Решение по делу 2-1196/2011 по иску прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья.



Дело № 2-1196/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Бахаревой И.В.

при секретаре Морозовой Т.Н.,

с участием старшего помощника прокурора г. Оленегорска Мазуниной Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «..., дом ...» о возложении обязанности организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств и электрических ламп, осуществлять накопление с соблюдением соответствующих экологических и санитарных требований, организовать передачу накапливающихся ртутьсодержащих отходов в специализированную организацию,

установил:

Прокурор г. Оленегорска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился к ТСЖ «..., дом ...» с указанным иском, указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего сферу обращения с отходами производства и потребления, были выявлены нарушения в деятельности ТСЖ в части соблюдения установленных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, организации мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, исполнения обязанности осуществлять накопление ртутьсодержащих отходов и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами I – IV классов опасности. В результате допущенных нарушений в деятельности ТСЖ «..., дом ...» нарушений жилищного, природоохранного и санитарного законодательства в части неисполнения установленных обязанностей в области обращения с ртутьсодержащими отходами, возникает риск повышенного негативного воздействия на здоровье населения, что влечет нарушение гарантированных ст. 41, 42 Конституции РФ прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, создаются условия для возникновения чрезвычайных ситуаций. Просит обязать ТСЖ устранить нарушения в срок до 01.10.2011 года.

Помощник прокурора г. Оленегорска Мазунина Ж.В. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласился в полном объёме.

Выслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 9, 42, 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011г.) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011г.), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Норами ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об отходах производства и потребления» остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, являются отходами производства и потребления.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее – Правила № 681).

Правила № 681 обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1).

В соответствии с п. 2 Правил № 681 потребителями ртутьсодержащих ламп являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением. Отработанные ртутьсодержащие лампы являются ртутьсодержащими отходами.

В силу п. 2, 4, 9 Правил № 681 потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и передают их впоследствии специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами I – IV классов опасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

На основании ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

ТСЖ «..., дом ...» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на основании ст. 161 ЖК РФ, в связи с чем, обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таких домах.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 (ред. От 06.05.2011г.), согласно которым содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности (пп. д(1) п. 11).

Однако согласно п. 12 указанных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил.

Из представленных документов следует, что ТСЖ «..., дом ...» до настоящего времени мер к соблюдению установленных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома не приняло, места для накопления отработанных ртутьсодержащих отходов не организовало, их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами I - IV класса опасности, не исполняет. Данный факт ответчиком не оспаривается.

В результате допущенных в деятельности ТСЖ «..., дом ...» нарушений природоохранного, санитарного и жилищного законодательства в части неиспользования установленных обязанностей в области обращения с ртутьсодержащими отходами возникает риск повышенного негативного воздействия на здоровье населения, что влечет нарушение гарантированных ст. 41, 42 Конституции РФ прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, создаются условия для возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, нарушение ТСЖ «..., дом ...» вышеназванных требований нашло подтверждение в судебном заседании, следовательно, требования прокурора г. Оленегорска подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Оленегорска удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья «..., дом ...» организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих осветительных устройств и электрических ламп в срок до 01 октября 2011 года.

Обязать Товарищество собственников жилья «..., дом ...» осуществлять накопление (временное складирование отходов) с соблюдением соответствующих экологических и санитарных требований с 01 октября 2011 года.

Обязать Товарищество собственников жилья «..., дом ...» организовать передачу накапливающихся ртутьсодержащих отходов в соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства, а именно – заключить договор на передачу ртутьсодержащих отходов в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности в срок до 01 ноября 2011 года.

Взыскать с товарищества собственников жилья «..., дом ...» госпошлину в доход государства в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

И.В. Бахарева

Решение вступило в законную силу