Решение по делу №2-480/2011 по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному унитарному предприятию `Оленегорскводоканал`.



Дело № 2- 480/2011

Полный текст решения

изготовлен 20.07.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2011 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой О.В.

при секретаре Алексеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному унитарному предприятию «Оленегорскводоканал» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

установил:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному унитарному предприятию «Оленегорскводоканал» (далее – ГОУП «Оленегорскводоканал») с требованиями о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, указывая, что проверкой, проведенной природоохранной прокуратурой, установлено, что при осуществлении уставной деятельности ГОУП «Оленегорскводоканал» оказывает негативное воздействие на окружающую среду - осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на землю, размещение отходов производства и потребления.

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Размещение отходов производства и потребления, а так же выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнения окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также на основании ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В свою очередь, отчетным периодом признается календарный квартал.

Проверкой установлено, что ГОУП «Оленегорскводоканал» осуществляет свою деятельность с нарушением экологического законодательства, а именно, плата за негативное воздействие на окружающую среду ГОУП «Оленегорскводоканал» за ДД.ММ.ГГГГ, ... квартал ДД.ММ.ГГГГ внесена не в полном объеме.

Согласно расчетам, представленным Управлением Росприроднадзора по Мурманской области задолженность предприятия по плате за негативное воздействие на окружающую среду составляет ... руб. ... коп.

Представитель природоохранной прокуроры Титаренко П.В. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив требования в части периода задолженности ответчика по платам за негативное воздействие на окружающую среду – за ...-... квартал ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ... квартал ДД.ММ.ГГГГ, просит взыскать за указанный период ... руб. ... коп.

Представитель ответчика Веретнов В.В. иск признал в полном объёме по основаниям, указанным в представленном отзыве, согласно которому задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду возникла в связи со сложным финансовым положением предприятия, а также с изменением нормативной базы по установлению лимитов временно-согласованного сброса, в связи с чем плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты сверх установленных нормативов увеличилась.

Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области по извещению в судебное заседание не прибыл.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд считает иск природоохранного прокурора обоснованным, и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010г.) «Об охране окружающей среды» следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципов платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Понятие платы за негативное воздействие на окружающую среду дано в Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007».

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Размещение отходов производства и потребления, а так же выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009г.) «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнения окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также на основании ст. 23 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008г.) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010г.) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 34 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Согласно пункту 9 вышеуказанного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 г. «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В свою очередь, отчетным периодом признается календарный квартал.

Судом установлено, что ГОУП «Оленегорскводоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, по эксплуатации инженерных сетей городов и населенных пунктов, эксплуатации гидротехнических сооружений и др. Коммерческая деятельность ГОУП «Оленегорскводоканал» осуществляется в зданиях и помещениях, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения.

Проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ГОУП «Оленегорскводоканал» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно, осуществляет: выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на землю, размещение отходов производства и потребления.

Кроме того, проверка показала, что в нарушение указанных требований
федерального законодательства ГОУП «Оленегорскводоканал» осуществляет свою деятельность с нарушением экологического законодательства, а именно, предприятием не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за ...-... квартал ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ... квартал ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно расчетам, представленным Управлением Росприроднадзора по Мурманской области, задолженность предприятия по плате за негативное воздействие на окружающую среду составляет ... руб. ... коп., что подтверждается материалами проверки. Сумма задолженности представителем ответчика не оспаривается.

Управлением Росприроднадзора по Мурманской области ответчику направлялось требование № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате платежей за негативное воздействие окружающей среды в срок до ДД.ММ.ГГГГ., однако ответчиком задолженность своевременно не уплачена.

Суд соглашается, что требование прокурора обусловлено необходимостью защиты неопределенного круга, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду является компенсационным платежом и идет на формирование программ на федеральном и местном уровнях по восстановлению окружающей природной среды, на выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения, в связи с чем, уклонение ответчика от внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду затрагиваются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с Государственного областного унитарного предприятия «Оленегорскводоканал» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере ... руб. ... коп.

Взыскать с Государственного областного унитарного предприятия «Оленегорскводоканал» государственную пошлину в доход государства в сумме ... руб. ... коп.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

О.В.Васильева

Решение вступило в законную силу