Решение по делу 2-1201/2011 по иску прокурора г. Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Оленегорска.



Дело № 2-1201/2011

Мотивированное решение

составлено 26.10.2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Вязниковой Н.А.

при секретаре Вавинове Н.А.

с участием старшего помощника прокурора г.Оленегорска Мазуниной Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части по улице Парковой в городе Оленегорске и привести в соответствие с требованиями ГОСТа

установил:

Прокурор г.Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности произвести ремонт и привести до 01 ноября 2011 года в соответствие с требованиями ГОСТа дорожное покрытие по улице Парковая в городе Оленегорске, мотивируя свои требования тем, что в результате контрольного обследования улично-дорожной сети города Оленегорска, качества содержания дорог и улиц в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в августе 2011 года на проезжей части улицы Парковая в районе домов № 2, 3, 5, 7, 15а и 23 были зафиксированы просадки, выбоины в дорожном покрытии размеры которых значительно превышают предельные размеры по пункту 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». По результатам проверки был составлен акт.

В обоснование иска указано, что исходя из требований Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», Федерального закона Российской Федерации № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с Уставом муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией в полномочия Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в городском округе, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако установленные в ходе проверки повреждения дорожного покрытия препятствуют безопасности эксплуатации автомобильных дорог, свидетельствуют о неисполнении администрацией города Оленегорска в полной мере возложенных на нее полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, что создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Оленегорска Мазунина Ж.В. исковые требования изменила, заявив ходатайство о привлечении в качестве соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, который осуществляет выполнение полномочий органа местного самоуправления (администрации города Оленегорска) в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в городском округе, мотивируя свои доводы в представленном письменном ходатайстве и просит обязать Администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска обеспечить соответствие состояния дорожного покрытия проезжей части по улице Парковая в городе Оленегорске Мурманской области требованиям ГОСТа Р 50597-93 путем проведения ремонта в срок до 20 ноября 2011 года.

Представитель Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области Новосельская В.В. исковые требования прокурора не признала, представив письменный отзыв и дополнения к нему, подтвердив доводы, изложенные в отзыве и пояснив в судебном заседании, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения действительно находится в компетенции органов местного самоуправления, однако возможность реализации полномочий органов местного самоуправления, в частности, приведении состояния дорожного полотна в соответствие с требованиями ГОСТа и СНиПов, обусловлена наличием соответствующих средств финансирования расходов на осуществление данной деятельности, при этом Администрация города Оленегорска может только организовать деятельность по ремонту дорог, а не осуществлять ее, то есть в компетенции Администрации города находятся лишь организация работ по приведению дорог в надлежащее состояние и ограничение движения. Исходя из того, что все возможные меры и действия по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения Администрацией города были приняты, в частности заключены договоры, было издано распоряжение от 13.09.2011 года № 518-р о временном ограничении движения транспортных средств по улице Парковая, затем распоряжение № 532-р от 21.09.2011 года, работы выполняются в соответствии с условиями и в сроки, предусмотренные договорами, просят в удовлетворении иска отказать.

Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области ( далее КУМИ) Феоктистов И.С., привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, исковые требования не признал, изложив свои возражения в письменном отзыве, указывая, что дорожная деятельностью в отношении дорог местного значения находится в компетенции органов местного самоуправления и это полномочие Администрации города, при этом в соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом данные функции выполняются этим структурным подразделением, являющимся юридическим лицом. В судебном заседании представитель Феоктистов И.С. доводы, изложенные в отзыве поддержал, просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 4 абзаца 9 части 1 статьи 34 Устава муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации № 196 –ФЗ « О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Согласно части 2 статьи 12 указанного федерального закона обязанность по соответствию состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В пунктах 6 и 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержатся понятия дорожной деятельности и содержания автомобильной дороги, согласно которым дорожная деятельность включает в себя проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, при этом содержание автомобильных дорог – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из содержания вышеуказанных нормативных документов, Положений о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области ( КУМИ) и об отделе городского хозяйства, обеспечение выполнения полномочий органа местного самоуправления – администрации города Оленегорска, в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в городском округе осуществляет КУМИ, который является структурным подразделением администрации города Оленегорска и имеет статус юридического лица, а отдел городского хозяйства, является структурным подразделением КУМИ, при этом в его функции в сфере дорожного хозяйства входят учет и проверка состояния дорожного хозяйства на территории муниципального образования, подготовка планов капитального ремонта дорог и разработка проектов планов бюджетного финансирования капитального ремонта, контроль за выполнением плана, организация содержания дорог.

Таким образом, исходя из представленных документов и требований законодательства ответственными за надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения является орган местного самоуправления – администрация города Оленегорска, а также КУМИ администрации города Оленегорска, обеспечивающий выполнение полномочий администрации города Оленегорска в сфере дорожной деятельности.

В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ( ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993г. № 221) установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно пункту 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см. и глубине – 5 см.

Однако, как следует из представленных истцом документов, произведенное 22 августа 2011 года контрольное обследование улично-дорожной сети г.Оленегорска, на проезжей части ул.Парковая в районах домов № №2, 3, 5, 7, 15а и 23 показало на превышение предельных размеров имеющихся повреждений в дорожном покрытии ( выбоин, просадок), что свидетельствует о неисполнении ответчиками обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам. Дорожное покрытие проезжей части по ул.Парковой в городе Оленегорске не соответствует требованиям вышеуказанного ГОСТа, указанные в актах от 22.08.2011 года и от 19.10.2011 года повреждения дорожного покрытия препятствуют безопасной эксплуатации автомобильных дорог, создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан.

Оценивая доводы представителя администрации города Оленегорска о том, что Администрацией города предприняты все возможные действия по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе по устранению повреждений дорожного покрытия по ул.Парковая, суд считает неубедительными, не опровергающими требования прокурора. По мнению представителя, безопасность движения обеспечивают два действия, находящиеся в компетенции Администрации города, – это организация работ по приведению дорог в надлежащее состояние и ограничение движение, и, поскольку было проведено проектирование, в установленные законом сроки были размещены муниципальные заказы на выполнение работ, заключены договоры, распоряжениями Главы города Оленегорска с подведомственной территорией от 13.09.2011 № 518-р, а затем от 21.09.2011 № 532-р до устранения дефектов и повреждений автомобильной дороги по ул.Парковой введено ограничение движения транспортных средств по ул.Парковой, Администрация города совершила указанные действия, то есть были предприняты все возможные действия. Аналогичные доводы приведены представителем КУМИ администрации города Оленегорска.

Из муниципального контракта от 10.10.2011 г., заключенного КУМИ с «Подрядчиком» Кольское ГОУДРСП, видно, что «Подрядчик» принял на себя обязательства по выполнению комплекса работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия улично-дорожной сети города Оленегорска, в том числе ул.Парковая в срок до 20.10.2011 года. Однако, в судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела ( 20.10.2011г.) «Подрядчик» не приступил к выполнению работ по указанному объекту, а в соответствии с письмом от 20.10.2011 года, направленным Администрацией города Оленегорска Министру транспорта и связи Мурманской области, а также ответа Генерального директора Кольского ГОУ ДРСП сроки выполнения работ предлагается перенести до 11.11.2011 года. Данные обстоятельства подтверждают доводы истца, так как состояние дорог при их содержании до настоящего времени не отвечает правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, то есть Администрация города Оленегорска и КУМИ администрации города до настоящего времени не выполнили обязанность по обеспечению соответствия состояния дорожного покрытия проезжей части по улице Парковой в городе Оленегорске требованиям ГОСТ Р 50597-93. Таким образом, оценив доводы сторон, представленные в их обоснование документы, суд считает иск прокурора города Оленегорска обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Администрацию города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области обеспечить соответствие состояния дорожного покрытия проезжей части по улице Парковой в городе Оленегорске Мурманской области требованиям ГОСТа Р 50597-93 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем проведения ремонта в срок до 20 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Н.А.Вязникова

Решение вступило в законную силу