Дело №2-1198/2011 Решение составлено 29.10.2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года г. Оленегорск Оленегорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Малич Р.Б. при секретаре Кузьма Н.В. с участием старшего помощника прокурора г.Оленегорска Мазуниной Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области об обязании произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части по улицам Строительная, Мира и Космонавтов в городе Оленегорске, установил: Прокурор г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области об обязании произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части по улице Строительная в г.Оленегорске, указывая, что в ходе контрольного обследования улично-дорожной сети г.Оленегорска 19.08.2011г. было выявлено, что в дорожном покрытии проезжей части ул.Строительная г.Оленегорска в районе домов 29, 39, 47, 49а, 52 имеются просадки, выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В силу закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно Уставу муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией в полномочия Администрации г.Оленегорска с подведомственной территорией входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в городском округе. В ходе проверки установлено, что ответчиком не в полной мере обеспечивается безопасность дорожного движения по автодороге на ул.Строительная в г.Оленегорске, повреждение дорожного покрытия препятствует безопасной эксплуатации автомобильных работ. Неисполнение ответчиком возложенных на него полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог создает реальную угрозу безопасности дорожного движении, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан, непосредственно затрагивает права граждан, проживающих на территории г.Оленегорска, на охрану жизни, здоровья, имущества. Просит обязать администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области в срок до 01.11.2011г. произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части по улице Строительная в городе Оленегорске и привести его в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Кроме того, прокурор г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области об обязании произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части по улицам Мира и Космонавтов в г.Оленегорске, указывая, что в ходе контрольного обследования 23.08.2011г. было выявлено, что в дорожном покрытии проезжей части улиц Мира и Космонавтов г.Оленегорска имеются просадки, выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Приводя в обоснование иска те же доводы, просит обязать администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области в срок до 01.11.2011г. произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части по улицам Космонавтов и Мира в городе Оленегорске и привести его в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Определением суда данные дела соединены в одно производство. В судебном заседании представитель ответчика администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Новосельская В.В. иск не признала, пояснив, что в силу закона органы местного самоуправления не могут самостоятельно осуществлять работы по устройству автомобильных дорог, они могут организовать проведение ремонта автомобильных дорог. Все зависящие от администрации г.Оленегорска меры по организации ремонта проезжей части дорог по улицам Строительная, Мира и Космонавтов были приняты. Собственных средств муниципального образования на выполнение ремонтных работ недостаточно, поэтому планировалось проведение выборочного ямочного ремонта дорожного покрытия. В июне 2011г. органами государственной власти Мурманской области было принято решение о предоставлении муниципальному образованию город Оленегорск с подведомственной территорией субсидий на цели проведения ремонта дорог. В целях организации проведения капитального ремонта дорог по мере поступления средств из бюджета КУМИ администрации города в июне и июле 2011г. были размещены заказы на разработку проектной документации и заключены муниципальные контракты на проектно-сметную документацию по капитальному ремонту дорог ул.Мира и Строительная. После этого были проведены аукционы на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту улиц Строительная и Мира и на ремонт внутриквартальных проездов улиц Космонавтов, Энергетиков, Ленинградский пр-т. На настоящее время заключены муниципальные контракты с Кольским ГОУ ДРСП, которое в соответствии с контрактами приступило к ремонту дорожного полотна. Администрацией города и КУМИ осуществляется ежедневный контроль за проведением ремонтных работ. Однако сейчас имеются объективные трудности, т.к. только один завод в области производит асфальтобетонную смесь, которая в приоритетном порядке направляется в г.Мурманск. Поскольку администрацией города приняты все меры по организации содержания и ремонту дорог, работы будут выполняться в соответствии с заключенными контрактами, просит в иске отказать. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска Феоктистов И.С. иск не признал, т.к. КУМИ выполнил все зависящие от него мероприятия по организации ремонта дорожного полотна: разместил заказы на проектно-сметную документацию, заключил муниципальные контракты на выполнение работы по капитальному ремонту в пределах выделенных средств. В соответствии с муниципальным контрактом от 21.09.2011г. срок выполнения работ по капитальному ремонту дорожного покрытия улиц Строительная и Мира до 11.11.2011г., срок выполнения работ по ямочному ремонту ул.Космонавтов по муниципальному контракту от 10.10.2011г. – до 20.10.2011г. До настоящего времени дорожное покрытие не соответствует требованиям ГОСТ, капитальный ремонт начат. Как будут исполняться контракты, от КУМИ и Администрации города не зависит. Считает, что исковые требования прокурора не могут быть удовлетворены, т.к. КУМИ совершил действия по организации проведения ремонта и осуществляет контроль за исполнением муниципального контракта; какие еще действия должен он совершить, прокурор не указывает. Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст.1 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии со ст.12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ч.4 ст.6 названного ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст.15 названного ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ст.3 ФЗ №257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12). В соответствии со ст.34 Устава муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией в полномочия Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в городском округе, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденному главой муниципального образования 13.01.2003г., Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее КУМИ) является структурным подразделением органа местного самоуправления - Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией мурманской области и создан для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией. Структурным подразделением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области является отдел городского хозяйства Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией, который создан для выполнения полномочий администрации города Оленегорска в области строительства, архитектуры, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройства… Согласно Положению об отделе городского хозяйства его основными задачами в сфере дорожного хозяйства являются проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание дорог; функциями Отдела городского хозяйства в сфере дорожного хозяйства являются учет и проверка состояния дорожного хозяйства на территории муниципального образования, подготовка планов капитального ремонта дорог и разработка проектов планов бюджетного финансирования капитального ремонта, контроль за выполнением плана, организация содержания дорог. Из приведенных норм следует, что осуществление полномочий органа местного самоуправления Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в городском округе, в том числе, поддержание надлежащего технического состояния автомобильных дорог, обеспечивает КУМИ. Это не оспаривалось представителя ответчиков в судебном заседании. В судебном заседании установлено, что ответчиками администрацией города Оленегорска с подведомственной территорией и КУМИ администрации города Оленегорска с подведомственной территорией не исполнены обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пункт 3.1.2 названного ГОСТ устанавливает, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60см и глубине – 5 см. В ходе контрольного обследования дорожного покрытия проезжей части улицы Строительная г.Оленегорска, проведенного 19.08.2011г., установлено, что в районе дома 29 (примыкание с ул.Космонавтов) просадки, выбоины в дорожном покрытии проезжей части, размеры отдельной выбоины составляют: ширина – 70см, длина – 80см, глубина – 9 см; в районе дома 39 просадки, выбоины в дорожном покрытии проезжей части, размеры отдельной выбоины составляют: ширина – 100см, длина – 90см., глубина – 14см; в районе дома 47 просадки, выбоины в дорожном покрытии проезжей части, размеры отдельной выбоины составляют: ширина – 140см, длина – 130см, глубина – 7см; в районе дома 49а имеется повреждение дорожного покрытия, песок, щебень на проезжей части; в районе дома 52 просадки, выбоины в дорожном покрытии проезжей части, размеры отдельной выбоины составляют: ширина – 30см, длина – 100см, глубина – 12см. В ходе обследования дорожного покрытия проезжей части улиц Мира и Космонавтов г.Оленегорска, проведенного 23.08.2011г., установлено, что в дорожном покрытии проезжей части ул.Космонавтов в районе дома 6 отдельная выбоина, размеры которой составляют: ширина – 70см, длина -30см, глубина – 10см; просадки, выбоины в дорожном покрытии проезжей части ул.Космонавтов в районе примыкания с ул.Мира, размеры отдельной выбоины составляют: ширина – 45см, длина – 35см. глубина – 8см; в районе дома 48 по ул.Мира просадки, выбоины в дорожном покрытии проезжей части, размеры отдельной выбоины составляют: ширина – 70см, длина – 45см, глубина – 9см; в районе примыкания с ул.Ферсмана просадки, выбоины в дорожном покрытии проезжей части ул.Мира, размеры отдельной выбоины составляют: ширина – 65см, длина – 25см, глубина – 7см. Данные обстоятельства подтверждаются актом от 19.08.2011г., актом от 06.04.2011г., из которого видно, что на проезжей части улицы Строительная имеются повреждения (выбоины), актом от 23.08.2011г., другими материалами дела. Наличие повреждений в дорожном покрытии проезжей части улиц Строительная, Мира, Космонавтов в г.Оленегорске, размеры которых превышают предельно допустимые, не оспаривалось представителями ответчиков в судебном заседании. Установлено, что в июне 2011г. органами государственной власти Мурманской области было принято решение о предоставлении муниципальному образованию город Оленегорск с подведомственной территорией субсидий на проведение ремонта дорог. Уведомления о предоставлении денежных средств из областного бюджета в размере 47760000руб. на капитальный ремонт и 5937770руб. на ремонт улично-дорожной сети получены администрацией города Оленегорска 17.06.2011г. В связи с этим в целях организации проведения капитального ремонта дорог КУМИ 10.06.2011 и 25.06.2011 были размещены заказы на разработку проектно-сметной документации и заключены контракты, в том числе, 04.07.2011 на проектно-сметную документацию по капитальному ремонту дорог улиц Строительная и Мира. Данные обстоятельства подтверждаются представленными документами. После изготовления проектно-сметной документации 19.08.2011г. Администрацией города Оленегорска в установленном законом порядке были размещены извещения о проведении аукционов на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту улиц Строительная и Мира, на ремонт внутриквартальных проездов улиц города, в том числе ул.Космонавтов. По итогам аукциона 21.09.2011 КУМИ с Кольским ГОУ дорожным ремонтно-строительным предприятием был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог в границах улично-дорожной сети города Оленегорска. Данным контрактом предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту автодорог по улицам Мира и Строительная в г.Оленегорске в срок до 11.11.2011. Кроме того, 10.10.2011 КУМИ с тем же Кольским ГОУ дорожным ремонтно-строительным предприятием был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия улично-дорожной сети г.Оленегорска, которым предусмотрено выполнение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия улицы Космонавтов г.Оленегорска в срок до 20.10.2011. Это подтверждается копиями представленных материалов, копиями указанных муниципальных контрактов. Установлено также, что, несмотря на принятые ответчиками меры по организации ремонта, до настоящего времени дорожное покрытие проезжей части указанных улиц не приведено в соответствие с требованиями установленных правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. Сроки выполнения работ по ямочному ремонту дорожного покрытия улицы Космонавтов истекли 20.10.2011, однако работы не проведены, их выполнение не начато. В части капитального ремонта улиц Строительная и Мира в настоящее время выполнены работы по вскрытию проезжих частей улиц и внутриквартальных проездов; на улице Строительная выполнена укладка асфальтобетона на незначительной площади; техническое состояние вскрытых улиц и проездов не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Данные обстоятельства подтверждаются представленными документами и не оспаривались ответчиками в судебном заседании. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиками не в полной мере и несвоевременно выполняются обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог, их состояние требованиям ГОСТ ответчиками не обеспечено, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан. Тем самым непосредственно затрагиваются права граждан, проживающих на территории г.Оленегорска, на охрану жизни, здоровья и имущества. С учетом этого не могут быть приняты доводы ответчиков о том, что ими приняты все зависящие от них меры по организации работ по ремонту дорог. На основании изложенного, учитывая, что ответчиками организованы работы по проведению ремонта дорог, однако дорожное покрытие не приведено в надлежащее состояние до настоящего времени, исковые требования прокурора г.Оленегорска являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Срок исполнения обязанности по обеспечению соответствия состояния дорожного покрытия улиц Строительная, Мира и Космонавтов города Оленегорска требованиям ГОСТ Р 50597-93 путем проведения ремонта до 01.12.2011г. является разумным с учетом объемов работ и климатических условий. Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области обеспечить соответствие состояния дорожного покрытия проезжей части по улицам Строительная, Мира и Космонавтов в городе Оленегорске Мурманской области требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем проведения ремонта в срок до 01.12.2011г. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Р.Б.Малич Решение вступило в законную силу.
В судебном заседании прокурор Мазунина Ж.В. изменила исковые требования, заявила ходатайство о привлечении в качестве соответчика комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Оленегорска, указывая, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и иным нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, т.е. на орган, в ведении которого находятся дороги. Выполнение полномочий органа местного самоуправления – администрации г.Оленегорска в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в городском округе обеспечивает комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Оленегорска, который имеет статус юридического лица. Поскольку администрацией г.Оленегорска, а также Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.Оленегорска не исполнены обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, просит обязать их обеспечить соответствие состояния дорожного покрытия проезжей части по улицам Строительная, Мира и Космонавтов в городе Оленегорске Мурманской области требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем проведения ремонта в срок до 01.12.2011г.