Решение по делу 2-183/2011 по иску Администрации г. Оленегорска к ООО `ТЭК`



Дело № 2-183/2011

Полный текст решения изготовлен 15.06.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2011 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Бахаревой И.В.,

при секретаре Карасёвой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» о признании незаконным бездействия в части неисполнения обязанности по подготовке документов и осуществления расчетов для утверждения нормативов создания запасов топлива и возложении обязанности осуществить расчет и направить в уполномоченный орган для утверждения нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, предварительно согласовав их с органом местного самоуправления,

установил:

Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области обратилась в суд в защиту неопределенного круга потребителей к ООО «ТЭК» о признании незаконным бездействия ООО «ТЭК» в части неисполнения обязанности по подготовке документов и осуществления расчетов для утверждения нормативов создания запасов топлива и возложении обязанности осуществить расчет и направить в уполномоченный орган для утверждения нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, предварительно согласовав их с органом местного самоуправления.

В обоснование исковых требований указывает, что между ООО «ТЭК» и <данные изъяты> 01 декабря 2003 года был заключен договор № ХХХ в соответствии с которым ООО «ТЭК» обязуется подавать <данные изъяты> через присоединённую сеть тепловую энергию, а <данные изъяты> обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и расходуемый без возврата источник теплоты теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. ООО «ТЭК» занимает доминирующее положение в городе по теплоснабжению, а <данные изъяты> не имеет других источников поставки тепловой энергии и является посредником как между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, так и между ресурсоснабжающей организацией и управляющими жилым фондом компаниями города, а также ТСЖ. Согласно п. 18 Инструкции Минэнерго № 66 уполномоченный орган государственной власти <данные изъяты>) ежегодно в срок до 01 июня рассматривает представленные на 01 октября планируемого года расчеты нормативов создания запасов топлива, согласованные с органами местного самоуправления. Заявителем, согласно п. 6 административного регламента Министерства энергетики, является организация, осуществляющая производство электрической или тепловой энергии, в отношении которой осуществляется государственное регулирование тарифов (цен) электрической и тепловой энергии. В нарушение указанных норм, в 2010 году ООО «ТЭК» не предоставило для согласования администрации г. Оленегорска расчеты нормативов создания запасов топлива на отопительный период 2010-2011 года. В текущем году также данные расчеты запасов топлива не были согласованы с органом местного самоуправления. На неоднократные письма с напоминанием о необходимости произвести согласование ООО «ТЭК» не реагирует. Однако, отсутствие данного согласования грозит срывом отопительного сезона и ростом социальной напряженности. Просит признать незаконным бездействие ООО «ТЭК» в части неисполнения обязанности по подготовке документов и осуществления расчетов для утверждения нормативов создания запасов топлива на отопительный период 2010-2011 г.г. и обязать ООО «ТЭК в срок до 01 мая 2011 года осуществить расчет и направить в уполномоченный орган для утверждения нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на отопительный период 2011-2012 г.г., предварительно согласовав их с органом местного самоуправления.

В судебном заседании представитель истца Иванова Л.В. исковые требования уточнила и просила признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «ТЭК» в части неисполнения обязанности по согласованию с администрацией г. Оленегорска с подведомственной территорией нормативов создания запаса топлива на отопительный период 2010-2011 годы и возложить на общество с ограниченной ответственностью «ТЭК» обязанность согласовать с администрацией г. Оленегорска Мурманской области расчет нормативов запаса топлива на отопительный сезон на 2011-2012 годы немедленно после вступления решения в законную силу.

Представитель третьего лица – <данные изъяты> в письменном отзыве исковые требования администрации поддержало и считает неправомерным невыполнение ООО «ТЭК» требования Приказа Минэнерго РФ № 66 от 04.09.2008 года, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика ООО «ТЭК» Муравьев Е.С. в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, мотивируя тем, что администрация г. Оленегорска не обладает полномочиями на подачу иска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а ссылка на ФЗ «О защите прав потребителей» не состоятельна, поэтому она не является надлежащим истцом по данному делу. Не представлено доказательств о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, а также наличие причинной связи между созданием нормативов запаса топлива и нарушением прав граждан. Кроме того, в настоящее время, в связи со вступлением в силу ФЗ № 190 от 27.07.2010 года № 190 «О теплоснабжении» невозможно согласовать с органом местного самоуправления нормативы запасов топлива, поскольку отсутствует методика расчета, а также у органа местного самоуправления, в соответствии со ст. 6 указанного закона, отсутствуют полномочия, в соответствии с которыми они вправе согласовывать нормативы запасов топлива. Такие полномочия имеются у <данные изъяты>. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В судебном заседании установлено, что между ООО «ТЭК» и <данные изъяты> 01 декабря 2003 года был заключен договор № ХХХ, в соответствии с которым ООО «ТЭК» обязуется подавать <данные изъяты> через присоединённую сеть тепловую энергию, а <данные изъяты> обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и расходуемый без возврата источник теплоты теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Исполнительным органом ООО «ТЭК», согласно договора управления, является управляющая организация <данные изъяты>

Постановлением администрации города Оленегорска от 19.03.2010 года № 122 <данные изъяты> было реорганизовано 07 июля 2010 года путём слияния с <данные изъяты> в <данные изъяты>

В соответствии с п. 1.1 Устава <данные изъяты> предприятие является правопреемником <данные изъяты> по всем правам и обязательствам в порядке универсального правопреемства.

Как видно из представленных документов и анализа правовых норм, доводы представителя ответчика о том, что администрация г. Оленегорска не является надлежащим истцом по данному делу, необоснованны, поскольку, утверждение нормативов создания запасов топлива уполномоченным органом влияет на решение вопросов местного значения. Создание нормативов запасов топлива необходимо для надежной и стабильной работы котельной ООО «ТЭК», необходимо для обеспечения плановой выработки тепловой энергии для жизнеобеспечения жителей муниципального образования, а отсутствие такового может привести к срыву отопительного сезона и нарушению прав потребителей – жителей муниципального образования, добросовестно оплачивающих коммунальную услугу.

Также суд считает необоснованными и доводы представителя ответчика о том, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по согласованию нормативов запасов топлива по следующим основаниям.

Согласно Приказу Минэнерго РФ от 06.05.2009 г. № 136, которым был утвержден Административный регламент Министерства энергетики РФ по исполнению государственной функции по утверждению нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, нормативы создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных утверждаются на каждый месяц года, начиная с 1 октября планируемого периода. Заявителем является организация (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство электрической и тепловой энергии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов (цен) электрической и тепловой энергии (далее - Заявитель).

От имени Заявителя организации выступает ее руководитель или уполномоченное лицо.

В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 года № 66 «Об организации в Министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», инструкция, утвержденная данным приказом, разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии.

В соответствии с п. 18 указанного выше Приказа, Минэнерго России ежегодно в срок до 1 июня рассматривает представленные на 1 октября планируемого года расчеты нормативов создания запасов топлива, согласованные с органами местного самоуправления.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения относится выполнение требований, установленных правилами оценки готовности городского округа к отопительному периоду, контроль за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному сезону.

Суд соглашается с требованиями администрации г. Оленегорска и мнением <данные изъяты> о том, что теплоснабжающая организация - ООО «ТЭК» должна действовать в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 года № 66, а именно, в соответствии с п. 18 указанного приказа и до утверждения Минэнерго нормативов запасов топлива (в соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ «О теплоснабжении»), согласовать их с органом местного самоуправления.

Учитывая, что ООО «ТЭК» не выполнило свою обязанность по согласованию с органом местного самоуправления нормативов запасов топлива на отопительный сезон 2010-2011 г.г. его действия нельзя признать законными, то есть, в соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», они являются противоправными.

Таким образом, исходя из того, что Приказ Минэнерго РФ № 66 от 04.09.2008 года является действующим, в связи с принятием Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» он не отменен, исковые требования администрации г. Оленегорска с подведомственной территорией в части возложения на ООО «ТЭК» обязанности согласования с администрацией нормативы создания запасов топлива являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 п. 40 Приказа Минэнерго РФ от 06.05.2009 г. № 136, которым был утвержден Административный регламент Министерства энергетики РФ по исполнению государственной функции по утверждению нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, основанием для отказа Минэнерго РФ в утверждении нормативов создания запасов топлива является представление расчетов и обоснования нормативов не в соответствии с требованием Инструкции, а как установлено, п. 18 Инструкции, утвержденной Приказом Минэнерго РФ № 66 от 04.09.2008 года, согласование расчетов нормативов запаса топлива с органом местного самоуправления является обязательным.

В соответствии ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области - удовлетворить.

Признать противоправным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» в части неисполнения обязанности по согласованию с администрацией г. Оленегорска с подведомственной территорией нормативов создания запаса топлива на отопительный период 2010-2011 годы.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» обязанность согласовать с администрацией г. Оленегорска Мурманской области расчет нормативов запаса топлива на отопительный сезон на 2011-2012 годы после вступления решения в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» в доход государства госпошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

И.В. Бахарева

Решение вступило в законную силу.