Решение по делу №2-139/2012 по исковому заявлению Алтынбаевой Е.В. к администрации г.Оленегорска с подведомственной территорией о признании права на принятие на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади по договору социального найма



Дело № 2-139/2012

Мотивированное решение

составлено 06 апреля 2012 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2012 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Васильевой О.В.

при секретаре Алексеевой А.А.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Алтынбаевой Е.В. к администрации г.Оленегорска с подведомственной территорией о признании права на принятие на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади по договору социального найма,

установил:

Алтынбаева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Оленегорска, в котором просит признать за ней и членом ее семьи несовершеннолетним А право на постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилой площади по договору социального найма как малоимущих и обязать администрацию г.Оленегорска поставить ее и ее внука на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилой площади по договору социального найма как малоимущих. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы. В обоснование своих требований указывает, что 08.12.2011 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади по договору социального найма, при этом администрацией г. Оленегорска был принят во внимание только размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи. Однако, считает, что в силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, для отказа в признании гражданина малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади по договорам социального найма необходимо, чтобы гражданин и члены его семьи имели не только доход, более установленный в решении Совета депутатов г. Оленегорска от 02.12.2010г. – 8863 рубля, но еще и налогооблагаемое имущество на каждого члена семьи более установленной стоимости 105000 рублей, то есть необходимо наличие обоих обстоятельств. Тогда как Алтынбаева Е.В. и члены её семьи не имеют в собственности недвижимого имущества, транспортных средств, следовательно, являются малоимущими.

В судебном заседании истец Алтынбаева Е.В. и её представитель – адвокат Колесникова Е.Ф. настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в нем основании, дополнив, что для признания гражданина малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади по договорам социального найма статья 49 ЖК РФ предусматривает наличие двух условий - дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Администрация г.Оленегорска отказывая ей в постановке на учет приняла во внимание только среднемесячный доход, который сочла превышающим установленный решением Совета депутатов г. Оленегорска размер, но не учла, что налогооблагаемое имущество у Алтынбаевой отсутствует. Истец и представитель считают, что при определении размера дохода Алтынбаевой для признании её малоимущей не должно было учитываться пособие опекуну, так как данное пособие является государственной социальной помощью и согласно Перечню видов доходов, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим по Методике определения среднемесячного дохода, государственная социальная помощь в доходе семьи заявителя не учитывается.

Представитель администрации г. Оленегорска Веденеева Я.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, указанным в отзыве, согласно которому Алтынбаева Е.В. неоднократно обращалась в администрацию города с данным вопросом, однако ей было отказано на том основании, что среднемесячный доход её семьи превышает размер, установленный решением Совета депутатов от 02.12.2010г. № 01-78рс. Алтынбаева Е.В. считает, что для постановки гражданина на учет необходимо наличие двух обстоятельств – доход не более указанного в решении, и налооблагаемое имущество, не более установленной стоимости. Однако данный довод истца является несостоятельным, поскольку налогооблагаемое имущество подлежит оценке лишь в случае, если оно имеется в собственности заявителей. Если налооблагаемое имущество отсутствует, рассматривается только среднемесячный доход на каждого из членов семьи заявителя. В методику расчета среднемесячного дохода по отношению к истиц, администрация принимала правильную. То есть доход Алтындаевой, получаемой ею как опекун несовершеннолетнего внука, должен учитываться. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск Алтынбаевой Е.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п.3 ст.4 Закона Мурманской области от 07.07.2005г. №646-01-ЗМО (ред. от 23.12.2008) «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (Принят Мурманской областной Думой 01.07.2005) (вместе с «Порядком учета и определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет»), в целях настоящего Закона граждане признаются малоимущими уполномоченным органом с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определяемых согласно приложению к настоящему Закону. Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительными органами городских округов и городских (сельских) поселений.

Решением Совета депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией от 02.12.2010г. № 01-78рс для признания граждан малоимущими в целях постановки в 2011 году на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в г. Оленегорске установлен размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, в размере не более 8863 рублей.

Установлено, что Алтынбаева Н.А. в 2009, 2010, 2011 году обращалась в администрацию г. Оленегорска с заявлениями о принятии её и внука А на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Согласно справке формы № 9 Алтынбаева Е.В. является нанимателем комнаты ... по ул. К...., д. ... в г. ..., вместе с ней зарегистрирован несовершеннолетний опекаемый А (опекунство от ДД.ММ.ГГГГ.).

Согласно постановления администрации г. Оленегрска № 589 от 24.11.2011г. опекаемому А, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, гарантировано предоставление жилого помещения вне очереди при достижении совершеннолетия.

В обоснование для обращения с указанным заявлением в администрацию г.Оленегорска Алтынбаевой Е.В., в интересах А, представлена справка РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Оленегорский» об отсутствии у истца и опекаемого зарегистрированных транспортных средств, уведомление Оленегорского отдела Управления Росреестра по Мурманской области об отсутствии у истца и опекаемого зарегистрированного права на недвижимое имущество, справка администрации г. Оленегорска о размере получаемого Алтынбаевой Е.В. ежемесячно опекунского пособия (... руб. ... коп. в 2011г.), справка Комитета образования г. Оленегорска о средней заработной плате истца в МДОУ № 2 (... руб. ... коп. в 2011г.).

Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 25.11.2011г. № 10 администрации г. Оленегорска, учитывая среднемесячный доход в размере ... рублей, в отношении Алтынбаевой Е.В., не имеющей имущества, комиссией принято единогласное решение отказать в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как не подтвердившую статус малоимущей. Отделу опеки и попечительства рекомендовано проконсультировать Алтынбаеву Е.В. об условиях предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма.

При этом, согласно представленному в суд ходатайству МДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного типа» от 28.03.2012г., администрация дошкольного учреждения ходатайствует главе г. Оленегорска о заключении договора коммерческого найма отдельного жилого помещения для своего работника Алтынбаевой Е.В.

Свое решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма администрация г. Оленегорска довела Алтынбаевой Е.В. письмом от 08.12.2011г., разъяснено, что при размере среднемесячного дохода ниже установленного истец вправе вновь обратиться с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Статьей 49 ЖК РФ установлены два критерия, которыми нужно руководствоваться при решения вопроса о том, кого следует считать малоимущим.

Во-первых, это граждане, имеющие невысокий доход в расчете на каждого члена семьи. Предельный размер дохода, обеспеченность ниже которого дает возможность считать гражданина малоимущим, устанавливается органами местного самоуправления.

Во-вторых, у граждан, имеющих невысокий доход, нет имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости.

Только в совокупности два этих показателя и определяют, является ли гражданин малоимущим или нет. Поэтому, довод истца и её представителя о том, что отсутствие в собственности недвижимого имущества, транспортных средств и наличие одного заработка, является основанием для признания гражданина малоимущим, суд находит несостоятельным и сводит к иному толкованию истцом и его представителем закона. Алтынбаева Е.В. имеет среднемесячный доход в размере ... рублей, что превышает установленный решением Совета депутатов г. Оленегорска размер 8863 рубля, следовательно, не имеет основания для признания её малоимущей.

Кроме того, довод истца и её представителя, что при определении размера дохода Алтынбаевой Е.В. для признании её малоимущей, не должно было учитываться пособие опекуну, так как данное пособие является государственной социальной помощью и согласно Перечню видов доходов, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим по Методике определения среднемесячного дохода, государственная социальная помощь в доходе семьи заявителя не учитывается, суд также находит несостоятельным, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Целью оказания государственной социальной помощи согласно ст.3 указанного Закона является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Алтынбаевой Е.В., как опекуну, выплачивается пособие в соответствии со ст.31 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве», согласно которой подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (п.1). Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (п.2). Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению (п.3).

Таким образом, пособие, выплачиваемое опекуну, является социальной выплатой, установленной органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ, и учитывается при расчете среднемесячного дохода семьи заявителя согласно пп.«д» п.1.1. ч.1 «Методики определения среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя для признания малоимущим в целях постановки на учет», определенной Порядком учета и определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет (Приложение к Закону Мурманской области от 07.07.2005г. № 646-01-ЗМО).

На основании изложенного требования Алтынбаевой Е.В. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Алтынбаевой Е.В. к администрации г.Оленегорска с подведомственной территорией о признании права на принятие на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

О.В. Васильева

Решение вступило в законную силу