Решение по делу 2-1057/2011 по иску прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Оленегорска.



Дело № 2-1057/2011

Мотивированное решение

составлено 15.07.2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Вязниковой Н.А.

при секретаре Вавинове Н.А.

с участием помощника прокурора города Оленегорска Крамаренко А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Оленегорск по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта,

установил:

Прокурор города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился (в порядке статьи 254 ГПК РФ) о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта ( далее НПА)- решения Совета депутатов города Оленегорска от 12.05.2011г. № 01-36рс «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе».

В заявлении указано, что статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Во исполнение федерального законодательства постановлением администрации города Оленегорска от 06.04.2010 № 145 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией и в соответствии с п.п. 1.1., 2.3. данного Порядка администрацией города Оленегорска должно осуществляться проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, составляться заключения по результатам каждой антикоррупционной экспертизы, однако в ходе проверки выявлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в отношении не всех актов, принимаемых на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, о чем свидетельствует отсутствие заключений на них. В частности, не проведена антикоррупционная экспертиза и не подготовлено заключение на решение Совета депутатов города Оленегорска от 12.05.2011 № 01-36рс «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе». Не проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов нарушает основной принцип противодействия коррупции - принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. Данное обстоятельство не позволяет обеспечить законность системы местного самоуправления в муниципальном образовании, основным направлением которой является надлежащее решение вопросов местного значения в целях удовлетворения нужд населения и города, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по не проведению антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта и обязать администрацию муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области провести антикоррупционную экспертизу указанного решения Совета депутатов города Оленегорска.

В судебном заседании помощник прокурора города Оленегорска поддержала требование по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области Иванова Л.В. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что в соответствии с требованиями законодательства по проекту решения Совета депутатов города Оленегорска «О внесении изменений в положение о бюджетном процессе» по результатам антикоррупционной экспертизы проекта было дано заключение от 26.04.2011г. Поскольку в декабре 2010г. в Порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА было внесено изменение ( п.2.5) антикоррупционная экспертиза НПА, принятого Советом депутатов города Оленегорска, не проводилась.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии с "Уставом муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией", принятого решением Совета депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией от 02.07.2010 N 01-44РС) муниципальное образование город Оленегорск с подведомственной территорией наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Мурманской области от 02.12.2004 N 534-01-ЗМО "О статусе муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией". Местное самоуправление в муниципальном образовании - форма осуществления населением муниципального образования своей власти. Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 от 06.10.2003г. по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Указанные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ-172 указано, что выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 названного Федерального закона.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Положения вышеуказанных нормативных правовых актов также имеются в Законе Мурманской области № 1154-01-ЗМО от 23.11.2009г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области "О противодействии коррупции в Мурманской области", где указано, что органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области проводят в соответствии с Федеральным законом, методикой, установленной Правительством Российской Федерации, настоящим Законом и в порядке, устанавливаемом муниципальными нормативными правовыми актами, антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).

Согласно постановления администрации города Оленегорска № 145 от 06.04.2010г. утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов и является мерой предупреждения коррупционных проявлений.

Из имеющейся в материалах дела копии должностной инструкции начальника отдела финансового контроля следует, что одним пунктом из его должностных обязанностей является проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также действующих нормативных правовых актов, в целях выявления в них норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции, однако в ходе проведенной прокуратурой города Оленегорска проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в отношении не всех актов, принимаемых на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, о чем свидетельствует отсутствие заключений на них. В частности, не проведена антикоррупционная экспертиза и не подготовлено заключение на решение Совета депутатов города Оленегорска от 12.05.2011г. № 01-36рс «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе», представлено Заключение на проект указанного НПА от 26.04.2011г.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что имеет место бездействие со стороны администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, выразившееся в не совершении действий, которое оно должно было совершить в данных условиях для устранения нарушений требований законодательства. Каких-либо реальных мер по устранению выявленных нарушений ответчиком до настоящего времени не предпринято.

Бездействие органов местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск приводит к невозможности проведения мер по профилактике коррупции, создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по не проведению антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта - решения Совета депутатов города Оленегорска от 12.05.2011 года № 01-36рс «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе».

Руководствуясь ст. 197-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по не проведению антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта.

Обязать администрацию муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области провести антикоррупционную эспертизу решения Совета депутатов города Оленегорска от 12.05.2011 года № 01-36рс «О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Н.А.Вязникова

Решение вступило в законную силу