Решение по делу 2-1053/2011 по иску прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Оленегорска.



Дело № 2-1053/2011

Полный текст решения

изготовлен 18.07.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Васильевой О.В.

при секретаре Алексеевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации города Оленегорска по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта,

установил:

Прокурор города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о признании незаконным действия администрации города Оленегорска по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, обосновывая свои требования тем, что ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Во исполнение федерального законодательства постановлением администрации г. Оленегорска от 06.04.2010 № 145 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправлений муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией. В соответствии с п.п. 1.1., 2.3. данного Порядка администрацией города осуществляется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляются заключения по результатам каждой антикоррупционной экспертизы. Однако в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в отношении не всех актов, принимаемых на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, о чем свидетельствует отсутствие заключений на них. В частности, не проведена антикоррупционная экспертиза и не подготовлено заключение на решение Совета депутатов города Оленегорска от 21.04.2011 № 01-32рс «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией». Не проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов нарушает основной принцип противодействия коррупции - принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. Данное обстоятельство не позволяет обеспечить законность системы местного самоуправления в муниципальном образовании, основным направлением которой является надлежащее решение вопросов местного значения в целях удовлетворения нужд населения и города, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по не проведению антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта и обязать администрацию муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области провести антикоррупционную экспертизу решения Совета депутатов города Оленегорска от 21.04.2011 № 01-32рс «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией».

В судебном заседании помощник прокурора г. Оленегорска Краморенко А.В. поддерживала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель администрации г.Оленегорска Иванова Л.В. возражала против удовлетворения заявления, указывая, что неправомерное бездействие со стороны администрации отсутствует, поскольку в соответствии с установленным Порядком проведения антикоррупционной экспертизы и изменением к нему экспертиза НПА (нормативно правовых актов) осуществляется в процессе мониторинга их применения. То есть графика проведения такой экспертизы не существует. Кроме того экспертизу администрация проводит только тех НПА, которые принимает Администрация. В данном случае речь идет о НПА Совета депутатов г.Оленегорска. Проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав разработан администрацией и антикоррупционная экспертиза проекта прошла, о чем имеется и заключение и лист согласования.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии с "Уставом муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией", принятого решением Совета депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией от 02.07.2010 N 01-44РС) муниципальное образование г.Оленегорск с подведомственной территорией наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Мурманской области от 02.12.2004 N 534-01-ЗМО "О статусе муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией". Местное самоуправление в муниципальном образовании - форма осуществления населением муниципального образования своей власти.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 от 06.10.2003г. по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Указанные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ № 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ-172 указано, что выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 названного Федерального закона.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Положения вышеуказанных нормативных правовых актов также дублируются в Законе Мурманской области № 1154-01-ЗМО от 23.11.2009г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области "О противодействии коррупции в Мурманской области", где указано, что органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области проводят в соответствии с Федеральным законом, методикой, установленной Правительством Российской Федерации, настоящим Законом и в порядке, устанавливаемом муниципальными нормативными правовыми актами, антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).

Согласно постановлению администрации г. Оленегорска № 145 от 06.04.2010г. утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Вместе с тем, из имеющейся в материалах дела копии должностной инструкции начальника отдела финансового контроля следует, что одним пунктом из его должностных обязанностей (п.п.3.14) является проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также действующих нормативных правовых актов, в целях выявления в них норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Однако в ходе проведенной прокуратурой г. Оленегорска проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в отношении не всех актов, принимаемых на территории муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией, о чем свидетельствует отсутствие заключений на них. В частности, не проведена антикоррупционная экспертиза и не подготовлено заключение на решение Совета депутатов г. Оленегорска от 21.04.2011 № 01-32рс «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией».

Доводы представителя администрации о том, что антикоррупционная экспертиза на решение Совета депутатов г. Оленегорска от 21.04.2011 № 01-32рс должна была быть проведена не администрацией города, а Советом депутатов, суд отвергает как необоснованные, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами Федерального закона и Постановлением администрации города № 145 от 6.04.2010 года установлен уполномоченный орган по проведению антикоррупционной экспертизы, которым является отдел финансового контроля в составе управления экономики и финансов администрации г.Оленегорска. Другого уполномоченного органа для проведения такой экспертизы не установлено.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что имеет место бездействие со стороны администрации г. Оленегорска, выразившееся в не совершении действий, которое оно должно было совершить в данных условиях для устранения нарушений требований законодательства. Каких-либо реальных мер по устранению выявленных нарушений ответчиком до настоящего времени не предпринято.

Бездействие органов местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск приводит к невозможности проведения мер по профилактике коррупции, создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором г. Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по не проведению антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - решения Совета депутатов города Оленегорска от 21.04.2011 года « 01-32рс «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.

Руководствуясь ст. 197-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по не проведению антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта.

Обязать администрацию муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области провести антикоррупционную экспертизу решения Совета депутатов города Оленегорска от 21.04.2011 года « 01-32рс «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий

О.В.Васильева

Решение вступило в законную силу