Дело № 2- 479/2011 Мотивированное решение составлено 24.06.2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года г. Оленегорск Оленегорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Васильевой О.В. при секретаре Алексеевой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Оленегорский механический завод» о возложении обязанности оборудовать очистные сооружения устройствами, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ, установил: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с Открытому акционерному обществу «Оленегорский механический завод» (далее ОАО «ОМЗ») с требованиями о возложении обязанности оборудовать очистные сооружения устройствами, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ в срок до 1 августа 2012 года, указывая, что проверкой, проведенной природоохранной прокуратурой установлено, что при осуществлении уставной деятельности ОАО « ОМЗ» согласно Решению № 51-02.02.00.003-Р-РСБХ-С-2010-00167/00 от 02.07.2010 осуществляет сброс сточных вод по 1 выпуску в ручей Комариный, относящегося к рыбохозяйственному водному объекту II категории. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В силу п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045 запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов. Согласно «Перечня рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйст-венное значение», утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству «О рыбохозяйственных нормативах» № 96 от 28.04.1999 концентрация взвешенных веществ не должна увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,75 мг/дм, а концентрация нефтепродуктов не должна превышать 0,05 мг/дм. Проверкой установлено, что ОАО «Оленегорский механический завод» осуществляет сброс сточных вод по 1 выпуску в ручей Комариный, сточные воды от выпуска № 1 сбрасываются в отсутствие разрешения на сброс взвешенных веществ, марганца, меди, цинка, железа общ., нефтепродуктов в водный объект. Согласно отчету по контролю качества природной воды водного объекта за январь февраль, март, апрель 2011 ОАО «Оленегорский механический завод» осуществляет сброс по выпуску с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект рыбохозяйственного значения, согласованных Ба-ренцево-Беломорским территориальным управлением ФАР 30.12.2009 № 01-11/3700. Так, по выпуску 1 превышение установлено по взвешенным веществам -4,0 мг/дм3 (установленный норматив - 3,000 мг/дм3); сухому остатку - 268,00 мг/дм3 (установленный норматив - 200,00 мг/дм3), хлориды - 19,91 мг/дм3 (установленный норматив - 12 мг/дм3), никель - 0,016 (установленный норматив -0,01 мг/дм ), сульфаты - 20, 74 (установленный норматив - 18,60 мг/дм ), медь -0,030 (установленный норматив - 0,001 мг/дм ), цинк - 0,030 (установленный норматив - 0,010 мг/дм ), железо - 1,26 (установленный норматив - 0,100 мг/дм ), нефтепродуктов - 0,230 (установленный норматив - 0,050 мг/дм). Выявленные в ходе проверки нарушения могут оказать негативное влияние на миграцию водных биологических ресурсов, что нарушает требования ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Представитель природоохранной прокуроры Краевская М.Р. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика – Семерьков Ю.В. иск не признал в полном объёме, представив отзыв на иск, при этом пояснив, что согласно отчета по контролю качества природной воды водного объекта за январь, февраль, март, апрель 2011 года ручей Комариный выше сброса сточных вод от ОАО «ОМЗ» имеет превышение предельно допустимой концентрации веществ, то есть воды самого ручья уже имеют высокое загрязнение. По этому сточные воды, сбрасываемые ОАО «ОМЗ» с незначительным превышением ПДК и оказать негативное воздействие на миграцию водных биологических ресурсов не могут. Кроме того, ОМЗ постоянно ведется поиск технологий по очистке сточных вод, сбрасываемый в ручей Комариный, о чем свидетельствуют направленные запросы и опросные листы в различные научные лаборатории Москвы, Курска, Новофоминска. Однако до настоящего времени никто из них не гарантировал очистку сточной воды до требуемых значений. Предложений по технологии очистки стоков от ионов металлов до ПДК не поступало. Примеров внедрения технологий по достижению ПДК завод не имеет. ОАО «ОМЗ» ведет работу по снижению сброса загрязняющих веществ путем уменьшения объемов сброса и поиску новых альтернативных путей. В случае удовлетворения исковых требований представитель ответчика просил увеличить срок, в течение которого надлежит оборудовать очистные сооружения устройствами, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод. Третье лицо- Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области, по извещению в судебное заседание не прибыл, обратившись с письменным отзывом на исковое заявление, согласно которому иск природоохранной прокуратуры поддерживают, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд считает иск природоохранного прокурора обоснованным, и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ « О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. В силу п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045 запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов. Согласно «Перечня рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйст-венное значение», утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству «О рыбохозяйственных нормативах» № 96 от 28.04.1999 концентрация взвешенных веществ не должна увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,75 мг/дм, а концентрация нефтепродуктов не должна превышать 0,05 мг/дм. Судом установлено, что о ОАО «ОМЗ» осуществляет машиностроительную деятельность, производство строительных материалов, строительных металлоконструкций и др., при осуществлении уставной деятельности согласно Решению № 51-02.02.00.003-Р-РСБХ-С-2010-00167/00 от 02.07.2010 о предоставлении водного объекта в пользовании осуществляет сброс сточных вод по 1 выпуску в ручей Комариный, относящегося к рыбохозяйственному водному объекту II категории. Проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что Сточные воды от выпуска № 1 сбрасываются в отсутствие разрешения на сброс взвешенных веществ, марганца, меди, цинка, железа общ., нефтепродуктов в водный объект. Очистка сточных вод осуществляется на сооружениях механической очистки производительностью 110 тыс. м 3/год. Контроль за качеством воды осуществляется испытательной лабораторией ОАО «Оленегорский механический завод» 1 раз в месяц, в соответствии с Программой производственного экологического контроля за источниками загрязнения водных объектов. Согласно отчету по контролю качества природной воды водного объекта за январь февраль, март, апрель 2011 ОАО «ОМЗ» осуществляет сброс по выпуску с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект рыбохозяйственного значения, согласованных Баренцево-Беломорским территориальным управлением ФАР 30.12.2009 № 01-11/3700. Так, по выпуску 1 превышение установлено по взвешенным веществам -4,0 мг/дм3 (установленный норматив - 3,000 мг/дм3); сухому остатку - 268,00 мг/дм3 (установленный норматив - 200,00 мг/дм3), хлориды - 19,91 мг/дм3 (установленный норматив - 12 мг/дм3), никель - 0,016 (установленный норматив -0,01 мг/дм ), сульфаты - 20, 74 (установленный норматив - 18,60 мг/дм ), медь -0,030 (установленный норматив - 0,001 мг/дм ), цинк - 0,030 (установленный норматив - 0,010 мг/дм ), железо - 1,26 (установленный норматив - 0,100 мг/дм ), нефтепродуктов - 0,230 (установленный норматив - 0,050 мг/дм). Таким образом, в судебном заседании установлено, что ОАО «ОМЗ» осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства, в частности требования ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Доводы представителя ответчика о том, что сбрасываемые ОАО «ОМЗ» сточные воды незначительно превышают ПДК ( предельно допустимую концентрацию) и не могут оказать негативного воздействия на миграцию водных ресурсов, суд отвергает как необоснованные, в связи с тем, что установленные судом превышения ПДК веществ, сбрасываемых в ручей Комариный объективно имеют место, сделать вывод том, что эти превышения незначительные, которые не окажут негативного воздействия не представляется возможным. Законодательством установлена предельно допустимая концентрация веществ в сточных водах, которую ответчик превысил. Доводы о том, что ОАО «ОМЗ» не может получить новые технологии очистки сточных вод от тех научных, исследовательских учреждений, в которые ответчик делал запросы также не влияют на результат принятого судом решения, поскольку в силу вышеназванных законов юридические лица, должны осуществлять свою деятельность не причиняя вредя водному хозяйству, концентрация взвешенных веществ и нефтепродуктов не должна превышать установленных законом величин. Суд соглашается с природоохранным прокурором о сроке, который необходимо предоставить ОАО «ОМЗ» для исполнения обязанностей по устранению недостатков, считая его разумным и справедливым. В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество «Оленегорский механический завод» в срок до 1 августа 2012 года оборудовать очистные сооружения устройствами, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в ручей Комариный. Взыскать с государственную пошлину в доход государства в сумме ... рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивировочной части решения, то есть с 24 июня 2011года. Председательствующий О.В. Васильева Решение вступило в законную силу