъяты> на схеме имеются подписи должностных лиц, скрепленные соответствующими печатями. Исходя из изложенного, суд делает вывод о том, что вопрос установки контейнерной площадки вблизи дома ... на ул. ..., являлся предметом обсуждения ответственных должностных лиц, которые, в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 согласовали данную схему, не найдя причин для принятия обратного решения, тем самым сделав вывод о безопасности для граждан подобной расстановки контейнеров для сбора отходов. Поэтому, обязывая органы местного самоуправления устранить выявленное нарушение природоохранного законодательства до 1 июля 2010 года, суд считает экономически нецелесообразным возлагать на них обязанность о немедленном демонтаже и установке временных контейнерных площадок на расстоянии не менее 20 метров от жилого дома, поскольку это повлечет излишнее расходование бюджетных средств, при том, что установленный срок для оборудования контейнерной площадки с соблюдением всех требований природоохранного законодательства – до 1 июля 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории, прилегающей к дому ... на ул. ... в течение 10 дней после вступления решения в законную силу.
Возложить обязанность на администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на расстоянии не менее 20 метров от дома ... на ул. ... в г. ... в срок до 01 июля 2011 года.
В удовлетворении требования о принятии мер к демонтажу имеющейся контейнерной площадки и организации временной контейнерной площадки для сбора и хранения отходов у дома ... на ул. ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий | И.В. Бахарева |
Решение вступило в законную силу.